На тихой улице в Германии. 31. Она была в Париже..

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

Продолжение. Начало см. http://www.proza.ru/2014/03/13/1569

31. «Она была в Париже...»

     Так пел в одной из своих песен Владимир Высоцкий. Слово «Париж» всегда было для нас таким же красивым, загадочным и благоуханным, как слова «Эйфелева башня» или «французские духи», и столь же далеким от нашей реальной жизни, как пароль секретного агента. Раньше в Париж могли попасть лишь избранные.
     Слава богу, времена изменились, и теперь кто-то едет туда учиться, кто-то – работать (например, художники или учёные), кто-то отправляется по туристической путёвке. Даже наши небогатые пенсионеры могут при желании проехать галопом по Европе, то есть по нескольким европейским столицам, включая Париж.
     Надо сказать, что человек, побывавший в Париже, неизбежно становится иным – зависимым от него. Может быть, и другие великие города способны производить на людей такое же неизгладимое впечатление, ведь у каждого человека есть свои «географические» мечты, пространственные фантазии и художественные пристрастия. Но для меня самый романтический, таинственный и прекрасный город – это Париж.
     Не имея возможности попасть в Иерусалим, Рим, Лондон, Нью-Йорк или Вену, я всё же догадываюсь, что они не смогли бы занять в моей душе место, предназначенное Парижу. Не зря же я учила французский язык, читала французских авторов, смотрела французские фильмы, слушала французских певцов и любовалась французскими художниками-импрессионистами (и не только ими). Влияние французской культуры и литературы на всех нас столь велико, что ни одна страна, даже священная Древняя Греция, не может сравниться в этом отношении с Францией.
     Ностальгия по далёкому Парижу у меня была не меньше, чем у того, кто там родился и жил, но по какой-то причине покинул родной город. Он-то хотя бы помнил, как ходил по его улицам и площадям, а я лишь представляла. Однако я неплохо знала великий город – по книгам, картинам, фотографиям и кинофильмам.

     Мне повезло, что экскурсия, организованная для русских немцев, оказалась вполне доступной по стоимости и проводилась на русском языке. Я ездила вместе с Эльвирой и её дочерью. Мы выехали поздно вечером в субботу в комфортабельном двухэтажном автобусе, ехали всю ночь по Германии, Бельгии и Франции, а в семь часов утра уже были в Париже.
     Шёл дождь, и по белым каменным ступеням, ведущим к церкви Сакре-Кёр, плавно, непрерывно, стекала чистая, прозрачная вода, словно так было задумано – для омовения наших ног. Хотелось сказать: «Сними обувь твою...» Необыкновенное ощущение, чудесная картина, до сих пор стоящая перед глазами. 
     Мы медленно поднялись наверх, оглянулись и увидели Монмартр в утреннем тумане. Вот это и есть самый настоящий Париж! Ещё одна новая планета, на которой я неожиданно очутилась. Раньше я и представить не могла, что буду стоять здесь, в самом сердце Парижа, в такую свежую майскую рань, словно смиренная прихожанка перед алтарём.
      Белый храм, возвышающийся на вершине холма, – как мне кажется, самый красивый из всех парижских храмов – был открыт, и мы вошли внутрь...

     Мы провели в Париже 15 часов, и всё это время ходили по музеям, соборам, историческим местам, поднимались на смотровую площадку 58-этажного небоскрёба, катались на катере по Сене, гуляли по знаменитому саду Тюильри, смотрели старинную живопись в Лувре, трогали руками Эйфелеву башню и сидели на скамье в соборе Нотр-Дам.
     Мы многое успели увидеть в этом прекрасном городе, так как нас повсюду возили на автобусе. Организовано всё было очень разумно, экскурсию проводила молодая, энергичная и в то же время уравновешенная женщина, тоже из русских немцев. Может быть, потому, что у меня было совсем мало времени, я нацелилась на запоминание, близкое к киносъёмке.
     До сих пор помню тот священный восторг, который охватывал меня при виде знакомых зданий, знаменитых картин, любимой всеми иностранцами Эйфелевой башни, Елисейских полей с их старинными зданиями, узенькими балконами с кружевными решётками и неповторимыми парижскими крышами.
     Конечно, в Париже нужно провести хотя бы неделю, но судьба до сих пор не предложила мне столь щедрого подарка, и я даже не знаю, возможна ли такая продолжительная экскурсия в принципе. И добавит ли она что-нибудь к тому праздничному, счастливому впечатлению семнадцатилетней давности? Но если мне ещё раз доведётся поехать в Париж, честное слово, я снова буду смотреть во все глаза и, как в первый раз, восхищаться любимыми с детства старинными зданиями и живой рекой Сеной, в воды которой, как известно, нельзя войти дважды.
     Я так рада, что была в Париже!

            ОКНО В ПАРИЖ

Я помню, как сейчас, тот день в Париже,
Прогулку под невидимым дождём.
На палубе стояла неподвижно,
По Сене проплывая с ветерком.

Сказать по правде, ветер был, что надо!
Но вечный город плыл, как мир, велик,
И я фотографировала взглядом
Дома-дворцы, что вдоль реки текли.

Кто был, тот помнит странные пейзажи,
Где статуя Свободы, как во сне,
Возникла рядом с Эйфелевой башней,
Но катер плыл – вставала в стороне.

И – странно – на одной из фотографий,
Где Эйфелева башня в глубине,
С улыбкой и закрытыми глазами
Я так и получилась – как во сне...

Как ждут в чужой толпе родные лица,
И кошка караулит стойко мышь,
Так я смотрю, боясь пошевелиться,
Любимый старый фильм "Окно в Париж".

Вы помните, в смешном и грустном фильме
Через одно волшебное окно
В Париж герои столько раз ходили!
Но в жизни не бывает, как в кино...

Своя рубашка, скажут, к телу ближе.
В родной стране, небось, не пропаду.
Но как я рада, что была в Париже!
Туда я вряд ли снова попаду...


Послесловие:
http://www.proza.ru/2014/03/13/1525

__________________________________

Фото из интернета


Рецензии
Замечательное посвящение Парижу, Тамара.
Спасибо за приятную ностальгию.
Мне довелось там быть целых 4 дня - где я только не побывала - кроме экскурсий.
Одни восторги!
Приятных путешествий!
С теплом,

Фаина Соколова   25.01.2018 16:50     Заявить о нарушении
4 дня - это много. А нас провели везде, но быстро: с 7 утра до 10 вечера. Мы ездили автобусом из Германии - две ночи в пути и день на ногах. Не знаю, удастся ли попасть в Париж ещё когда-нибудь. Но только не автобусом!

Поэтому стихи, написанные 20 лет назад, всё ещё актуальны.

http://www.stihi.ru/2013/09/26/8229

Тамара Залесская   25.01.2018 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.