Корпоративные тайны. повышение зарплаты

События подлинные.
Имена изменены.


03 марта, понедельник 2014 года, 22 часа 51 минута 36 сек.

- В администрации города хотят нам передать два объекта на достройку по адресам… - Я назвал их точное местоположение и указал их на интерактивном столе на карте «ДубльГиса». -  Предыдущие застройщики переоценили свои силы и возможности. В ближайшее время мы можем «подхватить» эти проекты для реализации. – Это дополнительно позволит загрузить мощности наших строительных предприятий и смежников на восемь – десять месяцев. Поэтому предполагаю, что текущий год будет такой же успешный, как и предыдущий.
- Какой суммой они готовы нас вознаградить? – Генеральный директор Сергей Владимирович уже хотел оценить масштабы будущей прибыли.
Я назвал сумму.
- Приемлемо. – Констатировал Сергей Владимирович и слегка заметно кивнул.
- Это ещё без учета коэффициента инфляции, который мы пропишем в договоре. Этот момент я уже обговорил с … - Я назвал имя высокопоставленного представителя из Главархтектуры.
Генеральный директор повторно одобрительно кивнул:
- И что они хотят взамен на такую щедрость?
- Сто квартир в нашем достраиваемом жилом комплексе… - Я озвучил его название и автоматически показал на карте. Хотя большинство присутствующих и так прекрасно знали, где он расположен. - Поспешу заметить, Сергей Владимирович, три квартиры: каждая в «сто квадратов», я обещал главе района и двум его замам, если их лоббирование наших интересов в администрации города закончится для нас положительно.
- Дадим району пять квартир, а городу восемьдесят. Пусть люди ценят нашу благодарность. А городская администрация и этих не заслужила. От них помощи – хер! Только одни просьбы… Дмитрий! Доложи им наше согласие и решение.
- Сделаю.
За пять часов расширенного совещания с директорами структурных подразделений и обсуждения результатов минувшего года и планов на текущий, все были порядком утомлены. И я очень надеялся, что Генеральный больше не захочет обсуждать никакие темы, которые нельзя было бы переговорить в рабочем индивидуальном порядке.
Наступила долгожданная пауза. И я мельком взглянул на часы: успеваю ли ещё на сеанс тайского массажа?
- Сергей Владимирович! А когда в этом году будет индексация заработной платы? – Наталья Ивановна неожиданно глупо разорвала тишину. Это была как раз одна из подобных тем, которые необходимо решать с руководством в индивидуальном порядке, а не выносить на публичное обсуждение.
- От отдела по работе с персоналом ко мне не поступало докладной записки по этой теме. – Генеральный директор парировал её вопрос.
- Им бесполезно писать! В прошлом году я уже пять раз им сообщала, что у нас в Перми растут цены. А они в ответ отписываются, что мониторят ситуацию и не видят необходимости в повышении зарплаты. Когда люди ко мне устраивались на работу, я им платила выше среднего по городу. А сейчас их зарплата уже средняя по Перми…
Сергея Владимировича немного забавляла Наталья Ивановна. Ей был дан четкий ответ схемы решения ситуации, в которой исключалось напрямую обращение к Генеральному директору с подобным вопросом. Но она не поняла смысла ответа. Поэтому Сергей Владимирович с улыбкой либерального руководителя откинулся на спинку кресла и приготовился слушать.
Некоторые директора структурных подразделений одобрительно закивали в знак солидарности к словам Натальи Ивановны. Она, видя подобные невербальные сигналы, решила изложенную мысль подкрепить фактами:
- Мой главный бухгалтер каждый год ездила отдыхать на Тенерифе, а в этом году была вынуждена купить путевки в Анталию на мартовские праздники... Это у Вас в Екатеринбурге зарплаты большие! Вы можете себе позволить любой отдых! А у нас в Перми – маленькие! Если мой бухгалтер плохо отдохнет, то она и работать будет также…
Неподражаемая женская логика.
Я всегда был против назначения женщин на ключевые посты в холдинге. У них никогда не хватает быстрой сообразительности принимать верные решения в критических ситуациях, говорить правильные слова в нужном месте или знать: где и когда молчать. Поэтому неоднократно рекомендовал Генеральному директору пересмотреть кадровую политику в этом направлении. Но он считает, что женщины более четкие исполнители в повседневном рабочем процессе, нежели мужчины. А для решения проблем у холдинга есть я – Помощник генерального директора по координации бизнеса.
Кивающие в знак одобрения слов осмелевшей Натальи Ивановны руководители структурных подразделений тоже устно сообщили, что уровень оплаты труда по холдингу существенно сократился за последние пять лет и стал средним по каждой отрасли. А ежегодные индексации зарплаты рядовым сотрудникам не отражают адекватную картину динамики на рынке труда. Текучка кадров стала увеличиваться особенно среди менеджеров среднего звена, которые не видят перспектив по росту вознаграждения и уходят к конкурентам, которые могут предложить больше. Соответственно, общий уровень профессионализма персонала падает, что приводит к сбоям в работе.
Генеральный директор мгновенно оценил ситуацию. И по внутренней связи связался с начальником отдела персонала. После краткого приветствия Сергей Владимирович распорядился:
- … К завтрашнему дню приготовьте мне отчет по фонду оплаты труда каждого предприятия холдинга с уровнем средней заработной платы по регионам.
Быстрый публичный приказ отделу персонала должен был успокоить директоров структурных подразделений и внушить им надежду в Светлое будущее, снять вопрос с повестки дня и закончить совещание. А мне позволить ещё успеть к тайкам.   
Напрасно.
Некоторые руководители структурных подразделений высказали настойчивые опасения, что отдел персонала опять «притянет факты за уши» и саботирует повышение зарплаты, что уже случалась неоднократно на протяжении последних лет.
Они наивно не понимали, что Генеральный директор самолично приказал отделу персонала уменьшить фонд оплаты труда холдинга до минимума в контексте политики общего сокращения расходов компании.
Мне же, отнюдь, было понятно их стремление услышать от Сергея Владимировича обещание повысить зарплату всем сотрудникам на столько-то процентов в течение такого-то времени. Тем самым они приближали момент повышения своей базовой части фиксированной оплаты труда. Потому что директор не может зарабатывать столько сколько менеджер. Его вознаграждение всегда должно быть выше. Здесь работает принцип: проси за своего подчиненного; и после того как ему повысят оклад - жди повышения для себя.
Мне, конечно, было параллельно на их политику множественного вербального давления на Генерального директора и совсем было плевать, что какой-то там бухгалтер из Перми вместо того, что бы ежегодно отдыхать на Канарских островах, поедет в этом году в Турцию. Меня беспокоило другое. - С общим падением уровня профессионализма сотрудников через несколько месяцев или полгода начнутся сбои в работе каждого предприятия, до этого функционирующего как швейцарские часы. А от этого зависит слаженная работа всех звеньев холдинга. А когда взаимосвязь предприятий компании не будет крепкой и четкой, - уменьшится прибыль, что станет моей проблемой. Мне абсолютно без разницы, что будут уволены несколько директоров структурных подразделений из-за падения показателей эффективности. На меня свалится шквал дополнительного объема работы по выправлению ситуации. И пока не будут работать профессионалы знающее свое дело, мне придется, как команде МЧС в срочном порядке распутывать увеличивающейся ком проблем.   
Сергей Владимирович молча и с едва заметной улыбкой выслушал все настойчивые пожелания директоров структурных подразделений. И резюмировал:
- В ближайшее время я рассмотрю варианты решений по этому вопросу. Если они будут приемлемы для компании, то мы повысим фонд оплаты труда холдинга.
В переводе на понятный язык его ответ означает: «Заткнитесь, суки! Я буду делать то, что считаю нужным. Хер вам! А не повышение зарплаты!»
- Наша чистая прибыль за две тысячи тринадцатый год составила тридцать процентов. Что очень обнадеживающе в контексте общей удручающей экономической ситуации. Было бы необдуманно повышать фонд оплаты труда в крайне неблагоприятном общероссийском экономическом пике. Компании нужны финансовые резервы. Но мы могли бы выделить от трех до пяти процентов от прибыли, и адресно каждому сотруднику холдинга, внесшим особый вклад в процветание предприятие, выплатить повышенную годовую премию. –  Я предложил Генеральному директору компромиссный вариант с четко обозначенной границей цифр. Зарплата остается прежней. Но самые отличившееся получат бонус. Это увидят все сотрудники. И будут стараться в текущем году зная, что их заслуги оценят в будущем.
Прими Сергей Владимирович моё предложение, то это позволило бы разрубить гордиев узел. И волки сыты и овцы целы.
- Преждевременно, Дмитрий, принимать подобные решения. Дождемся рекомендаций отдела персонала. – Генеральный директор был непреклонен. Он не хотел уменьшать прибыль и свои дивиденды, как ведущего акционера.
Большинство руководителей структурных подразделений поддержали моё предложение. И высказались в его пользу. Но они, глупцы, опять забыли, что в России нет демократии: ни в стране, ни в бизнесе. Сытые всегда великодушны, если не алчны. Но это не наш случай.
Сергей Владимирович принял решение. Его не возможно переубедить, если только не привезти убедительные аргументы. Но я же не мог ему сказать открыто: "Надо всем поднять зарплату, а то когда умные люди разбегутся, у меня прибавится много работы. А я не хочу работать больше, чем сейчас". Поэтому я молчал, глядя в планшет.
Генеральный резко поставил все точки над «и», и внес предельную ясность в решение вопроса:
- Каждый из Вас должен уметь работать с персоналом! Это не выход: ставить заоблачные зарплаты, в надежде, что придет профессионал и все сделает за Вас. Ваше дело: не тупо руководить, сидя смирно жопой в кресле, а работать, работать и работать! Ошибки Ваших людей – Это Ваши ошибки! Не умеете работать с людьми, пишите заявление по собственному желанию…
Двое неумных директоров структурных подразделений возмутились: не поняли смысла спича Сергея Владимировича и повторно настаивали на повышении зарплат своим сотрудникам.   
Генеральный директор потерял терпение, но сохранил самообладание. Повернувшись в мою сторону, он резко и громко произнес, что бы его слышали все, выбрав меня адресатом фразы, наверное потому, что я был самым молодым из всех присутствующих:
- Хочешь быть богатым?! Не думай о бедных!
Все сразу замолчали, уткнувшись взглядами в стол. Богатыми хотели быть все.


Рецензии