Голубиный жилищный кризис

  Может ли у птиц, в частности, у голубей, быть... жилищный кризис?
  Вопрос этот покажется странным, если не абсурдным. Вся природа - их дом:лети, куда хочешь, приземляйся где хочешь,- человеку бы так!
  Собственно, и я до недавнего так думала.
  Хотя, если по правде, вовсе не думала об этом. Но жизнь голубиная в нише, на внешней стороне стены, где когда-то был кондиционер, за которой я невольно  наблюдаю из кухонного окна вот уже многие месяцы, заставляет задуматься над вопросами, ранее мне абсолютно безразличными. В том числе, и над этим - о голубином ...жилищном кризисе.
  Я уже не раз упоминала ранее, что эту нишу в минувшем году захватил голубь, которого я прозвала Рыжим, имея в виду не столько его окраску(она, скорее, темно-коричневая), сколько его характер:упрямый и драчливый.
  Хотя, надо признать, он в последнее время заметно изменился, став мягче и менее агрессивным.На него явно повлияло очередное отцовство:14 февраля у пары (его спутница - всё та же Серая голубка) появился первый птенец, а через день или два -второй.
  Усмотреть время их появления весьма трудно:не торчишь же весь день на кухне и не глазеешь в окно!
  Но в этот раз мне повезло. Было время обеда(я даже пометила его:14 часов сорок восемь минут), и я, стоя у плиты, посмотрела в окно и увидела, что Серая что-то упорно долбит.
  "Яйцо",- подумала я. И действительно, через какой-то период появился птенец.
  Появление второго мне, конечно, увидеть не удалось. Но что я сразу заметила, когда птенцы уже немного оперились:на этот раз они удались в папашу! Шеей, головой и клювом. И этим мрачным насупленным взглядом, который характерен только для Рыжего. У других голубей он какой-то глуповатый или вообще "никакой", а у этого всегда хмурый при всех обстоятельствах, словно он недоволен всем белым светом.
  От мамы, Серой, птенцам досталось сплошь серое брюшко, а вот спины у них -некая смесь коричневого и черного, с разбросанными на них мелкими белыми снежинками.
  В человеческих семьях дети бывает рождаются похожими и на бабушек, и на дедушек, и на дальних родственников. Вполне, возможно, что в голубиных происходит то же самое. Начинают сказываться гены прошлых поколений. В самых причудливых голубиных сочетаниях:белый голубь с кофейной оторочкой у хвоста;  или голуби с лиловой шеей и светло=бурым оперением,- всех не перечислишь, да нет в этом необходимости, они у каждого на памяти, ибо голуби - птицы всем известные.
  Нынешние дети Рыжего, в отличие от предыдущей пары птенцов, росли, можно сказать, не по дням, а по часам. И перед вылетом из дома превратились в крупных голубей, не боящихся внешнего мира. Предыдущие задержались дома аж на полтора месяца, и все требовали от родителей, чтобы те кормили их.
  Я, признаться, уже и не чаяла дождаться, когда они уберутся из дома, настолько меня стало раздражать их тунеядство.
  Смешно? Вообще-то - нет:когда живешь рядом с голубиным семейством, поневоле начинаешь воспринимать происходящее там близко к сердцу. Особенно, когда на его дом постоянно нападают другие голуби, стоит Рыжему или Серой улететь на долгое время, а там находятся совсем еще крохи-птенцы.
  Особенно неиствовали два больших и крупных серых голубя:забирались в дом, садились на гнездо, курлыкали, а птенцы, прогнанные ими, боязливо съеживались в противоположном углу.
  Может быть, это была пара, которую изгнал Рыжий, и они хотели вновь отвоевать дом? Но стоило появиться Рыжему, и они поспешно улетали.
  Были и другие претенденты, в основном серо-бурой окраски. Случалось, они даже поклевывали пищавших от страха птенцов, так что, услышав их в соседней комнате, я брала длинную палку и шла изгонять наглых налетчиков.
  Понимала, что это глупо, ведь в дикой природе их никто не защитит, но утешала себя, что пока можно защищать,- надо защищать.
  Правда, налетчики вскоре снова возвращались, и пока не появлялся Рыжий, продолжали разбойничать.
  В этом году атаки на дом были более частыми и агрессивными, чем в прошлом. Может быть, их провоцирует приближение  весны и более сильное стремление высиживать птенцов?
  В один из дней в голубином доме появилось  неприкаенное яйцо - не в гнезде, а далеко за его пределами. Ни Рыжий, ни Серая не обращали на него никакого внимания, а потом оно исчезло:то ли  было растоптано, то ли украдено.
  Оно явно было чужим, потому что после этого Рыжий с Серой продолжали сидеть на гнезде еще недели две, пока не появился первый птенец.
  Причем, большую часть времени они сидели поперек гнезда, чего раньше за ними не замечалось. Почему так, а не как всегда, - загадка.
  С появлением птенцов вокруг дома начались голубиные "посиделки". Вновь объявилась и старая знакомая = Бело-Черная, усевшись, как всегда, над домом и то и дело заглядывая туда.
  В дом она, однако, уже не забиралась, видимо, поняв бесперспективность своих усилий:"отбить" Рыжего у Серой. Однажды рядом с ней появился весьма симпатичный черный голубь, который явно хотел с ней подружиться, и она даже милостиво сносила его внимание. Но спустя несколько дней,  вновь стала появляться одна, зависнув над домом Рыжего.
  Вот тогда-то и возникла у меня мысль о голубином жилищном кризисе. Почему это другие голуби так не равнодушны к дому Рыжего? Да потому, что это дом, которого у них нет, а им тоже хочется его иметь.
  Но не так-то просто найти подходящее место, чтобы облюбовать его и свить там свое гнездышко. Кажется, это не проблема, тем более, в городе:вон сколько домов вокруг! Но, видимо, не все подходят для этого,и не каждая хозяйка согласится жить рядом с этим шумным семейством, уже с утра начинающем клокотать, шебуршиться, выяснять отношения. От них и устаешь, и нередко раздражаешься.
  Но в то же время, нередко и умиление испытываешь, и даже восхищение.
  Вот старший птенец начал испытывать силу своих крыльев. До чего же красиво! Поднимает их вверх, энергично взмахивает ими, и машет, машет, не опуская, и они кажутся маленькими парусами, которые полощатся на ветру.
  Вот младший птенец впервые забрался на сетку и, повизгивая, "уговаривает" сея осмелиться и вылететь наружу. И, наконец, осмелился!
  Вот оба лежат у сетки, бок о бок, поглядывая на внешний мир, словно два маленьких кораблика, готовых вот-вот войти в гавань.
  И действительно, наступает момент, когда они войдут в свою гавань,- туда, в мир, который одновременно и страшит, и притягивает их.
  Они еще будут несколько дней возвращаться назад, но родители уже отдалились от них, уже заняты только тем, что меняют друг друга на гнезде, да улетают на промысел пропитания. И мне даже жалко этих птенцов, так быстро повзрослевших, а они все-таки еще "дети".
  И почему это Рыжий и Серая без передышки снова уселись на гнездо? Надо было застолбить дом?
  Одинокие голуби, между тем, продолжают виться вокруг дома, словно инспектируя его:а ну посмотрим, что там в нем сегодня происходит? И, видимо, у большинства из них,как это ни грустно, свой дом так и не появится.
   


Рецензии