Четыре Солнца

           В один из жарких якутских дней, а там бывает летом и за 40* Цельсия, как гласила памятная табличка в Средне-Колымском историческом музее, мы выехали на берег реки. Река небольшая, дело было к вечеру и пора было искать место для лагеря. Весь день, в эту жару мы продирались по тайге. Мы, это почти вся партия, за исключением минералогов, взгромоздившаяся  поверх палаток, спальных мешков, личных вещей и продуктов на пятнадцать человек в месяц, на маленький гусеничный вездеход ГАЗ-47. На нашем берегу реки места для лагеря не оказалось и мы решили перебраться на другой. Вездеход спустился к воде и погрузившись в неё по гусеницы  перебрался через речку. Но когда он стал выбираться из воды на берег, то неожиданно заглох. Половина вездехода осталась в воде, половина на суше. Да к тому же загорелся  мотор вездехода, работающего на бензине. Вся "прелесть" езды на вездеходе по тайге в жаркую погоду сопряжена  с опасностью возникновения пожара. У плавающего вездехода выхлопная труба выведена наверх и проходит вдоль борта. Обычно она закрыта металлическим кожухом, который в процессе эксплуатации куда -  то исчезает. И остаётся  голая раскалённая труба на которую и за которую падают сухие веточки и хвоя. И если за этим не следить то пожар на вездеходе нередко перерастающий в таёжный вам обеспечен. Тоже самое происходит и в моторном отсеке, который сверху обычно прикрыт металлической  сеткой, нередко утратившей свою целостность. Там тоже собираются мелкие сухие веточки и хвоя которые в совокупности с машинным маслом и бензином образуют пожароопасную смесь. Вездеходчик открыл капот и с добровольными помошниками попытался потушить огонь. Но он заполыхал ещё сильнее. Тут поступила команда начальника партии начать разгружать вездеход, спасать имущество. Я, как и все свободные от пожаротушения люди, начал разгружать вездеход. Поэтому, что там творилось в моторном отсеке я уже не видел. Не до этого было. Как оказалось, на самом дне вездехода находилось четыре ящика взрывчатки. А это примерно 160 килограмм. Если бы рвануло, то от вездехода да и от нашего имущества с нами мало что осталось. Пока мы занимались разгрузкой вездехода прошёл мелкий тонкодисперсный дождик. И за это  время ребята как-то умудрились потушить пожар в моторном отсеке. Все вздохнули с облегчением и присели отдохнуть от утомительной работы и переживаний. И тут кто-то обратил наше внимание на второе  солнце появившееся под настоящим и практически неотличимое от него. Затем, через некоторое время и на таком же расстоянии появилось  солнце справа  от настоящего  и немного погодя слева. В итоге образовался  симметричный  крест из четырёх солнц. Причём отличить ложные солнца от настоящего, не наблюдая процесс  их появления, было  затруднительно. Настолько они были похожи друг на друга, как четыре близнеца. Мы сидели и тихо перешептывались  наблюдая эту чудесную картину природы   минут двадцать. Затем видение исчезло и осталось только одно солнце которое стало медленно  уходить за ближайшие горы.  Мы загрузили  вездеход и после незначительного ремонта он доставил нас на место нашей  очередной  ночёвки.

           А происходило  это в Якутии, на  Алазейском плоскогорье в 1973году (Большая советская энциклопедия - Ю. П. Пармузин. Алазейское плоскогорье, плоскогорье на междуречье рр. Индигирки, Колымы, Алазеи  и Ожогиной  в Якутской АССР. Длина 300 км. Средняя высота 350 м. Над волнистой поверхностью  А. п.  поднимаются изолированные плосковершинные массивы и хребты (высота от 400 до 954 м). В основании А. п. лежат протерозойские гнейсы, перекрытые девонскими  вулканогенно - осадочными и юрскими туфогенными  отложениями, прорванными гранитами. До высоты 450 м простираются лиственничные, лишайниковые и ерниковые  заболоченные редколесья на горно-мерзлотно -таёжных почвах, а в долинах — пойменные тополево-чозениевые леса; до 600 м — редкие кусты кедрового стланика, выше — горная тундра). В 1973 году лето в республике было аномальное -  сухое и жаркое.   Как сегодняшнее в Москве. Мы как - то в середине полевого сезона встречали вертолёт везущий нам в выкидной маршрут бензин, заказанные продукты и почту. Услышав вертолетный гул и увидев его мы обозначили своё присутствие одним выстрелом из ракетницы. Вертолёт приземлился, мы его разгрузили и он улетел. Мы разошлись по палаткам изучать почту. И вдруг кто то кричит что горит мох на посадочной площадке. Но не там где приземлялся вертолёт, а немного в сторонке. Все дружно бросились тушить  это место.   Копать, заливать, затаптывать пламя. Погасили. Только сели передохнуть, задымилось в другом месте, неподалёку. И так мы "дружно", с перерывами, тушили то в одном, то в другом месте почти двое суток. Оказалось, подо мхом находиться небольшой (с полметра ) слой хорошо подсушенного в это жаркое лето торфа. По нему то огонь и гулял. А причиной пожара оказалась сигнальная ракета выпущенная нами. В нормальных условиях остатки не успевшего сгореть горючего вещества ракеты или пыж падают на землю и тут гаснут. А в жаркое сухое лето для высушенного мха хватило видимо и одной искры. И понеслось "веселье" почти на двое суток.  В это лето пожары  осложнили нам жизнь и работу. Но обошлось без возможных человеческих потерь.  Одна маршрутная пара по ходу маршрута наткнулась на верховой пожар. И  бросилась от него бежать. Бежали так, что как они рассказывали "карта закончилась". У геологов -съемщиков начальник партии или отряда  на  каждый рабочий день намечает маршрут и выдаёт исполнителю  лист карты  на этот участок. Так вот они убегая от пожара выскочили за границы своего "листа " и очутились  на соседнем. На который у них карты не оказалось. При этом они потеряли ориентировку своего местоположения. В итоге, блуждая без карты и обходя или убегая от очередных пожаришь, они нас нашли только на третьи сутки. Закопчённые, похудевшие  и голодные. А одной маршрутной паре  работавшей отдельно от нас геолог-палеонтолог и наш партийный радист, он же и техник-геолог по совместительству, пришлось закапывать своё снаряжение в землю а самим готовиться отсиживаться в озере. Но им повезло. Огонь  до них не дошёл, вещи откопали, в озеро нырять не стали. Мне тоже пришлось, так получилось, прогуляться  по пожарищу правда низовому. И история эта была связана с бивнем мамонта.
 
           В одном из маршрутов, недалеко от лагеря, мы с моим рабочим наткнулись на бивень мамонта. Было это в начале маршрута и бивень хорошей сохранности размером 2-2,5 метра пришлось оставить до лучших времён. Не тащить же его на себе весь маршрут. Но место это мы запомнили. А через два дня начальник партии по фамилии Кац  запретил покидать территорию лагеря и проводить маршруты в связи с пожароопасной обстановкой. Пожары обложили нас со всех сторон и даже в лагере видимость была в пределах ближайшей палатки. Через день вынужденного безделья я вспомнил о бивне и рассказал о нём своему напарнику по палатке Феликсу Двоскину. Феликс был студентом Горного института, нашим новоиспечённым техником-геологом и предметом насмешек молодых ребят-рабочих из Кузьминок ( район г. Москва) особенно после случая с лосиной печёнкой. Кто - то подстрелил очередного огромного сохатого и наши женщины из его печенки, не подумавши, навертели паштет. Получилось так много, что за день его не съели, и он ещё дня два стоял  на столе в нашей столовой. Кто хотел тот и ел. Но паштет продукт скоропортящийся и Феликс, не зная этого, навернул, видимо пожадничав, солидную порцию, на третий день его существования. И соответсвенно его настигли последствия в виде "детской неожиданности". И вот, когда после очередного приступа этой "неожиданности" он полоскал в нашем ручье свои трусы, на него наткнулась минералог-лаборантка. Для него это оказалось таким ударом, что он дня два ходил как "пришибленный. " Пока я у него не выпытал, что же случилось. А затем, по дурости, рассказал ребятам из Кузьминок, дав им лишний повод для насмешек. Как я слышал  потом,  часть этих ребят,  получив у нас массу впечатлений, подалась  на " стройку века" БАМ.

           И вот мы с Феликсом решили сходить за этим бивнем. Запаслись ножовкой  по дереву, припрятав её в лесу, продуктами и стали думать, как нам выбраться из лагеря не нарушив запрет начальника.  И ничего лучше не придумали, как отпроситься собирать грибы вблизи лагеря, для себя и для столовой. Получив у начальника "добро"  мы забрали припрятанное снаряжение и бодрым шагом  двинулись к тому месту, где был бивень. А было это в километрах шести от лагеря. Надо было  успеть забрать бивень, набрать для виду грибов и вернуться в лагерь не очень поздно, чтобы не задавали лишних вопросов. Когда мы подошли к ручью, где находился  бивень, то увидели что там идет пожар. Вялый, низовой, но пожар. Лес там был редкий, и горели пока трава и кустарники. Бивень остался за линией пожара, по моим расчётам  мы не дошли до него метров 200-300. Стало очень обидно и досадно, что нам так не повезло, и жалко потраченных усилий. Поэтому, недолго думая, мы как два дурака решили  зайти в пожарище и вынести  из него хорошо сохранившийся бивень слонового цвета .Уж больно он был хорош.

           Нам повезло. Мы шли по горящему лесу метров тридцать. Горела трава, трещали кусты и даже начинали заниматься деревья.  Было страшновато  и пугала неизвестность. Но  оказалось, что за полосой открытого огня  существует и   остаётся территория остаточного пожарища. Где  уже нет открытого огня, а только  тлеет и дымится напочвенный покров, подлесок, валежник.  И вот  на такой территории мы и нашли наш бивень. Он не обгорел, только слегка подкоптился. Мы вытащили  его за линию огня на берег ручья и поняли что, целиком или распилив его на 2 куска, мы его не донесем. Будет тяжело и неудобно.  И мы стали пилить его на куски  по 40-50 сантиметров.

           С проблемой распиловки бивней мы уже встречались ранее. Партия  часто находила бивни на этой территории. Но такой хорошей сохранности как наш бивень нам ещё не встречались. Пробовали мы пилить их разными инструментами. Поначалу даже  ножовкой по металлу. Но это оказалось медленно и трудно. И в итоге мы пришли  к выводу,  что лучше всего пилить  бивни ножовкой по дереву или двуручной пилой. Мы пилили их по размеру вьючного ящика, и начальник в этот ящик их складывал, говоря, что потом  в Москве мы их поделим. Но народ этому как - то не поверил, были для  этого основания. И я, прослушав все эти разговоры и подозрения, в один из дней, когда начальник отсутствовал в лагере, взял и распилил  бензиновой пилой " Дружба" все бивни на кусочки и раздал  коллективу.  Начальник,  узнав об этом событии, тихо промолчал.

           В лагерь мы вернулись где - то после шести часов вечера. Много времени потратили  на распиловку бивня. Пришлось, придумывать историю как мы заблудились и как нас подвёл сломавшийся компас. Я его даже продемонстрировал, сбив соответственно перед этим лимб  с его нормального положения. Насколько нам поверили, я не знаю, Но нас это уже не очень волновало. Бивень был у нас.  А  вообще - то  район работ   был скучноват и однообразен. Но  встречались и  особенности  придающие ему некоторое своеобразие. К примеру, большое количество лосей и наличие настоящих диких северных оленей - сокжоев. Отличаются от одомашненных  более крупными размерами и однотонным буроватым цветом. Наличие каменного глухаря. Его обнаружил осенью наш вездеходчик  и несколько штук попали к нам на обед. В ручьях и на перекатах речек  частые находки миндалин и жеод сердоликов различного цвета и размеров. Я видел жеоды с реки Огороха,  которые находили ребята, размером до 30 сантиметров  в диаметре. Поиски и сбор сердоликов  у нас с Феликсом превращались в мелкую  и комичную войну с начальником партии. Поначалу меня не интересовали сердолики. Но Феликс увлёк меня этим занятием. Такое же хобби было и у начальника партии. Я вспоминаю один момент, когда мы с  Феликсом  идём по реке, проверяем  косы и перекаты на сердолики и вдруг появляется  резиновая лодка " сотка" с гребущим против течения начальником и восседающей на корме его подругой минералогом. И они  пытаются  нас обойти по воде, так как  мы уже  " прошерстили"  предыдущие косы и перекаты. И началась игра наперегонки. Можете представить, как чувствовал потом себя начальник, ведь ему пришлось грести против течения да ещё с грузом на корме. Для Феликса это развлечение  закончилось впоследствии запретом на поиски сердоликов. И он не мог ослушаться, так как был кое - чем  обязан начальнику.

           Ещё, при поисках сердоликов на перекатах, часто встречались костяные образования,  похожие на челнок которым вяжут рыболовные сети  .  Размером от 5 и до 15 сантиметров. Что это такое я не знал, да и интересовали нас в данный момент только сердолики. А когда спросил  у начальника партии,  что это  за кости нам встречались на перекатах, то пожалел, что не прихватил хотя бы парочку. Оказалось, что это  были зубы ископаемой акулы. А в одном из маршрутов, на протяжении 700 метров  в береговом обрыве ручья в отложениях едомы? торчали, руки , ноги, головы  и бивни различных животных  (Б.И. ВТЮРИН, ..........  ВОРОНЦОВСКИЙ РАЗРЕЗ ЕДОМНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ В НИЗОВЬЯХ р. ИНДИГИРКИ ..........   Ископаемая фауна. В Воронцовском Яре на склонах байджарахов, по осыпям и в первичном залегании было найдено свыше 120 костных остатков крупных и мелких млекопитающих верхнепалеолитического комплекса, а также птиц.  ................   В состав ископаемой фауны Воронцовского Яра входит мелкая кабаллоидная лошадь (Equus caballus L.), бизон (Bison priscus Boj.), мамонт некрупных размеров (Mammuthus primigenius Blum.), северный олень (Rangifer tarandus L.), заяц (Lepus sp.), суслик (Citellus cf. parry Rich.), лемминг (Dicrostonyx cf. torquatus Pall.), волосатый носорог (Coelodonta antiquitatis (Blum.)), лось (Alces sp.), белая куропатка (Lagopus lagopus L.). В гумусовом горизонте Воронцовкой почвы найдены остатки скелета млекопитающего средних размеров в анатомическом порядке и зубы хищника......).  Но у меня не было времени всё это рассматривать. Я только отметил в своём геологическом дневнике местонахождение ископемых останков, и успел подобрать хорошо сохранившийся коренной зуб мамонта (который  мне пришлось продать  на заре "перестройки"). Так как  надо было успеть обработать ручей и  затем бежать ещё 16 километров, что бы,  к двум  часам дня, в назначенной точке, встретиться с вездеходом перевозившим  партию на другое место базирования........
 
           На вездеход мы  с моим рабочим успели, а в этих районах я больше не работал

                *************************
                река Огороха  - Алазейское плоскогорье - река Тирехтях
                *************************
                мой сайт - http://vozagnim.narod.ru


Рецензии