Заблуждения цивилизации, их поиск и исправление
С древних времен дошла до нас мысль: “Errare humanum est”, т.е. Человеку свойственно ошибаться. В те времена опыт поколений был еще незначителен, история человечества по существу еще только начиналась, и не мог в принципе тогда отыскаться некий древнеримский или древнегреческий Станислав Ежи Лец, который бы сказал: «У людей запоздалый рефлекс: понимают лишь в следующих поколениях».
Да, в течение столетий стали накапливаться факты, свидетельствующие о том, что человеку не только свойственно ошибаться и тут же спохватываться; оказалось, что он жизнь может прожить и, помирая, так и не узнать (потому хотя бы, что сказать было некому), что всю свою жизнь в каком-то важном вопросе заблуждался. Вот для примера заблуждение, продержавшееся в качестве истины почти 20 веков: что под действием силы, действующей на тело, прямо пропорционально силе изменяется его скорость. «Истина» исходила от великого Аристотеля, и потому подвергнуть ее сомнению желающих столь долго не находилось. (В связи с этим мысль Дж.Конрада: «Даже отважных людей заставляет иногда вздрогнуть логический ход мысли»). Понадобилась отвага мысли Галилео Галлилея, чтобы сначала подвергнуть сомнению это утверждение, а уж потом и опровергнуть его, анализируя результаты опытов по сбрасыванию тел с Пизанской башни.
Так что великие запоздалые идеи как бы предсуществуют в виде отрицания общепринятых представлений и закономерностей. И доказательство истинности антизаблуждений для науки, быть может, подвиг не меньше, чем открыть новое, никому не известное. Говорят, что физик, обнаруживший ошибку у “самого Л.Ландау”, удостаивался кандидатского диплома без всяких проволочек.
Понимание, что происходит заботливая передача заблуждений из поколения в поколение – от родителей – детям, от учителей – к учащимся, от главы научной школы – своим сотрудникам – может помочь в выявлении слабых мест социального наследования знаний и, по-видимому, даже дать одно из направлений поиска: идеи интерпретационного характера. Дело в том, что две научные школы могут отличаться друг от друга и даже взаимно игнорировать научные труды лишь потому, что дают разные интерпретации одной и той же совокупности экспериментальных данных.
Читателю в заключение предлагается, дабы лучше проникнуться довольно-таки абстрактной мыслью о возможности существования заблуждений на протяжении жизни нескольких поколений, взглянуть с такой точки зрения на несовершенство языка, на языковые нелепости, неизвестно сколько поколений существующие, и подумать, почему масса народу в начале 2005 г. письменно поздравляла друг друга с 4010-летием непонятно какого события (см. в сб. Сменить мозги, чтобы выжить).
Свидетельство о публикации №214031202355