Больничные байки

 Заглянул в палату № 318, где в свое больничное время познакомился с Евгением(на вытяжке) Петр нога – аппарат Елизарова – упал со второго этажа в свой день рождения). Алексея(попал с переломом ноги в состоянии белой горячки(в народе «белочка») уже выписали. На его место положили Сергея Каширского. Разговорились, в начале пошел разговор о парашютистах и альпинистах-высотниках. Однажды, говорит С. Мне предложили поменять лампочки на трубе ТЭЦ –   высота - 75 м. Поскольку у меня есть летный стаж и опыт прыжков с парашютом, я согласился. А когда поднялся, в теле все стянуло и так защемило в животе кишки, что дух захватило . Да как говорится: « Назвался груздем – полезай в кузовок», сказал «да» - отступать некуда, Москва за нами». Залез с веревками, страховкой как положено. Но страху перетерпел!. А то про себя думал: « Я парень ничего – бывалый». А тут совсем другое дело! Лампочки поменять то поменял, но если бы мне второй раз предложили эту работу выполнить, уже бы точно отказался. А как прыгала в первый раз моя жена, об этом можно было бы написать отдельный рассказ. Надо сказать женщины в парашютный спорт втягиваются очень быстро. Видимо от этого они особый кайф испытывают. Всякий раз когда набирают команду новичков для прыжков с парашютом из 50 человек, едва ли только шестеро будут мужики. И это еще ничего, некоторые женщины за один день умудряются по три прыжка сделать. Зимой только успеваешь за ними по всему полю валенки собирать. Когда парашют раскрывается, происходит резкий рывок, от которого у многих валенки слетают. Тем более валенки одевают всегда большего размера. Так вот о первом прыжке жены. Кроме учебного инструктажа и учебных прыжков, провел с ней дополнительный инструктаж, суть которого сводилось к нескольким словам: «Смотри не опозорь меня!» Дело в том, что в этом клубе ДОСААФ пролетал на учебных спортивных самолетах больше 10 лет, совершил более 60 прыжков. В небо поднялись на вертушке(вертолет Ми). Надо сказать, что прыжки с вертолета – полная жопа, по сравнению с самолетом. Когда прыгаешь с самолета, там есть динамика, тебя подхватывает поток воздуха, а с вертолета прыгаешь такое ощущение, что будто с балкона мешок бросают. Так вот, когда дошла очередь до жены она бодро встала пошла к выходу, но по мере приближения к выходу ее ноги становились ватными и уже у выхода они совсем подкосились. Вся команда в хохот. Как все новички парашютисты она прыгала на кондовом ПДС45(парашют десантный) с фалом. Раскрытие парашюта всегда стопроцентное. Я спрыгнул на парашюте крыле(спортивный). В начале кружился вокруг нее, обменивались впечатлениями, потом ее подхватил ветер и как одуванчик унес за пределы летного поля. Тогда ее вес был около 45 кг. Благо все обошлось, легким вывихом ноги. Вообще за мою летно-спортивную деятельность на летном поле было только два несчастных случая. Первый -  это гибель мастера международного класса по парашютному спорту. Причину его гибели так и не смогли выяснить. Предположительно – суицид на почве разлада в личной жизни. Его все  знали как веселого балагура. Во время прыжков он всегда веселил всех – трещал без умолку как радио. А в тот день он был не обычно молчалив. Когда его спросили: «Все ли в порядке? Он отвечал – ОК! Показал свой новый спец костюм, в котором были длинные по бокам рук и ног спец манжеты- стабилизаторы. Когда он выпрыгнул, он долго сохранял траекторию полета. Когда вся его команда уже раскрыла свои парашюты, он продолжал лететь без парашюта, до тех пор пока его не приняла земля... Эксперты подтвердили, что его парашют был в полной исправности.
Второй случай – это у вертолета сломались шасси – он упал. И от удара у летчика случился перелом на обоих ногах. Другой случай с аварийной посадкой произошел в нашей геологической экспедиции. Летели на Верхнечуйское месторождение. Вертолет стал делать посадку и задними лопастями зацепил дерево. Вертолет опрокинуло на бок. Своими верхними лопастями он начал месить землю. Весь вертолет кидало из стороны в сторону, как большую бетономешалку внутри которой находились люди. Все закончилось тем, что троих людей выбросило из открывшихся дверей и так изрубило, что хоронить было уже нечего. У вех остальных были множественные переломы. Авиакомпания выдала каждому пострадавшему компенсацию в размере 350 тыс. руб. С одной стороны здоровье не купишь. Эти деньги – ничто, а с другой стороны – лучше что-то, чем ничего. Сам я тоже трижды был крещен небом. Первый раз летели на Ан-2, везли около 15 мешков с геологическими образцами. Над братским водохранилищем мотор на нашем самолете стал глохнуть. Летчики стали искать приемлемую для посадки площадку. Но как на зло ни единой песчаной полосы ни болота, только одни гари кругом. Под конец решили садится на воду. Хотя понимали опасность такого маневра.  От удара о воду, все мешки с камнями по инерции полетели в переднюю часть самолета, частично влетели в кабину. Один мешок мне сломал три ребра. Из за того, что основной вес резко сместился в кабину, хвост самолета запрокинулся. Самолет встал на попа, хвостом вверх. И начал тонуть. Грубой ошибкой было то, что у меня было достаточно время выбросить все мешки за борт. Самолет начал тонуть, едва-едва мы смогли открыть дверку и вывалиться в воду. На наше счастье рядом проплывала баржа. Они видели нашу экстренную «посадку» и поспешили нам на помощь.
Второй аварийный случай произошел на Ан-24. Самолет летел из Якутии в Иркутск. В Якутии есть горы с отметкою почти в 5 тыс. м.  Когда мы проходили такой высокогорный перевал мы попали в зону, где пересекались два противоположных воздушных потока. Наш самолет начало так кидать, что весь багаж начал вылетать из верхних багажных полок и прыгать по всему салону самолета. Одна стюардесса пыталасьпомочь прийти в чувство одного пассажира – понесла для него минеральную воду. Ее так швырнуло, что ее тело пронеслось ракетой через весь салон и ударилось об обшивку кабины летчиков. Так она отключилась до самого конца полета. В считанные минуты полет превратился в «американские горки». Все пассажиры за исключением 2-3х непрерывно блевали. Я удовлетворенно для себя отметил, что продержался. Но как только вышел на трап самолета, сделал первый вдох свежего воздуха, как тут же потерял сознания. Очнулся от резкого запаха нашатырного спирта, залитый собственной блевотиной. Можно сказать тело вышло из состояния стресса и расслабилось.
Третье крещение было в Казахстане. Мы летели на Ил-18 в Усть-Каменногорск.  Ил-18 - надежный самолет. Но нам крупно «повезло» мы попали в турбулентную зону. Тогда впервые я узнал по-настоящему, что это такое.  Пожалуй в первые я помолился Богу. Это было нечто... Нас кидало как говно в унитазе. Дело усугубилось еще тем, что на подлете к аэродрому один двигатель заглох. Кто муже ситуация осложнялось еще тем, что весь самолет обледенел. Когда самолет коснулся взлетной полосы, его начало бросать из стороны в сторону. В результате он сошел с полосы и пошел скакать по кочкам и буеракам. Весь багаж с верхних полок сыпался нам на головы. Когда самолет остановился несколько минут стояла гробовая тишина. Казалось никто не верил, что нам подарена жизнь...
В разговоре решил бросить «камушек» - своего рода тест в области убеждений и мировоззрения. Начал издалека: «Есть утверждение психологов, что все что с нами случается – все это не случайно. И во многом это определяется нашими психологическими программами, которые в основном строятся на наших убеждениях,  тех или иных психологических установок. Сер.: «С этим я согласен, только найти этому объяснение не возможно. Судите сами. Пройдя тысячи километров по тайге, горам, болотам и урманам, летая, прыгая с парашютом – все меня обходило. Был случай, в котором мне было суждено быть переломанным, но все обошлось легкими ушибами(упал спиной в смотровую яму, где еще был открыт люк в подвал, где хранился картофель). В этом году меня за «мои года»(в этом году стукнуло 56) решили меня оставить на базе. Так вот пошел в гараж за запчастями в резиновых сапогах. На улице был дождь, слякоть. Зайдя в гараж, одной ногой встал на лестницу, вторая нога подскользнулась. Упал - перелом голени. В это время моя жена поехала в больницу на консультацию по вопросам геникалогии. Она села впереднюю часть маршрутного такси. По дороге у авто-печки вырвало шланг и ее всю залило горячим тасолом. Лично сам я в мистику, ни в метафизику не верю, но думаю там (показывает пальцем вверх) для каждого из нас есть своя программа, раньше говорили «книга».
За свою жизнь побывал во многих экспедициях. Про каждую экспедицию можно писать отдельный рассказ, ну а если вы Лев Толстой или Джек Лондон, то можно сочинить и целый роман. Однажды нас забросили Неп. Эта забытая Богом деревушка на севере Иркутской области. (Недалеко от Верхнего Марково). Тогда туда можно было добраться только на вертолетах и вездеходах. Сейчас до Неп можно доехать и на «Жигулях», да и то только по зимнику. Прибыл в деревню мы сняли для бригады дом с баней. Ну и как тогда повелось решили отметить начало своего рабочего сезона. Затопили баню, накрыли стол. Закусь-выкусь, водка и все такое. Все было хорошо, да одно мы не знали, что электричество по всей деревне шло от дизеля. И в этой деревне были свои нормативы подачи электроэнергии. В обычные дни свет отключали в 22.00. В праздничные в 23.00. Когда похороны дизель работал до  часу ночи. Во время свадьбы – свет во всей деревне горел до 4 часов утра. Так вот в разгар нашего застолья свет погас. Мы начали светить фонариками, но батареи у всех подсели (на улице было – 50 градусов по С). Попытки сделать лучину не удались, поскольку все уже были довольно таки пьяными. В темноте расползлись по своим лежанкам. На утро когда рассвело, на подоконнике увидели на открытую недопитую бутылку водки и разрезанную на тонкие ломтики Васькину мочалку из гупки. Дело еще вот в чем, уже три дня мы ели мороженный хлеб, который при резке крошился на мелкие кусочки и был безвкусным. Половина мочалки была съедена. Кто закусил мочалкой так и осталось загадкой – никто в этом не хотел сознаться.
Особой темой в экспедициях можно выделить встречу с хищниками.
Пожалуй не одна экспедиция не обходилась без этих встреч. Однажды мы делали геофизич. работу в ВЧ (Верхне-Чуйское нефтяное месторождение)   За нами в течении двух недель шла медведица с медвежатами. Поведение ее было спокойное, но нам от этого было не легче. Поскольку каждый понимал, что настроение матери медведицы может быстро поменяться. Всякий раз после нас они подходили к нашей стоянке, облизывали все банки, съедали все пищевые отходы и снова шли за нами.
 В другой раз нас медведь загнал на топографическую вышку. Что мы только не делали: кричали, заводили бензопилу, стучали котелками, на медведя это ни как не влияло. Наконец я спрашиваю своих товарищей: «Кто, когда в  последний раз стирал свои носки?» Выяснилось, что наш бульдозерист Ваня установил рекорд – носил носки не стирая уже третью неделю. Тогда я ему говорю: «снимая свои носки». Он в начале ни в какую. Я ему: «Здесь я - командир и начальник». Когда он снял носки мы их обмакнули в бензин, подожгли и бросили вниз в медведя. Медведь в начале подошел к горящему носку, как чухнул, ухнул и широким махом убежал и скрылся в лесу.
Другой наш товарищ встретился с медведем игруном. Есть медведи шатуны, а это был игрун, которому надо было с кем то поиграть. Подошел к нашему геологу: «Мол извини в тайге скучно, давай поиграем». Но нашему товарищу было не до медвежьих игр. Его спасло от этой игры то, что убегая от медведя он всякий раз при приближении медведя сбрасывал с себя часть одежды. Пока медведь ее обнюхивал, наш коллега уже преодолевал очередную стометровку. На последней стометровке ему пришлось с себя сбросить последние трусы. По какой то причине медведь их нюхал очень долго. Это позволило его избраннику добежать до базы.
На Сахалине медведей всегда очень много. Там даже есть поговорка: «Медведей на Сахалине в разы больше чем людей». Однажды был год когда рыба на нерест задерживалась и один медведь задавил молодую девушку, которая занималась радио спортивным ориентированием. Нам пришлось изобретать различные модификации «Антимедведь». Одна из них совмещала в себе сигнальный факел и газовый баллончик. Эта система не раз нас выручала. Всякий раз после взрыва медведь оставлял после себя медвежью кучу под стать слону.
Однажды зимой на буране мы ехали с А..(человек-легенда, потомок Чингисхана, в 35 лет никогда не пользовался бритвой. У него совершенно отсутствует волосяной покров на лице, целитель, мистик и пр.). Мы получили задание из Москвы сделать привязки для баллистической ракеты. Оказывается для управления ракетой нужны точные земные привязки или навигаторы. Без этого не может быть никакой точности попадания. Мы пересекали горный кряж и выехали на безлесье - открытое пространство. Впереди нас лежала большая волчья стая (около 20 особей). Мы вылетели к ним метров на двадцать. А. остановил снегоход «Буран». Я лежу в санях, з а плечами карабин «Сайга». Он меня тихо спрашивает: «Успеешь карабин достать?» Я отвечаю «вряд ли»(мы были одетые в ватники, которые от снега и мороза задубели, карабин был на ремне за спиной). «Тогда», - говорит А. , «я буду молиться». Я ничего не слышал, только видел как у А. двигались безвучно губы. Через какое то время матерый волк встал, потянулся. Очевидно это был вожак стаи, не торопливо пошел от нас по диагонали в сторону молодого осинника. Вся стая молча, также не спеша последовала за ним. Вечером когда мы возвращались на базу на нашем пути снова встретилась эта стая. Они бежали трусцой в одну цепочку. Их курс пересекался с нашим курсом. Мы затормозили, подождали, когда волки пересекут наш путь.
В другой раз были в маршруте опять же с А. Ему нужно было еще сходить сделать отметку. Я отдал ему ружью, а сам принялся готовить ужин. Почистил картошку, зажёг газовую горелку и уже стал разогревать сковородку. Не знаю почему, что то меня заставило оглянуться. То, что я увидел на какое то мгновение заставило меня остолбенеть. Со стороны спины ко мне кралась крупная рысь. Если вы знаете за рысью среди охотников идет молва как «тупой башке», которая совершенно не знает страха. Через секунду во мне сработал инстинкт самосохранения. В начале я метнул в рысь чугунную сковородку. Сковородка пролетела над рысью и с грохотом удалилась о камни. Вторым метательным предметом послужила газовая горелка. От нее звук был еще звонче, наверное последнее заставило рысь быстро ретироваться. В один  прыжок она исчезла из виду. Когда пришел А, меня еще полчаса колотило от полученного адреналина.
На Сахалине нас всегда везде окружали лисы. Они там совершенно ручные. Они всегда спали возле наших палаток, свободно брали печенье и конфеты из рук. Когда в темноте выходили из палаток в туалет всегда опасались наступить на лис.
Один раз нам нужно было доехать до тригонометрического пункта (вышки). По карте мы рассчитывали добраться до него до темноты. Но на пути нам попалось болото, которое нужно было объезжать. Мы потеряли на объезд около двух часов. Когда стемнело  мы установили тягач в яму таким образом, чтобы его фары освещали высокий берег на котором мы начали разбивать лагерь. При этом лучи от фар частично уходили в небо. Через какое то мгновенье в луч фары влетела птице подобное существо. Размером оно было с ястреба. Его крылья  двигались по какой то не понятной траектории восьмеркой под животом  и над спиной. Как будто это были не крылья, а лопасти вертолета. Какого было наше удивление, когда мы вместо клюва увидели то сворачивающийся, то разворачивающийся длинный хобот. Один наш товарищ схватил двустволку 12 калибра. И только хотел стрелять как птице подобное существо исчезло как будто растворилось.
Удивительный случай произошел с глухарем. Мы приехали к одной геологической базе, где стоял металлический вагончик. Какого было наше удивление, когда на крыльце вагончика-балка мы увидели большого глухаря. Водитель сказал не иначе чучело. Наше удивление далее было выражено просто раскрытием ртов. Глухарь поднялся на крыло и исчез за деревьями. Что же нам поведали хозяева балка. Уже почти месяц каждый день на крыльцо зачастил прилетать большой глухарь. Это было так часто, что вскоре все крыльцо было завалено его пометом. Мы решили его наказать – подстрелить. Но не тут то было. Как только кто то из нас подходил к двери с ружьем, даже тихо на цыпочках. Глухарь всегда улетал. Дело еще усугублялось тем, что он всякий раз летел не по прямой, тут у нас были хорошие стрелки и они бы его достали. Но глухарь всякий раз слетая с крыльца, делал крутой вираж за угол вагончика и после чего исчезал в лесу. Несколько раз в него стреляли, но все мимо. Но даже и это его не остановило. Каждый день глухарь прилетать к вагончику отдыхать на крыльце. Причем прилетал он тогда когда считал для себя удобным. И вечером с ночевкой и днем. Геологи назвали его Глухарь - «Экстремал».
В отношении НЛО было довольно много случаев. Большинство из них для  экспертов показались бы спорными. Например, часто видели по ночам светящие шары пролетающими над сопками. Но два случая были о которых можно говорить о 100% встрече. При которых к тому же были свидетели.
Этот случай произошел вблизи деревни Харта, это деревня находится недалеко от села Баяндай. В то время мы занимались браконьерством – по ночам лучили косулю. У нас был УАЗик – таблетка. Мы ехали с включенными фарами. Нам оставалось проехать около 50 метров до старой лесовозной дороги. Как  вдалеке с высоты сопки мы увидели ярко оранжевый прожектор направленный в нашу сторону. Но что было странным, прожектор ярко светил, но при этом у него не было было видно направленного пучка света. Первое, что мы подумали, что это егеря проводят свой рейд. Мы выключили фары мотор и стали наблюдать за увиденным «прожектором». Все без исключения мы ощутили не объяснимое чувство тревоги. Среди нас был бывший афганец. Он так комментировал свои переживания: Я ощутил внутри себя лютый холод. Это чувство всегда приходит, когда к тебе приближается смерть. Но здесь это было сильнее в несколько раз». Не знаю сколько мы простояли может полчаса, может почти час. Вдруг прожектор погас, а через минуту мимо нас вдоль старой проселочной дороги низко над землей безвучно пролетело с молниеносной скоростью два сигарообразных локомотива. Они были настолько ослепительно яркими, что рассмотреть какие то дополнительные детали мы не смогли.
Второй случай произошел непосредственно в Харте. Мы сидели с другом. Не помню по какому случаю выпивали. Тут к нам забежал соседский мальчишка и почти криком возбужденно прокричал: «Дяденьки, там космические корабли прилетели!». Мы посчитали, что нас городских в деревне решили пацаны разыграть. Выходить не стали. Затем пришла невестка моего друга, она работала библиотекарем и отличалась всегда серьезностью. Она говорит можете выйти и посмотреть на космический корабль. Когда мы вышли на крыльцо мы увидели зависшую летающую тарелку над деревней в районе пекарни. Через несколько секунд тарелка взмыла вверх и исчезла. Очевидцы позже рассказывали. Что тарелка весела над деревней около получаса.
Другой случай можно отнести к встрече с хозяином леса. Мы получили задание из Москвы провести картирование местности в Районе читинской области и Бурятии. Разрабатывался правительственный план объединения Бурятии. Местность там лесистая с множеством сопок и дорог. На столько все однообразное, что там заблудиться дело совсем простое. Пошел мелкий снег, на приборе, по которому мы определяли свое место положение сели батарейки. Уже около четырех часов мы кружили на своем Газике. Я предложил в целях экономии солярки остановиться. Я начал ковыряться с прибором, надеясь как то его оживить, перебирал все старые запасы батареек, но все они оказались не жизнеспособными. После всех я вышел из машины в туалет. Стою писаю. Ловлю на себе чей то взгляд. Поворачиваю голову в сторону. Вижу стоит пожилой мужик бурятской национальности. Он меня спрашивает: «Что вы здесь делаете?». Я кое как из себя выдавил: «Да нам бы до ближайшей деревни доехать». Он махнул рукой и говорит: «Езжайте вдоль оврага» и исчез. Я кинулся к мужикам, все вместе мы вернулись к месту, где я минуту назад встретился с незнакомцем. Мои следы четко просматривались на свежем снегу, тогда как других следов не было. Мы стали совещаться: «Что это глюки или это знак?» Решили, что проедем в указанном направлении 2 км. Все равно терять уже было нечего». Как только мы поднялись на пригорок(проехали около 500 м.) как увидели огни деревни. Мои товарищи только хмыкнули в кулак, больше ничего не сказали...
Много по жизни таких историй, все не перескажешь,а вот и укольчики к нам пожаловали...
 


Рецензии
Читал с удовольствием. Сладкий язык и мысли. Кстати геодезические вышки - триангуляционные знаки, от места и высоты зависит класс. I - большая редкость, второй пониже и их побольше, а четвертого - это как правило - пирамиды, много. С развитем GPS, за ними вообще перестали следить (ремонтировать). Топографических, тригонометрических, геометрических вышек на бывает. Не в обиду. По нраву. Малахитовая кнопочка.

Сергей Плетнев   08.02.2025 07:52     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.