Путь канатчика. Без пропуска

Начало: http://www.proza.ru/2014/03/07/1040

Механический завод, где довелось мне трудиться после окончания техникума, был небольшим. Всего на нём работало не более двухсот человек. Быть мастером цеха в восемнадцать лет не просто. В моём подчинении пребывало 25 мужчин разных профессий, со своими характерами и привычками. Помимо прочего, приходилось осваивать азы психологии. Прежде всего, обращал внимание на исполнительность и дисциплину. Конечно, меня выручал начальник, но каждый раз к нему не набегаешься. Надо было и самому служить примером для других. В частности, нельзя было опаздывать на работу.
 
Я снимал комнату у одной старушки в двух кварталах от завода. Будильника у меня не было, что не мешало просыпаться за полчаса до начала работы. Нередко этот промежуток времени сокращался до десяти, а то и пяти минут. Тогда я успевал только одеться, ополоснуть лицо и бегом добраться до заводского забора. Это сооружение не превышало полтора метра, поэтому преодолеть его мне не составляло никакого труда. Таким образом, ровно в восемь часов я уже был на заводе. Личный пример имеет большое воспитательное значение.

Через забор я прыгал лишь тогда, когда опаздывал, что случалось как по расписанию. Если времени было достаточно, то шёл на завод через проходную, хотя при этом требовалось пройти два лишних квартала. Этим же путём я возвращался домой.

На проходной была табельная доска, на которой следовало перевешивать жетоны при приходе и уходе. Для себя я принял правило: не делать этого. Кроме того, перестал носить с собой пропуск, ведь вахтёры меня стали узнавать в лицо. Я, конечно, не директор, но всё-таки начальничек.

Периодически начальник охраны накручивал вахтёров, и они начинали в проходной проверять пропуска у всех подряд, включая меня. Не имея в кармане такой корочки, я разыгрывал сцену. Лез во внутренний карман пиджака вроде, чтобы достать пропуск. При этом продолжал шагать, и когда, наконец, будто его нашёл, то был далеко от проходной.

В то время я принял решение – никогда не носить с собой заводского пропуска. Из чистого принципа. Это стало игрой, мальчишеством, но так случилось. Канатчик – это надолго.

Уверен, что не ради меня, но заводской забор надстроили на метр. Меня это нисколько не смутило, так как и эту высоту легко покорял. Тогда пошли на крайнюю меру – сверху забора натянули колючую проволоку. Вот тут я и сдался. Меня никак не устраивала перспектива исцарапаться или оборваться ради лёгкой забавы.

На моё счастье на заводе стали строить новый корпус, и через строительную площадку я открыл лёгкий и короткий путь для ходьбы на работу. Естественно, при этом никто у меня пропуска не требовал.

Тем временем я перешёл на работу на другой крупный завод оборонного профиля. Тут уже с пропуском не забалуешь – строгий режим и высокие заборы, суровые вахтёры. Вот здесь уже привычное неношение пропуска сыграло со мной злую шутку.

Однажды я пришёл на завод без пропуска. Нечего было рассчитывать на то, что удастся проскользнуть. Меня ждали опоздание на работу, хлопоты с временным пропуском и нагоняй от начальства. Положение было критическое. Я обречённо стоял перед вертушками. Часы щёлкнули на восемь, ноль, ноль, и охранники покинули свои кабинки. Они пошли закрывать входную дверь, а я беспрепятственно прошёл на рабочее место.

С тех пор, если забывал пропуск, то сильно не волновался, зная, что после восьми без него можно обойтись. Это длилось до тех пор, пока проходную не перенесли на новое место, оборудованное последними достижениями техники.

У меня был приятель и коллега Вадим Жук, жук ещё тот, весёлый и никогда не унывающий. Постоянно попадал в разные истории и в просак. Что такое «просак», я не знаю, но что-то нехорошее.

Один раз Вадик совершил подвиг, на который не решился даже я. Всё началось с того, что он опоздал на работу, а за это ему грозило наказание. Будучи хорошим спортсменом, он легко забрался на высокий забор. Перелез через колючую проволоку и стал спускаться вниз. Но непостижимым образом парень сорвался и зацепился курткой со спины за скобу, выступающую из забора. Он повис как игрушка на ёлке. Невзирая на отчаянные попытки, освободиться не удавалось. На беду, та часть забора находилась у глухой стены здания, куда редко ступает нога человека. Кричать тоже было бесполезно, так как вряд ли его кто услышит. Помощи ждать было неоткуда. Но Вадиму повезло, когда туда случайно забрели два работяги. Они и сняли висюльку.

Весть об этом случае быстро разнеслась по заводу под дружное ржание. Нарушитель режима был примерно наказан. Его лишили месячной премии, тринадцатой зарплаты и звания ударника коммунистического труда. На его месте мог быть я.

Теперь стал носить с собой пропуск постоянно. Это имело и негативные последствия. Надо было доставать пропуск из кармана и показывать в развёрнутом виде всякий раз, когда входишь на завод или выходишь оттуда, из-за чего он сильно изнашивался. В один момент я заметил, что фотка на корочках отклеилась и куда-то исчезла. Поискал что-либо подходящее для её замены, но ничего не нашёл. Следовало срочно фотографироваться, однако я не привык искать лёгких путей.

На работу прошёл с пропуском без фотки, прикрывая её место большим пальцем. Был намерен сфотографироваться после работы, но за круговоротом дел забыл об этом. Тогда у меня и возникла мысль самому сделать замену фотки. Я же художник-любитель, и если мои пейзажи неплохо получаются, почему не попробовать себя в портрете.

С небывалым подъёмом я принялся за работу. Свой миниавтопортрет решил выполнить в технике тушью посредством пера. Через час художество было завершено. На меня глядело до невозможности похожее на меня лицо. Более того, я так постарался, что оно стало намного красивее моего. Пышная шевелюра, высокий лоб, греческий нос, аккуратный рот и волевой подбородок. Такая фотка украсила мой пропуск.

С таким креативненьким пропуском я без проблем ходил на завод почти два года. Настолько к нему привык, что когда знакомый вахтёр Сивоконь попросил передать ему пропуск, то сделал это. И совершенно напрасно. Я совершенно забыл о фальшивке.

- Что это? – ужаснулся вахтёр.
- Мой пропуск.
- А что на пропуске?
- Моя фотка.
- Какая фотка? Это целая картина!

Сивый конь изъял мой документ, и чтобы выслужиться, отнёс к начальнику охраны.
Что тут началось! Одни восхищались моим произведением, другие ржали как лошади. Но и те и другие сошлись на том, что это грубое нарушение пропускного режима. Наказание было скорым и суровым. Меня поддержали только коллеги, назвав лучшим юмористом-карикатуристом.

- Что же ты меня сдал? – журил я Сивоконя. – Сказал бы мне, и я вклеил бы фотографию.
- Ничего я не смог сделать. Такая у меня служба, - оправдывался Сивый.
- А почему тебя заинтересовал мой пропуск?
- Мне показалось, что там вклеена женская фотография.

Нужно было быть слепым, чтобы спутать мужской анфас с женским.

На заводе ввели новую пропускную систему. Теперь все пропуска хранились в кабинке вахтёра. При входе они выдавались, а при выходе сдавались. После этого я навсегда избавился от головной боли по поводу пропуска и исключил свои порывы обходиться без него.

Выполняя одну срочную работу, моей группе не хватило одного дня. Этим днём стал выходной, поэтому мне и Ваде Жуку предстояло выйти на работу. Для этого надо было подать заявку на включение в список лиц, допущенных в такой день, что мы и сделали.

Когда я подходил к проходной завода, встретил расстроенного коллегу.

- Игорь! Такие дела: нас не включили в список, и вахтёр упёрся рогом и не пустил меня на завод. Попробуй ты войти. Может, у тебя получится, - выдал он.

Вот незадача! Надо прорваться во что бы не стало.

Я решительно подошёл к вертушке, строго посмотрел на вахтёра и назвал номер своего пропуска. Он передал мне пропуск, даже не заглянув в список. За мной несмело семенил Жук. Вот тут вахтёр опомнился:

- Молодой человек! Я уже сказал, что вас нет в списке, и поэтому вас не пропущу.
- Пропустите его! – твёрдо произнёс я, слегка повернув голову. – Он со мной!

Мы вышли из проходной и взорвались от смеха.

- Ну, ты и прохиндей, Игорёк! Я бы так не смог – похвалил меня Вадим.
- Учись, сынок! Удача любит смелых, - покровительственно ответил я.

Продолжение следует:             http://www.proza.ru/2014/03/26/1233


Рецензии
Горячие аплодисменты и крики с места :"Браво!"
А ведь ты еще и артист! А это мне тоже близко, я ходила в театральный кружок и даже играла в спектаклях, что потом мне пригодилось в переводческой деятельности.
Расскажу как нибудь. Потом.
Обнимаю сердечно!

Галина Кириллова   15.03.2014 19:39     Заявить о нарушении
Я тоже ходил в драмкружок, хотя и недолго. Азы театрального перевоплощения помогали мне в жизни. В частности, я научился адекватно воспринимать реакцию зрителей с аплодисментами и криками "Браво!":о))))))
Спасибо, Галюшка!
Твой нежный друг.
Олег.

Олег Маляренко   15.03.2014 22:37   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.