Социальная психология терроризма и экстремизма

         Современный мир пропитан терроризмом, экстремизмом, шовинизмом и т.д. и т.п. На Ближнем Востоке воинствует ислам. В Украине бесятся русофобы. До этого европейские нацисты уничтожали славян и евреев. Ещё раньше русские большевики, отвечая террором на террор, зачищали общество от буржуазии. Ну, а в совсем далёком прошлом христиане сжигали на кострах язычников, ведьм.
         Что это за дела, откуда берётся религиозная, национальная и классовая ненависть у людей? Неужели причина в их психике? Нет, конечно. Ведь все объяснения этих разновидностей ненависти принято сводить исключительно к социальным причинам. И это правильно, поскольку человек мыслится как социальное, а не биологическое существо. Это, во-первых. Во-вторых, учёные пришли к заключению, что нет такого понятия, как душа народа. Если у отдельного человека, куда ни шло, есть психика, которую можно связать как то с высшей нервной деятельностью организма, то поместить душу народа, класса, массы верующих некуда. Также и идеи, возникающие в головах людей не размещаются где-то вне их. И хотя классовая, религиозная и национальная ненависть – это чувство, возникнуть оно оторвано от идеи классовой, религиозной и национальной дискриминации не может. Здесь идея первична, эмоции и поведение вторично.
         Идея – психический продукт, за производство которого отвечает идеаторная психическая функция. Эта функция связана с моторной функцией, а также с аффективной функцией. Идея аффективно (эмоционально) окрашена. Если идея привлекательна, она окрашена положительной эмоцией. Привлекательность – условие распространения идеи среди людей. Если массы восприняли идею, то она в них, а они в идее, то есть она становится над ними и подчиняет их себе. Гегель считал, что дух общины формируется именно таким путём. Во время тайной вечери, когда ученики отведали вина и хлеба, Христос сказал им, теперь я в вас, а вы во мне.
         Итак, большевизм, нацизм, религиозный радикализм – вопрос веры. А вера к психическим функциям пока что не относится, хотя связана с психикой. Вера – несокрушимая убеждённость в чём-либо. Отсутствие сомнения подводит к мысли, что это паранойя. Классовая, религиозная и националистическая паранойя отличается от такого же фанатизма тем, что фанатик привязан преклонением не к самой идее, а к личности, произведшей идею, учителю. Случается поклонение и другим личностям. Фанатиком был некий Николя Шовен, принимавший участие во французской революции и наполеновских войнах (1799—1815). Он был ярым сторонником Наполеона, нося в лацкане фиалку, что являлось знаком преданности его свергнутому императору. Согласно мифу, Шовен оставался фанатично верным, несмотря на бедность, нетрудоспособность и оскорбления. Он боготворил императора, считал его во всём правым и был готов воевать со всем миром на его стороне. Так появился термин «шовинизм». Шовинизм – это фанатизм. Обоготворение личности также порождает культ личности. Наиболее впечатляющие примеры культа личности дали режимы Сталина в СССР, Гитлера в Германии, Мао Цзэдуна в Китае и Ким Ир Сена в Северной Корее. Данные примеры культа личности подводят к мысли, что нацизм и большевизм относятся к вере. В мировых религиях поклоняются не только идее бога, но и личности пророка, или самого бога, как в христианстве.
         Бог – это универсальная идея, доступно объясняющая происхождение мира и человека. Доступность определяет её привлекательность для людей. Ведь научное объяснение происхождение мира и человека, а также и общества намного сложнее, следовательно, менее доступно.
         В малой психиатрии фанатик и параноик – психопатические, маргинальные  типы личности. Правильнее, наверное, назвать их психотипами. Тип психики, характера личности вернее отображает суть явления. Личности, обладающие выше названными психотипами, преданы своим идолам. И эта преданность указывает на гипертрофию их воли. Они составляют ядро большевистского, нацистского, радикально-религиозного движения. Они упорны в достижении цели и при этом считают, что все средства хороши для её достижения. Они же индуцируют остальную массу своими убеждениями, вовлекая в своё течение. Их лозунг: если ты не с нами, то против нас, а также жестокость по отношению к инакомыслящим принуждает многих к конформизму в целях выживания.
         Часто условием распространения нацистских и других параноидальных идей становится та или иная социальная ситуация, связанная с уничижением классового, национального, религиозного мы - лишением прав и ухудшением жизни масс. При этом униженные массы могут требовать как равенства, так и возвеличивания. Например, нацизм был связан с идеей расового превосходства европейцев над другими народами. Немцы идентифицировали себя с арийцами, сверхчеловеками, противопоставляя себя недочеловекам, ухудшающим мировой генофонд. Идея звала к мировой селекции. Н.Бердяев отмечал, что в учении К.Маркса пролетариат мыслился как мессия, освобождающая мир от эксплуатации и таким образом от буржуазии. Пролетариат - могильщик капитализма и буржуазии.
         Если националистическая идея позволяет сплотиться людям разной классовой принадлежности, то большевистская идея позволяет обществу стать бесклассовым, что исключает в нём социальное неравенство. Религии также иногда позволяют людям сплотиться, забыв о неравенстве. Пример – борьба за мировой халифат.
         Борьба за мировой халифат напоминает нам, что большевики пытались «раздуть пожар мировой революции», нацисты стремились очистить мир от коммунистов и недочеловеков. США навязывают миру американский образ жизни, потому что верят в то, что он - лучший. Если за всем этим кроется идея превосходства, мегаломания, то ясно, не только то, что большевистская, нацистская группировки пытались распространить своё мировоззрение  на весь мир, но и то, что классовая и национальная идеи были серхценными, маниакальными. Маниакальность же давала людям нацистского и большевистского ядер гиперактивность, что недоступно обычному человеку. Также нужно признать, что в США идея распространения американского образа жизни по всему миру обязана, скорее всего, маньякам, индуцирующим остальных американцев . Не исключением являются и поборники мирового халифата.
         С прогностической целью нужно сказать, что основная масса людей не имеет ни сверхценных, великих идей, ни маниакальной работоспособности. Можно сказать, нормальные люди более ленивы. Их интерес лежит в бытовой плоскости, и их интересует не весь мир, а они сами и их близкие. Они хотят уверенности в завтрашнем дне и покоя, а не грезят великими свершениями типа завоевать космос. Эта консервативная масса гробила и будет гробить все начинания великих подвижников. Реформаторы-гипертимики, как бы они ни были высоко заряжены на реформы, не смогут преодолеть общечеловеческого болота. Всё возвращается на круги своя. Социальные флюктуации, всплески затихают. Когда-то угаснет сверхценная идея сверхприбыли, а с ней и товарно-денежный фетишизм, вера в капитал. Паранойя прибыли перестанет будоражить мир. Никому не завладеть богатствами всего мира. Ну а пока замаскировано и явно паранойяльная борьба за овладение мировым богатством идёт. Ну и поскольку кто платит, тот и музыку заказывает, то музыка терроризма и экстремизма националистического, или религиозного плана  имеет своих заказчиков. Так известно, например, что террористические акты сподвижников Савинкова и Азефа в царской России оплачивала мировая буржуазия.Всё тайное становится явным.


Рецензии