Как Россия спасла США 150 лет назад
"Где установлен Монумент жертвам Капитализма в этой демократической стране, не знаю. Надо спросить у нью-йоркца - Шемякина. А, заодно, может разыщет, где-нибудь, на просторах Канзаса, где живёт Страшила Мудрый и Великий Гудвин,- памятник или хотя бы скромный монумент в честь России и её императора Александра II, пославшего осенью 1863
две эскадры контр-адмиралов С.С.Лесовского и А.А.Попова блокировать входы в бухты Нью-Йорка и Сан-Франциско для всех кораблей поддержки конфедератов. Александр II лично дал указание адмиралам сражаться с любым противником северян и помогать Аврааму Линкольну".- http://www.proza.ru/2009/09/25/275.
Bonus - Из Исторической энциклопедии:
Поход двух российских эскадр (контр-адмиралы С. С. Лесовский и А. А. Попов) к берегам США - военная демонстрация, предпринятая Россией в 1863-64, во время Польского восстания и Гражданской войны в США, с целью поддержки федерального правительства Севера и создания угрозы морским коммуникациям Великобритании и Франции, поддерживавших южан и восставших поляков. Содействовала российско-американскому сближению.
Из-W:
К 29 сентября все крейсеры эскадры контр-адмирала Лесовского прибыли в Нью-Йорк.
1 октября 1863 года контр-адмирал А. А. Попов появился в Сан-Франциско.
Приход русских кораблей оказался своевременным.
Уже в начале лета в канадском порту Эскмольт появилась английская эскадра из пяти кораблей, в том числе двух фрегатов. Англичане открыто демонстрировали готовность поддержать конфедератов (южан).
На тихоокеанском же театре сколько-нибудь сильных военно-морских сил у северян вообще не было — единственный броненосец погиб незадолго до этого. Южане же проявляли активность.
В виду угрозы нападения фрегатов южан «Алабама» и «Самтер» на Сан-Франциско контр-адмирал Попов отдал приказ, содержащий, кроме всего, следующие строки:
В случае появления в порту какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами, старший из присутствующих в порту командиров делает сигнал прочим судам «приготовиться к бою и развести пары». Если же ворвавшийся в порт корсар прямо начнет неприятельские действия, то старший из командиров тотчас должен дать сигнал прочим судам «сняться с якоря по способности» и возмутителя общественного спокойствия атаковать.
Наличие русских военных кораблей сдерживало флот южан от активных действий в их присутствии.
За девять месяцев корабли русских эскадр посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку.
Общественное мнение северных штатов приветствовало присутствие русских военных кораблей в их портах.
Сразу же после прибытия С. С. Лесовского в Нью-Йорк русские моряки были окружены подчеркнутым вниманием со стороны государственного секретаря У. Сьюарда и морского министра Г. Уэллеса. На русских кораблях побывали не только члены кабинета, но и руководители конгресса США, сенаторы, члены палаты представителей и их семьи (более 500 человек).
Заголовки американских газет того периода гласили: «Новый союз скреплён. Россия и Соединённые Штаты братствуют», «Русский крест сплетает свои складки с звёздами и полосами», «Восторженная народная демонстрация», «Большой парад на Пятой улице».
С другой стороны, лондонская «Таймс» 2 октября 1863 года писала об отношении жителей Нью-Йорка к прибывшей русской эскадре:
Муниципалитет и высшая буржуазия решили осыпать разными почестями русских офицеров… Зато французских и английских моряков вовсе не видно на берегу, хотя до 5000 их находится на тесном пространстве здешней морской стоянки… [Офицеры] не желают играть второстепенную роль на празднествах, где львами являются русские, а матросов не пускают потому, что американцы заманивают их к себе на службу.[2]
Сообщая о торжествах в Вашингтоне в честь русских моряков У. Сьюард писал, что «президент Линкольн… искренне хотел бы, чтобы прием в столице мог бы отразить сердечность и дружелюбие, которые наша страна испытывает в отношении России».
Кроме демонстрации силы, российские моряки также оказывали и иное содействие хозяевам: например, команды кораблей эскадры Попова принимали участие в тушении гигантского пожара в Сан-Франциско 23 октября 1863 г.
Результаты Экспедиции:
Известие о неожиданном сосредоточении обеих российских эскадр в американских портах произвело должное впечатление на деловые круги Англии: потенциальная угроза практически незащищённому в сложившейся ситуации оживлённому торговому судоходству подействовала отрезвляюще. Ввиду этого английское правительство приняло решение уклониться от поддержки Франции. Австрия тоже изменила свою позицию, и даже в дальнейшем оказала некоторое содействие России в подавлении мятежа. Франция, оставшись в изоляции, тоже вынуждена была отказаться от выступления против России и федерального правительства США.
В этом контексте политический результат Экспедиции превзошёл все ожидания.
После подавления восстания в Польше эскадра контр-адмирала Лесовского 20 июля 1864 г. была отозвана в Балтийское море, а эскадра контр-адмирала Попова возвратилась в воды Дальнего Востока.
+++
30(18) июля 1863 г. С.Лесовский поднял свой флаг на фрегате «Александр Невский» и снявшись с рассветом с якоря соединился в Финском заливе с остальными судами эскадры. Эскадра прошла Немецкое (Северное) море, обогнула северную оконечность Шотландии, и пройдя через Атлантический океан путями, мало посещаемыми торговыми судами, 6 октября (24 сентября) стала на якорь на Нью-йоркском рейде. Этот переход был совершен столь незаметно и удачно, что не только за границей, но и в России узнали о существовании эскадры С.Лесовского из американских газет, когда Андреевский флаг развевался уже на Нью-йоркском рейде. Одновременно с эскадрой С.Лесовского на противоположном берегу Америки была сосредоточена эскадра Свиты Его Величества контр-адмирала А.А.Попова в составе: корветов 15-ти пушечного «Калевала» (капитан-лейтенант Ф.Н.Желтухин), 9-ти пушечного «Богатырь» (капитан 2 ранга П.А.Чебышев, впоследствии вице-адмирал), «Рында» (лейтенант В.Г.Басаргин, впоследствии вице-адмирал) и «Новик» (капитан- лейтенант К.Г.Скрыплев, впоследствии контр-адмирал) и клиперов «Абрек» (капитан 1 ранга К.П.Пилкин 1-й, впоследствии полный адмирал) и «Гайдамак» (капитан-лейтенант А.А.Пещуров, впоследствии вице-адмирал, управляющий Морским министерством). Это внезапное появление двух сильных русских эскадр в портах Американских штатов, лежащих в двух океанах, разделяющих оба великих материка земного шара, произвело тем более сильное впечатление, что оно было совершено неожиданно. Своим присутствием эскадры продемонстрировали поддержку Россией Северных штатов в гражданской войне с Южными штатами, способствовали упрочению международного положения федерального правительства США и отказу ряда европейских держав от вмешательства во внутриамериканский конфликт. Непосредственной целью посылки эскадр были действия на морских сообщениях Англии и Франции в случае их войны против России, угроза которой возникла в связи с польским восстанием 1863 г. В конечном результате союз Англии и Франции не состоялся, и Россия сама решила польский вопрос без вмешательства извне, что и требовалось доказать. После подавления восстания в Польше эскадра контр-адмирала С.Лесовского 1 августа (20 июля) 1864 г. была отозвана в Балтийское море, а эскадра контр- адмирала А.А.Попова возвратилась в воды Дальнего Востока. Выполнив с величайшим успехом поход в Северные штаты С.Лесовский по возвращению в Россию удостоился высочайшего одобрения, 9 августа (28 июля) 1864 г. он был зачислен в свиту Государя и назначен начальником отряда в Средиземном море, находившегося в распоряжении государыни императрицы. Имея свой флаг на фрегате «Александр Невский» С.Лесовский выполнил печальную миссию, сопровождал из Ниццы в Кронштадт прах в бозе почившего наследника цесаревича Николая Александровича.
17(5) августа 1864 г. ему всемилостивейшее пожалована аренда по 2000 рублей в год на 12 лет, а также пожалован итальянский орден Святого Маврикия и Лазаря и французский орден Почетного Легиона. 16(4) апреля 1865 г. Степан Степанович был награжден орденом Святого Станислава 1-й степени и ему пожалован гессен-дармштадтский орден Филиппа Великодушного. 7 июня (25 мая) этого же года ему в приказе была объявлена особая благодарность Государя. 28(16) апреля 1866 г. С.Лесовский назначается помощником главного командира Кронштадтского порта с оставлением в свите Его Величества. На основании Высочайшего повеления Степан Степанович был назначен ответственным по приему и сопровождении чрезвычайного посланника Северо-американских штатов помощника Государственного секретаря по морскому министерству, члена Вашингтонского кабинета Густава Фокса. Бывший морской офицер, сорокапятилетний Г.Фокс был известен как активный политический деятель администрации президента Линкольна. В годы гражданской войны в Америке он был одним из видных организаторов и руководителей флота северян. 4 апреля 1865 г. после выборов Авраам Линкольн снова стал президентом и хозяином Белого дома. Однако прошло всего несколько дней, и выстрел в вашингтонском театре Форда погрузил Америку в траур. Стало не до визита. 28(16) апреля 1866 года в Петербурге, на набережной Невы, было совершено покушение на императора Александра II. По счастливой случайности царь остался жив. Американцы, находясь еще под впечатлением недавней гибели своего любимого президента, решили, что время для ответного визита настало. Лучшего случая выразить России свою признательность за поддержку в трудные годы гражданской войны и одновременно поздравить императора «по поводу чудесного спасения его от смерти» найти было трудно. Для участия в визите был выбран один из новейших мониторов - «Миантонамо». Это был сравнительно небольшой низкобортный, глубокосидящий броненосец. Для обеспечения его перехода через океан было выделено два паровых парусно-колесных фрегата «Аугуста» и «Ашуелот». К концу мая все корабли небольшого отряда сосредоточились в бухте Сент- Джонс у острова Ньюфаундленд. Отсюда начинался самый короткий путь в Европу, к берегам Ирландии. Переход длился 11 суток. 28(16) июня, пройдя 1765 миль, отряд Фокса достиг побережья Ирландии. 15(3) августа отряд прибыл в Гельсингфорс, а 18(6) в Кронштадт. С.Лесовский уведомил письмом старшин Кронштатского морского собрания о предстоящем визите американцев: «…Г. Управляющий Морским министерством поручил мне быть Главным Руководителем при приеме капитана Фокса и офицеров американской эскадры. Вспоминая тот радушный и истинно дружеский прием, то гостеприимство, которыми пользовались наши эскадры в Бостоне, Нью-Йорке, Вашингтоне и Сан- Франциско, я считаю долгом уведомить г. г. членов Кронштадтского Морского Собрания о скором прибытии наших заокеанских друзей, потому что наши моряки в главном пункте своего местопребывания, в Кронштадте, захотят принять участие в встрече и приеме дорогих гостей и угостить их с русским радушием в оплату за то угощение, которым пользовались многие из них. Сообщая о скором прибытии американской эскадры, имею честь просить г. г. старшин Морского Собрания сделать зависящие распоряжения и не оставить меня уведомлением о результатах настоящего сообщения. Свиты Его Величества Контр- Адмирал Лесовский». Величественную картину представлял в тот день Кронштадтский рейд. В Купеческой гавани - толпы народа; множество шлюпок и яхт; на заднем плане - русская эскадра; на переднем - медленно движущийся монитор «Миантонамо», приветствуемый пушечными выстрелами с фортов и звуками американского национального гимна. Как только корабли встали на якорь, посланника Конгресса от имени императора приветствовал контр-адмирал С.С. Лесовский, которого американские моряки помнили по визиту русской эскадры в Нью- Йорке в 1863-1864 годах. В тот же день Фокс и сопровождающие его лица прибыли в
Петербург. Их разместили в гостинице «Hotel de France», что находилась на Большой Морской, недалеко от арки Главного штаба. 20(8) августа чрезвычайное посольство было принято Александром II. Аудиенция состоялась в Петергофском дворце. Несмотря на строгий дипломатический этикет, прием проходил в исключительно теплой обстановке. Свою речь император закончил заверением, что никогда не забудет дружественного приема, оказанного Соединенными Штатами его эскадрам. Желая отблагодарить американских моряков, император объявил, что все они, без исключения, и офицеры, и команда, являются гостями русского правительства. Тотчас после аудиенции в Вашингтон была отправлена телеграмма, в которой Фокс докладывал американскому правительству об исполнении возложенной на него миссии. Это была первая телеграмма, отправленная из России в Америку по только что проложенному трансатлантическому кабелю. Пока во дворце шел официальный прием, американские офицеры в сопровождении контр- адмирала С.Лесовского осматривали дворцы и парки Петергофа. В нижнем парке они встретили героя Севастопольской обороны Э.И. Тотлебена. «Офицеры с почтением и восторгом приветствовали знаменитого инженера... Прощаясь с ним, прокричали ему трижды «Ура!», которое слилось с неумолкаемым шумом петергофских фонтанов». На Царицыном острове американским гостям показали дуб, выросший из желудя, взятого с дуба, «осеняющего могилу Вашингтона». Ответный визит императора не заставил себя долго ждать. На следующий же день Александр II в сопровождении наследника и великих князей посетил американские суда. Монитор «Миантонамо» салютовал ему из своих башенных орудий. Делалось это впервые и вопреки существующим правилам, ибо на американском флоте орудия такого калибра «предназначались исключительно для военных действий». Так начался первый официальный визит американского флота в Россию. Впереди было знакомство со столицей. Однако до нее, конечно, был Кронштадт с его мощными фортами, доками, морской обсерваторией, богатейшей библиотекой морского клуба, почетными читателями которой стали все американские офицеры. При осмотре арсенала гости были «поражены множеством военных флагов, забранных у неприятеля и свидетельствующих о подвигах русского флота на море». 27(15) сентября 1866 года американская эскадра снялась с якоря и вышла в Финский залив... 7 ноября (26 октября) этого же года С.Лесовский был назначен исполняющим должность главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора г. Кронштадта с оставлением в свите Его Величества. В этой должности кроме постоянных мер по улучшению снаряжения судов, существенные улучшения быта команд, он много сделал и для самого города (устроены водопроводы, газовое освещение, хлебопекарни, помещения для семейных нижних чинов и т. п.). 28(16) апреля 1867 г. Степану Степановичу был пожалован орден Святой Анны 1-й степени. 13(1) января 1869 г. С.Лесовский был пожалован в генерал-адъютанты с оставлением в прежней должности и пожалованием прусским орденом Красного Орла. 9 апреля (28 марта) 1871 г. Степан Степанович был произведен за отличие в вице- адмиралы с утверждением в должности и с оставлением в звании генерал-адъютанта, а 20(8) ноября его назначили товарищем (помощником) управляющего морским министерством. Управляющим морским министерством был адмирал Н.К.Краббе. В 1872 г.С.Лесовский был пожалован австрийским орденом Железной короны, а в 1873 г. награжден орденом Святого Владимира 3-й степени. 18(6) января 1875 г. С.Лесовскому за отлично-полезные труды по управлению морским министерством во время отсутствия управляющего морским министерством адмирала Н.К.Краббе объявлено монаршее благоволение с пожалованием шведского ордена Меча. 13(1) января 1876 г. Степан Степанович был награжден орденом Белого Орла, а 24(12) января этого же года в связи со смертью Н.К.Краббе его назначили управляющим морским министерством с оставлением в звании генерал-адъютанта. Он был пожалован также
орденами: нидерландским Дубового венка, датским Данеброга и греческим Спасителя. 1 января 1877 г. (20 декабря 1876 г.) С.Лесовскому увеличена аренда до 4000 рублей на 12 лет. 9 февраля (28 января) 1877 г. Степан Степанович был назначен почетным членом Николаевской морской академии (в связи с пятидесятилетием со дня основания Офицерского класса Академический курс морских наук 28 января (10 февраля) рескриптом Александра II был переименован в Николаевскую морскую академию без каких-либо существенных преобразований (Из рескрипта: «…для высшего образования морских офицеров, учрежден был в 1827 г., при Морском Кадетском корпусе, офицерский класс в 1862 г. преобразованный, по ходатайству Вашего императорского Высочества, в Морской академический курс. Ныне, когда со дня основания офицерского класса минуло 50 лет, и полезная служба многочисленных воспитанников этого учебного заведения вполне оправдал надежды его незабвенного Основателя, я признал достойным переименовать существующий ныне Морской академический курс в Николаевскую морскую академию и, для большего преуспевания ея, назначил Ваше императорское Высочество почетным Президентом Академии. При этом мне весьма отрадно выразить Вашему императорскому Высочеству мою искреннюю и душевную признательность за неусыпные Ваши труды, направленные к возвышению и распространению морского образования на флоте». На подлиннике собственною Его императорского Величества рукою написано: «Искренне Вас любящий и благодарный Александр». Санкт-Петербург, 28 января 1877 г.)
Свидетельство о публикации №214031200086