На тихой улице в Германии. Дорогие воспоминания

НА ТИХОЙ УЛИЦЕ В ГЕРМАНИИ

Рассказы

ДОРОГИЕ ВОСПОМИНАНИЯ. Предисловие автора

     Всё, что написано мной на протяжении многих лет, – стихи, повести, пьесы – я писала только тогда, когда это получалось само, легко и с удовольствием. Если писать не было настроения, я не начинала ничего нового – не на работе же! – и занималась чем-нибудь полезным: упорядочивала записи, переписывала тексты или набирала их на компьютере, редактировала в десятый или пятнадцатый раз свой бесконечный роман. Вроде и при деле, и мысли шевелятся – тоже неплохо.

     А вот о Германии мне хотелось написать всегда – с тех пор, как я вернулась оттуда шестнадцать лет назад. В голове складывались фразы и главы – только пиши. И тут же вставали вопросы: для чего и для кого? Только для себя – жалко времени. Мне казалось, что я и без того буду помнить всё, что увидела в этой стране почти за два года пребывания там. Написать для других людей? Но ведь никто не просит об этом. Наши издательства – тем более. И что же я буду делать со своими записками? Перечитывать их на старости лет?

     Но вот пришло время, когда я, кажется, знаю, что мне с ними делать, и ещё свежи в памяти впечатления. Я думаю, что должна написать воспоминания и для незнакомых читателей, и для себя тоже, потому что часть жизни, прожитая в другой стране, – это, по сути, другая жизнь, и она стоит того, чтобы я не забывала её.

     Сразу скажу, что это именно мои впечатления. Именно так я смотрела на новую страну тогда, в 1994–1996 годах. К сожалению, у меня не было возможности вдоволь путешествовать по ней и изучать её многовековую историю с позиций современности.

     Я видела всего несколько немецких городов, но их количество не имеет в данном случае никакого значения – ведь информацию о любых странах можно найти в Интернете, в книгах и журналах. Не думаю, что жизнь в других городах такого масштаба, как Билефельд, в чём-то радикально отличается от той, которую я наблюдала.

     Любая информация о незнакомой стране, кроме фактов и цифр, субъективна, и в этом смысле обычные люди – не журналисты, не историки и не составители справочников – тоже могут поделиться собственным видением той жизни, которую им приходилось наблюдать. Какие-то детали и приметы времени остались в прошлом и уже забыты коренными жителями страны, а в памяти внимательных иностранных гостей они сохранились и могут быть для кого-то интересны.



     Я полюбила Германию искренней безответной любовью, а это, как известно, – памятное и дорогое чувство, если, конечно, ему не сопутствуют излишние потрясения. Безответная любовь – поскольку я жила там всего два года и никакой пользы этой стране не приносила. За что же ей меня любить?
 
     Впрочем, и тогда, когда приносишь пользу стране, она может совершенно не ценить тебя за то, что ты для неё делаешь. Она может игнорировать твои робкие просьбы о помощи и вообще не замечать тебя. Ну, это понятно: страна большая, а человек маленький, как ей всех подданных заметить?

     Но любить страну, где ты живёшь, – два года или долгое время – человеку всё равно приходится, хотя никто не заставляет. Ведь это – место, где протекает твоя единственная жизнь, и если ты не безнадёжный пессимист, то будешь привязываться сердцем к дому, к виду из окна, к дальней перспективе, к людям, какие встретились на твоём пути, – то есть тебе становится дорого всё это, говоря простым языком и не прибегая к понятию временного патриотизма.

     А настоящая родина у многих людей нередко бывает очень далеко, однако они продолжают её любить, и это не мешает любить тот город и ту страну, где им довелось обосноваться, и чужую страну, в которой они какое-то время жили, работали и, возможно, были счастливы.

     Или им теперь так кажется, поскольку с возрастом счастья, как и здоровья, не прибавляется, и человек ценит то хорошее, что у него есть, или то, что осталось в прошлом.

     Вот и я дорожу тем, что у меня есть сейчас, и тем, что я сохранила в своей памяти.


                * * *

 На тихой улице в Германии
 Есть дом, в котором я жила,
 Предвидя горечь расставания.
 Но там остаться – не могла.

 Я только гостья иностранная,
 Окончен срок – пора домой.
 Но было чувство – очень странное, –
 Что город был когда-то мой...

 Как будто я росла в Германии –
 Так было всё знакомо мне!
 Деревья в белом одеянии,
 Как в сказке, плыли по весне.

 Соцветья гордых рододЕндронов
 И маргаритки в январе –
 Вот это – вечное, бесценное –
 Не может время одолеть.

 Там пахло свежестью и радостью,
 Там было чисто и тепло,
 Там было всё родным и праздничным...
 Но, к сожалению, прошло...


Продолжение следует.
http://www.proza.ru/2013/11/04/1248


Рецензии
Спасибо Вам, Тамара, что сохранили теплые воспоминания!

Пётр Полынин   12.01.2022 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Петр! Там было хорошо, хотя и сложно без знания языка. Но так спокойно после нашей голодной и сумбурной действительности.

Тамара Залесская   17.01.2022 15:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.