Дао и Дэ

"Дао и Дэ"

(из сборника "Простые истины Дедушки Тао")

***

– Дедушка, я тут недавно еще раз перечитывал «Дао Дэ Цзин» и вот что я заметил –  прежде я обращал внимание на «дао» и с этим как мне кажется уже все ясно, а вот  что такое «дэ», я, честно говоря, не совсем понимаю. Что по–твоему имел в виду Лао Цзы, говоря о «дэ»?
– А как переводится «дэ»? – усмехнулся Дедушка.
– Как? Как «добродетель», – ответил я.
– Ну вот тебе и ответ, –  продолжал улыбаться Дедушка.
– Не понял, – смутился я.
– Что тут непонятного? «Добродетель» –  это делание добра. Все просто. Что Лао имел в виду, то и сказал, - усмехнулся Дедушка.
– Хм! Но при чему тут добродетель, когда кто–то пытается следовать Пути? – все никак не успокаивался я.
– Как причем? Ведь это же в жизни самое главное! – невозмутимо продолжал Дедушка. – Жить в соответствии с Дао это значит быть благотворным или иначе говоря делать только добро. Если бы добродетель в процессе следования Пути не была так важна, то Лао Цзы назвал бы свой тракта просто «Книга о Пути», а  он назваил его именно «Книга о Пути и Добродетели». Видишь, ты сосредоточиваешься на самом лишь Дао – следовании Пути, а Лао Цзы призывает не просто следовать Пути, а быть благотворным в процессе этого.
– Но все же, почему это так важно?
– Потому, что только будучи благотворным можно достичь духовного совершенства.
– А зачем достигать духовного совершенства? Может быть в жизни достаточно просто мудро следовать Пути?
– В стремлении быть мудрым тебе не удасться избежать благотворности. Если ты мудр, значит ты благотворен. Одно без другого невозможно, Саша. Кстати, ты наверное заметил, что в Китае есть даже своеобразный культ мудрецов, которых так и называют  «совершенномудрые». Заметь, что подчеркивается не только мудрость, а еще и совершенство. У нас таких людей именуют святыми – то есть, от них по-нашему исходит свет мудрости. Мы обычно не говорим о совершенстве. Для нас хватает святости, а вот даосы, как видим, ставят совершенство во главу угла. Иначе говоря, они понимают что это такое и почему это так важно.
– И почему же это так важно?
– Вот смотри - у нас святость ассоциируется с неким монашеством. Иначе говоря, святой это человек, не участвующий в мирской жизни. Он пребывает в уединении. Святость и одновременно жизнь среди людей нами вообще воспринимается с трудом. А вот совершенномудрый в понимании даосизма это все же человек, живущий среди людей. Мало того, даже подчеркивается, что экзамен духовной зрелости сдается не в уединении – в лесу, в горах или в монашеской келии, где нет никакой агрессии и где эманирует в основном позитивная энергия, а именно среди обычных людей, которые и злятся, и завидуют, и ненавидят других, дерутся, врут и так далее. А кроме того, считается, что для качественного духовного развития даже нужно иметь семью, детей, близких. Заботиться о них, переживать за них, радоваться их радостями и помогать им, когда им нужна помощь и когда им плохо. Только так можно стать совершенномудрым. А для этого нужно учиться быть в высшей степени, благотворным и добродетельным – то есть быть Дэ.
 ...
Далее на:
https://ridero.ru/books/prostye_istiny_dedushki_tao/

***


Рецензии
Александр очень рада познакомится с мудрым дедушкой Тао( Тау-крест а от чего имя?)Огромное желание отказаться от мирской жизни и приобрести душевное спокойствие в уединении преследовало меня долго где то глубоко в подсознании нет да ещё и обозначится Посещение дольменов общение с определённым кругом людей чтение Жития Серафима Саровского всё подталкивало и звало к отшельнической жизни Человек я неприхотливый чувствовала что не только выдержу но и окрепну духовно Но затем стали посещать сомнения что с моей стороны это просто будет побег от нынешних и грядущих мирских хлопот и трудностей Прочитала беседу Тао с внуком и действительно-в наше время -".. экзамен духовной зрелости сдается не в уединении – в лесу, в горах или в монашеской келии, где нет никакой агрессии и где эманирует в основном позитивная энергия, а именно среди обычных людей, которые и злятся, и завидуют, и ненавидят других, дерутся, врут и так далее. А кроме того, считается, что для качественного духовного развития даже нужно иметь семью, детей, близких. Заботиться о них, переживать за них, радоваться их радостями и помогать им,..." и нашла поддержку своим утверждениям.

Лилия Руденко   04.09.2014 22:28     Заявить о нарушении
Лилия! Я очень рад, что слова Дедушки Тао Вам понятны. Именно это и имелось в виду, когда писалось.
А Тао это от китайского Дао. Впрочем, его мудрость универсальна, потому для всех.

Это конечно можно назвать гордыней с моей стороны (чего я стараюсь избегать), но я ОЧЕНЬ РАД за Вас. Особенно приятно, когда понятны простые истины.

Спасибо Вам!
Удачи Вам и всех благ!
Буду рад общению.
:-)

Александр Ом   10.09.2014 00:26   Заявить о нарушении
И я очень РАДА ,что Вы ответили! Это не гордыня, Вы же за меня радуетесь!
И не только согласна ,но и впиталась в кровь, что это действительно один из тяжких Грехов. Вечером перед сном ,я всегда стараюсь вникнуть душой и сердцем в свои прошедшие дневные действия. И начинаю потом работать, как в школе- над ошибками!
Александр с Благодарность за беседу, Лилия

Лилия Руденко   11.09.2014 21:26   Заявить о нарушении
Вам всех благ, буду рада общению.

Лилия Руденко   11.09.2014 21:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.