Давай кино, сапожник! главы 12-13
Глава двенадцатая. Капитан Трошкин.
Я еще не дошел до двери, как она резко раскрылась и в кабинет быстро вошел мужчина.
Метнув взгляд на сидевшего за столом хозяина кабинета, он посмотрел на меня.
- Семенов? – спросил он, почти вплотную приблизившись ко мне.
Я кивнул.
- Вы задержаны, - сказал он. – Присядьте, пожалуйста.
- Его уже освободили, - опередил меня директор студии.
Мужчина подождал, пока я присел к столу, после чего уселся против меня.
- Я знаю, что мои коллеги из милиции освободили гражданина Семенова, - сказал он. – Но я из другого ведомства.
Он достал из нагрудного кармана удостоверение красного цвета, развернул его и показал директору. За считанные секунды лицо директора по цвету сравнялось с цветом удостоверения.
- Не буду вам мешать, - сказал директор, торопливо выходя из-за стола и покидая помещение.
- Комитет государственной безопасности, - сказал мужчина, когда мы остались одни в кабинете. – Капитан Трошкин.
Он раскрыл удостоверение и показал его мне.
- Очень приятно, - сказал я, понимая, что говорю глупость.
Мужчина достал из принесенного с собой портфеля чистые листы бумаги и ручку.
- Насчет «приятно» я думаю вы несколько поторопились, молодой человек, - сказал мой собеседник.
Я промолчал. Капитан прав. Что может быть приятного, если тобой заинтересовались органы госбезопасности. Мое «приятно» могло быть воспринято как вызов или бравада. Настраивать против себя такую организацию было непростительной глупостью.
- Извините, - мягко сказал я, - вы не могли бы объяснить причину моего задержания…
- А вы считаете, что ее нет? – вопросом на вопрос ответил капитан.- Или их несколько, и вы хотели бы уточнить, какая из них нам известна.?
- Видите ли, - еще мягче продолжал я, - мне нужно работать…Я и так потерял много времени из-за служебного рвения милицейской собаки… Вам, надеюсь, известно, что здесь, на студии, я делаю фильм о нашем городе…
Капитан Трошкин придвинул к себе листы бумаги и взял авторучку.
- Вот о вашем фильме я и хотел бы поговорить подробнее, - сказал он, приготовившись слушать меня.
- Пожалуйста, - сказал я. – Но я не думаю, что мой фильм вас может заинтересовать… Дело в том, что к кино я не имею никакого отношения…
- Что вы говорите? – удивился капитан. – А к чему же вы имеете хоть какое-то отношение?
- К изготовлению обуви, - признался я. – Видите ли, я сапожник.
- Так и запишем, как у дедушки Крылова, кино взялся делать сапожник, - капитан действительно сделал пометку на лежавшем перед ним листе.
- И зачем же, позвольте узнать, сапожник берется делать фильм к святому празднику нашего народа – к полувековому юбилею Октябрьской революции? Что, больше никого не нашлось в вашем почти миллионом городе?
- Поручили – вот и взялся, - ответил я. – Поверьте, сам не напрашивался…
- Сомневаюсь…
- В чем?
- В том, что сами не напросились…
- Зачем мне это было нужно?
- Затем, что вы с самого начала продумали, как осуществить свой черный замысел… Как омрачить праздник в вашем городе…
- Какой черный замысел? – не понял я.
- Вам напомнить? – спросил капитан.
Он нагнулся под стол к своему портфелю.
Мелькнула мысль: неужели комитет государственной безопасности узнал о крышечках для закатывания бутылей или о нитках №10, которые Лёня выносил с засолочного комбината и швейной фабрики? Может в квартире у Лёни произвели обыск и сейчас капитан Трошкин выложит на стол крышечки, нитки, конфеты…Тогда мои дела плохи…Расхититель социалистической собственности, не меньше…Но почему крышечками занимается комитет госбезопасности?
- Какой черный замысел? – переспросил Трошкин. – А вот такой!
Капитан выпрямился и положил на стол круглую металлическую коробку, в которой хранится кинопленка.
- Узнаете? – спросил он, снимая с коробки крышку.
Положив снятую крышку на стол рядом с коробкой, капитан Трошкин взял пленку за ее конец и, отмотав больше метра, бросил ее на стол передо мной.
Вся пленка была черной! Такое впечатление, будто побывала она не в проявочной машине, а в ведре с черной краской. Ни одного кадра на ней! Она ничего общего не имела с пленкой, которую я видел у монтажниц.
Я отмотал пленку еще с метр. И дальше – сплошная чернота. Почувствовал, как к горлу подступает тошнота.
- Можете не разыгрывать удивление, - сказал капитан. – Вы же этого хотели. Вся коробка такая. Все триста метров. А на складе цеха обработки пленки лежат еще восемь коробок такого же вашего фильма…
В голове – такая же темнота, как и на пленке…
- Теперь вам ясна причина вашего задержания? – спросил капитан.
- Теперь-то, мне как раз ничего и не ясно, - признался я.
- Вы задержаны по подозрению в совершении диверсии, - сказал Трошкин, закрывая коробку с пленкой и пряча ее в портфель.
- Какой еще диверсии? – выдохнул я.
- Идеологической, - почти в лицо мне бросил капитан.
В голове зашумело. Почти одновременно с шумом вспомнился мой дед и бабушка. От этого воспоминания мороз пробежал под одеждой. Дед, как «враг народа», в 37 году был арестован и расстрелян, а бабушка отделалась двадцатью годами колонии строгого режима.
- Вы шутите? – почти шепотом спросил я, успокаивая себя тем, что сейчас не 37, а 1967 год…
- Я!? – удивился Трошин. – Это вы шутник… Привезти три тысячи метров черного негатива и убеждать всех, что собираетесь из этого безобразия делать фильм к юбилею Октябрьской революции? Где мне до вас…
Он потряс коробкой с пленкой и бросил ее в портфель.
- Это не юбилей…Это очернение нашей советской действительности…
И, совершенно не меняя интонации, спросил с прищуром:
- На кого работаем?
Его интонация и прищур рентгеновских глаз гипнотически лишили меня воли к сопротивлению и защите. Решил никого не выгораживать.
- На обком партии…
- Не сметь! – хлопнул Трошкин ладонью по столу. – Не сметь бросать тень на партию …
- Вы меня неправильно поняли…
- Поехали, - сказал капитан, вставая из-за стола.
- Куда? Мне нужно работать…
- Вот там и поработаете…
Глава тринадцатая. В комитете госбезопасности.
…В комитете госбезопасности нас уже ждали.
В большой комнате сидело несколько человек в штатском. Не успел я приблизиться к столу, как заговорил мужчина, сидевший под портретом Дзержинского, по-видимому, старший среди присутствующих.
- Вам объяснили причину вашего задержания?
- Да, - торопливо сказал я, - но это какое-то недоразумение…
- И как вы все это можете объяснить? – спросил старший будто не слыша меня, раскрывая коробку с пленкой, поданную ему капитаном Трошкиным.
Сняв крышку с коробки, он отмотал несколько метров лежавшей в ней пленки и бросил ее на стол. Черная пленка змеей расползлась между участниками совещания. К ней осторожно потянулось руки .
- Мы слушаем, - сказал старший.
- Я думаю, это не моя пленка, - сказал я.
Старший взял лежавшую на столе крышку и поднял ее над столом.
- Всем видна крышка? – спросил он.
- Так точно! – прозвучало хором в ответ.
- И вам тоже? – уточнил у меня.
- Так точно! – неожиданно для себя ответил я.
- Ваша фамилия Семенов?
- Семенов…
Начальник повернулся к сидевшему справа от него мужчине.
- Виктор Петрович, прочти, пожалуйста, что за фамилия здесь написана.
Он приблизил крышку к соседу. Виктор Петрович посмотрел на крышку и четко прочел:
- Кравец…
- Это, Виктор Петрович, ты прочел фамилию упаковщика, - сказал старший. – А я прошу тебя прочесть фамилию, написанную чернилами…
- Виноват, товарищ майор, чернилами написана фамилия Семенов, - исправил свою оплошность Виктор Петрович.
- Слышали? - спросил меня собеседник, кладя крышку на стол. – Кроме того, здесь же написана дата сдачи материала в проявку и название вашего славного, трудового города…Заметьте, все написано вашей рукой…Так что, версия о том, что пленка не ваша – отпадает…
- Хорошо, - согласился я с логикой рассуждений майора, - но могла же напортачить проявочная машина? Могло же в ней что-то сломаться, после чего вся пленка почернела?..
Майор вопросительным взглядом обвел всех присутствующих.
- Можно такое предположить? – спросил он.
- Разрешите, товарищ майор.
- Давай, Погорелов…
Погорелов хотел встать, но майор показал рукой, мол, про машину можно докладывать сидя.
- Предположить такое можно, - начал Погорелов, садясь снова на стул. – Даже допустить можно. Но в этом случае из машины должна была выйти черной вся пленка, заряженная для проявки в ту смену. Или уж точно, пленка, которая была присоединена к концу вашей пленки. Это если предположить, что машина сломалась именно на вашей пленке. А на самом деле и впереди вашего материала, и после него вышел отличного качества негатив…
- Послушай, Погорелов, - нетерпеливо прервал говорившего майор, - Ты мне совсем заморочил голову…Какие-то концы, кто впереди, кто сзади… Скажи конкретно: вот это могла сделать машина?
Майор показал рукой на лежавшую на столе коробку с черной пленкой.
- Никак нет, товарищ майор! – ответил Погорелов.
- Садись! – по привычке ответил майор.
Погорелов привстал над стулом и снова сел на него.
Майор посмотрел на меня.
- Видите, даже бездушная машина не могла бы сделать с пленкой то, что с ней сделали вы…Ведь еще товарищ Ленин предупреждал о важности для нас кино…Зачем вы это сделали? Кто вас заставил сделать это? Только не говорите, что до этого кощунства вы додумались сами…
Я молчал. Молчал от почти физического ощущения, стоявших за моей спиной деда и бабушки.
- Вы комсомолец? – спросил майор.
Почувствовал, как дед кладет мне на плечо свою мозолистую руку.
- Я сапожник, - ответил я.
Голова майора удивленно дернулась. Он посмотрел на капитана Трошкина.
Капитан вскочил.
- Так точно, сапожник!
- Проверяли?
- Так точно!
- Выходит, к кино он никакого отношения не имеет?
- Так точно, не имеет!
- Тогда как все это понимать? – майор кивнул на стол.
- Возможно, он только по легенде сапожник? – послышалось робкое предположение с конца стола.
В это время зазвонил телефон. Майор поднял трубку.
- Слушаю…Пока ничего…
Майор замолчал, внимательно слушая телефонного собеседника.
- Нет, - сказал он в трубку. – Боюсь, что не успеем… Здесь открылось странное обстоятельство… Оказывается этот кинорежиссер совсем не кинорежиссер…Он вообще к кино никакого отношения не имеет…
В кабинете застыла напряженная тишина. Майор замолчал на полуслове, слушая собеседника.
- Узнали, товарищ генерал…- снова заговорил майор. – Он сапожник…
На секунду замолчав, майор ответил:
- Так точно, бред сивой кобылы…Иду!
Собрав лежавшие перед ним на столе бумаги в папку, майор торопливо направился к двери. Неожиданно развернувшись, он подошел к столу и, взяв коробку с пленкой, вышел из кабинета. Через несколько секунд его голова снова показалась в проеме двери.
- Трошкин, продолжай, - бросил он в кабинет.
Но продолжения не получилось. Не успел капитан Трошкин разложить перед собой вынутые из портфеля бумаги, как снова зазвонил телефон.
- Капитан Трошкин слушает, - четко представился он. – Так точно, товарищ майор…Ясно…Все ясно, товарищ майор…Слушаюсь…Вас понял, товарищ майор!
Трошкин положил трубку на рычажки телефонного аппарата.
- Все свободны до особого распоряжения, - сказал он, пряча обратно в портфель вынутые из него бумаги.
Сидевшие за столом задвигали стульями, вставая. Двинул стулом и я. Ко мне подошел капитан Трошкин.
- Прошу следовать со мной!
Мы долго шли по коридору, несколько раз сворачивая то влево, то вправо, наконец, спустившись в подвал, остановились у массивной металлической двери.
Он завел меня в маленькую комнатку с небольшим столом и двумя стульями.
Помещение явно не было предназначено для содержания в нем заключенных или подозреваемых. Здесь, по-видимому, велись допросы. Из чего следовало, что все, что я до этого считал допросами – все это были «цветочки»… «Ягодки» мне покажут здесь, в этом мрачном полуподвальном помещении.
- У вас были сообщники? – спросил капитан.
- Нет…
- Допустим сообщников не было, – сказал Трошкин. – Но оператор же был?
- Оператор был, - признался я.
- Фамилия?
Я назвал фамилию.
- Только не говорите, что он тоже сапожник?
- Нет, он электрик…
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №214031302275