8. Календарь

     «И сказал Бог Моше и Аарону в стране Египетской так: месяц этот для вас – глава месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Это первая заповедь, которую дал Всевышний сынам Исраэля. Вернее не одну, а целую группу заповедей, обязательных для исполнения. Бог обратился к Моше и Аарону первого числа только что наступившего месяца. Чуть дальше из 4 стиха 13 главы мы узнаем название этого месяца: «Сегодня вы выходите в месяце Авив». После Вавилонского плена этот месяц стали называть Нисан. Слово же "авив" в современном языке означает «весна». Комментаторы в слове "авив" усматривают два слова: "ав" – «отец» и "ив", которое можно рассматривать как буквенную запись, общепринятую в древнем языке, числа 12 (йод – 10, бет – 2). Поэтому "авив" может означать «отец двенадцати», т.е. глава двенадцати месяцев года.
    
Таким образом, в этом повелении Всевышнего всему еврейскому народу говорится, что первым месяцем года следует считать весенний месяц Нисан, и от него следует вести счет месяцев. Получается, что окончание творения мира (шестой день) приходится на первое число седьмого месяца Тишрей, когда был создан человек. С этой даты началась история человечества. И эта же дата считается началом нового года. Евреи празднуют Новый Год (Рош га-Шана) в седьмом месяце, приходящимся на осень, а отсчет месяцев года ведут с первого весеннего месяца Нисана.
    
Не столь очевидно, но первое повеление Бога содержит еще одну заповедь. Создатель объяснил Моше, какой момент следует считать началом нового месяца. И так как Моше затруднялся понять точно, Бог показал ему серпик молодой луны и сказал: «Всякий раз, когда луна будет выглядеть так, как сейчас, будет для вас началом нового месяца».
    
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, например, полнолуниями, называется синодическим месяцем (1). Продолжительность его не постоянна и колеблется в пределах от 29,25 (29 дней 6 часов 15 минут) до 29,83 (29 дней 19 часов 12 минут) земных суток. Это связано с эллиптической формой орбиты Луны. Среднее значение синодического месяца – 29,53058812 суток или 29 дней 12 часов 44 минуты и 2,82 секунды. Существование фаз Луны и их смена связаны с расположением Земли, Солнца и Луны относительно друг друга.
    
Момент, когда в небе видна полная луна, называется полнолунием. После полнолуния луна начинает «убывать» и через семь дней в небе видна только ее половина. Такая фаза называется последней четвертью. Еще примерно через семь дней Луна становится невидна. Это связано с тем, что она занимает место между Землей и Солнцем, но не на одной прямой, иначе на Земле наблюдалось бы Солнечное затмение. Такая фаза Луны называется новолунием. Появление на вечернем небе вновь молодого серпа Луны назвали неоменией (2). Еще через семь дней в небе снова видна половина Луны. Такая фаза называется первой четвертью. Как узнать, увидев в небе Луну, в какой четверти она находится? Существует простое правило верное только для Северного полушария Земли. Если к концам лунного серпа приставить палочку и в результате получится буква Р, то Луна «растущая», если же серп напоминает букву С, то Луна «старая», т.е. «убывающая».
    
Вот именно на Луну в состоянии неомении (молад на иврите) указал Господь Моше.

     – 2448 лет Я объявлял каждый новый месяц на Небесах, но теперь, когда вы стали народом, Я поручаю это вам, – сказал Он.
    
В силу ряда причин, связанных с наклоном орбиты Луны к плоскости эклиптики (3), широтой места нахождения наблюдателя и др., рассчитать вперед на значительный промежуток времени момент неомении довольно сложно. Поэтому начало нового месяца, с тех пор как сформировался еврейский народ, стал объявлять Бейт Дин (Сангедрин) (4) на основании свидетельства двух человек. Если в наступивших сумерках 29 лунного дня свидетели видели серп молодой Луны, и свидетельство их после тщательной проверки признавалось заслуживающим доверия, то следующий день объявлялся началом нового месяца (Рош Ходеш) (5). Если к окончанию 29 дня свидетели не появлялись, то следующий день объявлялся 30 числом текущего месяца. А новый месяц начинался на следующий день (после 30 числа), вне зависимости от того, видел ли кто новую Луну или нет.
    
В трактате Рош га-Шана лист 25а есть такой рассказ: «Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками, и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить рош ходеш. Сказал рабан Гамлиэль (6): “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа (7). Поэтому я не принимаю свидетелей – облачко им показалось луной”».
    
Считается, что Земля делает оборот вокруг своей оси за одни сутки. Однако «увидеть» это движение можно, лишь измерив время между двумя ежедневными появлениями Солнца в одной и той же точке неба (кульминации), например, в зените. Промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями Солнца называют истинными солнечными сутками. Продолжительность истинных солнечных суток на протяжении года неодинакова. Наибольшую длину они имеют 23 декабря – 24 часа и 30 секунд, наименьшую 16 сентября – 23 часа 59 минут и 39 секунд. Разница в 51 секунду. Мы пользуемся средним значением суток продолжительностью в 24 часа. А почему именно 24 часа? Обычный ответ: так было принято в Вавилоне и Древнем Египте. Предлагаю своим читателям нарисовать круг и вписать в него шестиконечную звезду (маген Давида). И, возможно, кто-нибудь увидит, почему, именно, 24.

Земля проходит по своей орбите вокруг Солнца примерно за один год. Это, глядя из космоса. Но для наблюдателя с земли движется Солнце. Усредненный промежуток времени между двумя последовательными прохождениями диска Солнца через точку весеннего равноденствия называют тропическим или истинным годом. Его продолжительность сегодня равна 365,2421988 суток или 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд.
   
Легко подсчитать, что полных лунных циклов в году будет 12 (8). И еще останется приблизительно 10,875 суток. Из-за того, что количество лунных месяцев не укладывается в продолжение года целое число раз, в календаре, построенном только на движении Луны, в таком, например, которым пользуются исламские государства, один и тот же месяц «путешествует» через все сезоны года. Так главный праздник мусульман Ид аль-Адха (Курбан-байрам) может приходиться и на весну, и на осень, и на лето, и на зиму.
    
В календаре, основанном только на движении Солнца, например, в Григорианском, которым мы пользуемся, начало месяца условно и никак не соотносится с движением Луны. Поэтому может приходиться и на новолуние, и на полнолуние, и  на любую из четвертей.
    
Еврейский календарь заповедан Творцом. Начало месяца в нем должно совпадать с первым появлением Луны неоменией или моладом, и в то же время первый месяц года – Нисан – обязательно должен приходиться на весну. Но есть и еще условие. Новый год – Рош га-Шана, празднуемый 1 Тишрея, не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу. Если бы год начинался в среду или в пятницу, то Йом Киппур (9) был бы соответственно в пятницу или в воскресенье, т.е. в день, соседний с субботой. В результате получилось бы два дня подряд, когда запрещена всякая работа, включая приготовление пищи. Если же год начинался бы в воскресенье, то Гошана-Раба (10) пришелся бы на субботу. Чтобы этого не случилось, при расчете календаря на следующий год устанавливается продолжительность Хешвана и Кислева, единственных месяцев еврейского календаря, не имеющих постоянного числа дней. Во всех остальных месяцах количество дней постоянно или 29, или 30 дней. А чтобы месяц Нисан всегда приходился на весну, с определенной периодичностью добавляется второй месяц Адар. Такой год называется високосным ("шана меубберет" – «беременный год») и содержит тринадцать месяцев. Причем все праздники, которые, обычно, отмечаются в Адаре, отмечают в Адаре втором (11).
    
В связи с изложенным обычный год еврейского календаря может содержать 354 дня и тогда он называется правильным (кисидра). Все его месяцы попеременно содержат 30 и 29 дней (Хешван – 29, Кислев – 30). Может содержать 353 дня. Такой год называют недостаточным (хасера), у него Хешван и Кислев содержат по 29 дней. А еще может содержать 355 дней. Такой год называют полным (шлема) и у него Хешван и Кислев содержат по 30 дней. Високосный год содержит соответственно 384, 383 или 385 дней. В обычный год Адар содержит 29 дней, в високосный – первый Адар 30, второй – 29 дней.
    
В 432 году до н.э. греческий астроном Метон высчитал, что 19 солнечных тропических лет практически точно (12) равны 235 лунным синодическим месяцам (125 месяцев по 30 дней и 110 – по 29). По его расчетам 12 лет из 19-летнего цикла должны быть обычными годами, а семь лет – високосными. Метонов цикл, установлением Гилеля II (13), был положен в основу современного еврейского календаря. 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19 годы в 19-летнем метоновом цикле еврейского календаря – високосные.
    
Однако пора вернуться к нашему повествованию.

(1) От греч. «синодос» – сближение.  Видимое сближение Луны и Солнца.
(2) Греч. «новая луна», "молад"  на иврите.
(3) Эклиптика – большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Проще говоря, орбита Земли.
(4) Имеется в виду Великий Синедрион, высший судебно-законодательный орган, заседавший в Иерусалиме, во главе которого стоял первосвященник или наси (дословно «князь»).
(5) Рош Ходеш – «глава месяца». Слово "ходеш" однокоренное слову "хадаш" – «новый».
(6) Скорее всего, имеется в виду рабан Гамлиэль II из Явне, внук рабана Гамлиэля бен Шимона га-Закена (Старшего), известного в Новом Завете под именем Гамалиила. После разрушения Второго Храма функции высшего законодательного и судебного органа усилиями рабби Йоханана бен Заккая стал исполнять Синедрион в городе Явне, где рабан Гамлиэль II около 80 года н.э. занял пост наси.
(7) Т.е. 29 дней 12 часов + 793/1080 часа. Приблизительно 29 суток 12 часов 44 минуты и 3,3333 секунды. Сравните с современными данными, разница всего полсекунды. Это изумительно!
(8) Продолжительность лунного года равна 29,5305882 х 12 = 354,3670584 суток.
(9) День Искупления или Судный день. Отмечается 10 Тишрея, завершая «десять дней покаяния». Это день строгого поста, запрещены всякая работа, прием пищи, питье и пр.
(10) Гошана Раба – «Великое Спасение» – отмечается 21 Тишрея в седьмой день праздника Суккот. В определенный момент праздника верующие иудеи связанными вместе ветками аравот – ивы – с силой хлещут об пол, стряхивая листья.
(11) Как раз сейчас по еврейскому календарю Адар-2, который начался 3.03.2014.
(12) 19 лет – 6939,602 суток, 235 месяцев – 6939,689 суток. Разница – 2,1 часа.
(13) Гилель II (;320 – 385) – глава Синедриона в городе Тверии.


Рецензии
Добрый день, Кот Базилио ))
Не хотела больше утруждать Вас вопросами, но уж очень
мне интересно Ваше мнение по поводу одного персонажа во
многих Псалмах, обозначенных, как "Песнь.Начальнику хора".
Начальник хора - кто он (или Он)? Благодарю заранее!
С уважением, Н.

Надежда Велисевич -2   24.03.2014 17:58     Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда!
Не могу отделаться от ощущения, что Вы заранее знаете ответ, а меня все время тестируете на вшивость.
Мне бы хотелось услышать мнение по-поводу именно моих «писаний», непонятных моментов, несогласий, спора и т.п.
На Ваш вопрос. Некоторые псалмы, очевидно, исполнялись в Храме. Исполняли их левиты под руководством начальника или руководителя хора (дирижера, по-нашему), а на иврите «менацеах». Такие псалмы имеют стандартную пометку на иврите – ламнацеах, т.е. менацеах + предлог Л, который имеет значение «для» или указывает на дательный падеж. Поэтому ламнацеэх – «для руководителя хора» или «руководителю хора». Первый такой псалом №4. Написано: «ламнацеах биннегинот» - «руководителю хора в сопровождении струнных музыкальных инструментов». Негина – струнная музыка, песнь (сопровождаемая игрой на струнном инструменте). Еще пример: псалом №12. Написано: «ламнацеах аль-гашминит» - «Руководителю хора для восьмиструнной арфы». Шеминит – восьмиструнная арфа, от слова шмоне – восемь.
К.Б.

Кот Базилио 2   25.03.2014 00:21   Заявить о нарушении
Рассмешили )) Ни в коем случае я Вас не тестирую, но этот вопрос
вызывает разногласия: кто-то трактует словосочетание "начальнику
хора", как адресование Христу, Который и является этим Начальником
хора, а кто-то буквально, как руководителю или (как у нас) регенту
хора. Что касается Ваших статей, то мне они очень нравятся, даже,
я сказала бы, ценны - тем, что в каждой нахожу для себя хотя бы одну
жемчужину. Так что, пожалуйста, не ищите подвоха! И у меня ещё один
вопрос )) Как звучит слово "церковь" на еврейском? Вопрос не праздный.
Заранее благодарю!

Надежда Велисевич -2   25.03.2014 01:07   Заявить о нарушении
Уважаемая Надежда!
Я бы Вам порекомендовал достать многотомный комментарий А.П.Лопухина (можно скачать в сети, напр. на буктрекере). Из современных комментаторов Дм. Щедровицкого (там же). Вот Щедровицкий на мой взгляд несколько злоупотребляет «видением» Христа чуть не за каждым словом Пятикнижия.
Ретроспективно можно притянуть за уши все что угодно, к объяснению чего угодно. Это не желание умалить Христа. Но и паранойей страдать не нужно. В Ветхом Завете, естественно, есть места, которые принято считать относящимися к мессии (машиаху). Потому что учение о машиахе принадлежит все-таки евреям. Естественно, без указания конкретных имен. Но не более того. Поэтому все же начальнику хора – это начальнику хора. Книга Тегилим (Псалтырь) требует большой вводной статьи, так как используется она и в индивидуально ежедневно и коллективно (начальник хора), и в будни и праздники. Я имею в виду еврейскую традицию. Такая замечательная статья есть у Лопухина. Некоторые сведения из нее требуют определенной корректировки, но в целом она пригодна. В сети можно найти и «современные введения».
Теперь, что касается церкви. В современном иврите слово для обозначения церкви есть, хотя никаких церквей (в православном понимании) у евреев нет, и никогда не было. Слово это «кнесийа», происходит от корня каф, нун, самех (канас) со значением «собирать (людей)». Синагога (греческое – собрание), где собираются евреи для молитвы и общения, называется «бет кнесет», т.е. «дом собрания» (бет или бейт – «дом» на иврите и название буквы Б). К синагоге ближе молитвенные дома протестантской ветви.
Само слово церковь, как Вы наверняка знаете, греческого происхождения. К сожалению, греческий для меня почти китайский. Поэтому до этимологии слова мне добраться сложно. Сеть здесь тоже не очень. Думаю, что правы Брокгауз и Эфрон: «собрание или общество лиц, с определенными правами».
Храм (первый и второй), где шло «настоящее» Богослужение, называется «бет микдаш» - «дом святыни или святости», дом, где обитает святость.
И еще. Если Вы хотите действительно глубоко изучать Писание, хотя бы чтобы отдать дань уважения Иисусу, который Писание знал близко к тексту, Вам рано или поздно придется взяться за древний иврит. Поверьте это не так сложно как кажется. Достаточно научиться читать и уметь сравнить перевод с оригиналом.
Если созреете с литературой помогу. У меня есть в электронном виде практически все, что только теоретически можно раздобыть.
К.Б.

Кот Базилио 2   25.03.2014 12:06   Заявить о нарушении
Спасибо огромное за разъяснение!
А о древнем иврите - ух, аж страшно стало!
Мне он тоже кажется китайским )) Но всё же...
попробовать хочется. С чего начать?

Надежда Велисевич -2   25.03.2014 13:05   Заявить о нарушении
Комментарий А.П.Лопухина уже нашла, почитаю.

Надежда Велисевич -2   25.03.2014 13:07   Заявить о нарушении
Начать, Надежда, как всегда, придется с расходов.
Совершенно обязательно приобрести Тору (Пятикнижие и гафтарот с классическим комментарием "Сончино"). В электронном виде есть, но все же желательно потратиться на "живое" слово. Не знаю, где Вы живете, в большом городе, в крупном магазине можно найти. Стоить будет порядка 700 - 1000 рублей, в зависимости от формата.
На сайте Российского библейского общества (магазин)можно было бы заказать наложенным платежом книгу Т.Ламбдин Учебник древнееврейского языка. Но написано, что временно отсутствует. Остается только электронный вариант. Укажите куда, я перешлю через е-мейл.

Кот Базилио 2   25.03.2014 18:13   Заявить о нарушении
Электронный вариант Торы у меня есть, а вот адрес
для Учебника древнееврейского языка - sdg7@bk.ru
Спасибо!

Надежда Велисевич -2   25.03.2014 22:34   Заявить о нарушении
Надежда!
Обратите внимание на сайт bibleist.ru
Из библиотеки этого сайта можно свободно скачать Ламбдина.
Еще Прокопенко "Обзор синтаксиса древнееврейского языка".
Обязательно Грилихес "Практический курс др.евр. яз. Ветхого Завета".
Это все современные авторы.
А я Вам постараюсь прислать Ключи к упражнениям из учебника Ламбдина и парочку словарей иврит-русский.

Кот Базилио 2   25.03.2014 22:44   Заявить о нарушении
Да, хорошо, спасибо, Василий (?)! ))
Постараюсь собрать нужные материалы.
Сайт нашла, ого, сколько всего в нём!
Попробую скачать.

Надежда Велисевич -2   26.03.2014 14:58   Заявить о нарушении
Первым речь держал Василий,
Хоть его мы не просили.
Говорил он, выпив водки,
Закусив хвостом селедки,
О Москве, о депутатах,
Пидарастах – демократах,
О политике и мэре,
Вспоминал жизнь в эСэСэСэРе,
О страданиях народа,
Как изгажена природа….
Два часа мозги нам парил.
Тут поднялся с места Павел.

Нет, тов. майор )), не Василий и не Павел.

Кот Базилио 2   26.03.2014 16:23   Заявить о нарушении
Ясно )) просто обычно Василии
себя называют именно так )

Надежда Велисевич -2   26.03.2014 17:50   Заявить о нарушении
Надежда!
Словари отправил, но с трудом. У Вас плохой ящик.
Очень полезный корневой, но недостаточный по объему.
Чаще всего я пользуюсь тем,что в doc.
И еще скачайте с Библеиста словарь О.Штейнберга

Кот Базилио 2   31.03.2014 10:18   Заявить о нарушении
Спасибо огромное(!), я получила, но пока не пойму,
как ими пользоваться )) Слова в них не по алфавиту.

Надежда Велисевич -2   31.03.2014 18:23   Заявить о нарушении