Израильский дн-к. Благословение

Случилось это после первого посещения храма Гроба Господня.

Взволнованные увиденным, мы ещё долго бродили по небольшой площади перед храмом, снова и снова подходили к колоннам у входа и с благоговением касались глубокой трещины, оставленной Благодатным Огнём в одной из них. Отец А. рассказал нам историю появления трещины в 1579 году, когда в Иерусалиме хозяйничали турки. Армяне пожелали получить Огонь единолично, без православных греков и арабов. Они подкупили турецкое начальство и в Великую Субботу оказались в храме, все же остальные, во главе с греческим патриархом, стояли во дворе в ожидании Благодатного Пламени. Оно снизошло, но не в храм, а вырвалось из колонны, и патриарх зажёг от него свои свечи. Арабские православные бурно отреагировали на событие, они с шумом носились по городу, оповещая жителей о чуде. И в наше время они эмоционально проявляются в храме в этот день, и никто не возражает против такого поведения, возможно, в память о событии.

Было жарко. В тени, в нише высокой стены стояло кресло, в нём отдыхал престарелый греческий монах. Ему было много лет – настоящий старец, убелённый сединами, торжественно-спокойный, благородный и, думалось, мудрый. Он невольно привлекал к себе внимание, мы то и дело поглядывали в его сторону.

Покидая святое место, батюшка с супругой подошли к старцу за благословением. Ранее у меня не было подобного опыта, я замешкалась и их примеру не последовала. Однако внутри было ощущение своей неправоты, чувствовалось непонятное волнение. Начала колебаться. К счастью, отец А. подтолкнул меня: «Подойдите, а то потом будете жалеть». И в тот же миг чудесная сила развернула меня и понесла к старцу.

Обратилась по-русски: «Благословите, батюшка». Я наклонилась, почти присела, чтобы ему было удобно, лодочкой протянула руки. Его лицо было у самого моего лица, оно не изменилось, по-прежнему печать спокойствия и торжественности лежала на его челе. Старец произнес молитву, перекрестил меня и наложил руку на голову. Соломенная шляпа помешала руке плотно лечь на темя, поэтому старец крепко надавил на донышко ладонью и коснулся головы. Я поблагодарила его и отошла. Нет, не отошла, а взлетела, как птица, так как за спиной выросли крылья, крылья лёгкости, радости, свободы, счастья!


Очередной день паломника завершался посещением Русской духовной миссии в Иерусалиме. Резиденция миссии обнесена забором из металлических прутьев, ворота заперты. На звонок вышел руководитель и благословил всех, кроме меня. Позже о. А. предположил, что дело – в шляпе, под которой, кстати, всегда носила православный платок.

Согласна, я походила больше на туристку, чем на истинную паломницу: на голове –соломенная шляпа, украшенная синим бантом, на ногах – кроссовки, спортивная хлопчатобумажная майка, юбка с тремя разрезами, но длинная. В храмах шляпа мешала, я снимала её, оставляла у входа или носила в руках. Этому предмету не было цены под солнцем Израиля. В конце поездки батюшка оценил мою экипировку: всё хорошо продумано.

Но дело не в этом. Вторая часть опыта помогла мне, во-первых, лучше понять первую, а именно: что такое Благодать, что ты при этом чувствуешь внутри, кто может передать Благодать человеку. Во-вторых, сделать важные выводы: иметь больше благодарности за хорошее, а то, что из второй части, должно проходить легко, без досады и осуждения, потому что паломничество – это не экскурсия, а труд. С тобой может случиться нечто непредвиденное, неожиданное, но ты обязан следить за собой, быть во всеоружии, чтобы достойно справляться с испытаниями. В-третьих, если хочется что-то понять, то нужно спрашивать, а не гадать на кофейной гуще. «Почему вы не благословили меня, батюшка?» – такой простой вопрос, а задать его трудно. Страшно услышать ответ – мало ли что он тебе скажет? Да, наверное. Хромает свобода общения? Точно, хромает!

Честно признаюсь: мне было неприятно. Где же твоё смирение, паломница? Хромает...





               


Рецензии
Добрый Вам день,Валентина!
Спасибо за чудесный подарок - воспоминание о Святой Земле.
4 года назад мы с моей дорогой сестрой посетили Израиль.Поездка паломническая от Красного Костела.Почему так? Сестра моя - протестантка.Она замечательный человек,всю жизнь посвятила служению Господу и людям.Но ,к сожалению, для наших ортодоксов не имеет значение душа человека. Хоть гей,но православный. Это была мечта всей жизни и сестры и моя. Одна, она - сельский человек, ехать боялась.Нас было 7 человек православных и моя сестра - протестантка. Отношения в группе были самые сердечные и уважительные.Наши братья и сестры просили меня читать православные молитвы,а Ларису - молиться за всех.Вы правы - в таком благом деле много искушений ,трудно сразу отразить.Хорошо,что хоть потом осознаешь и каешься.
Храни Вас Господь!

Антонина Кирножицкая   13.10.2014 15:33     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Антонина! Рада, что и Вам посчастливилось посетить Израиль. Я там была 12 лет тому назад. Совсем по-другому стала читать Евангелие.
Пока ещё церкви стоят, каждая за своим частоколом, но время говорит, что пора менять привычки, на деле уважать путь брата, потому что этот путь определён Создателем, а Он - один для всех живущих.

Для меня уже давно не важно, какую церковь посещает человек, путей к Богу много, уже известно, что и через развитие ума можно обрести Бога, а не только через развитие сердца - через Любовь. Настанет время, и все условности исчезнут, наши потомки будут говорить о нас: "В 21 веке, на исходе тёмной эпохи, верующие были разъединены и призывали друг друг словами:"Делай, как я! Правильно только у нас!" Они ставили себя выше Создателя, т.к. отвергали Его Творчество, не считаясь с многообразием нашего Дома", и нарушали II Заповедь, уважая только свой собственный путь духовного развития".
Сдвиги есть, конечно, сознание не меняется так быстро, как хотелось бы.
Человечество учится. На Вашем с сестрой примере видно, что настоящей Любви никакие условности помешать не могут.
Спасибо, Антонина, рада нашему знакомству! Пусть стези Ваши будут прямыми!

Валентина Телепенина   13.10.2014 17:37   Заявить о нарушении
Сердечно благодарю Вас за понимание.Именно его так не хватает в наше время.
У католиков есть прекрасное место в Святой Iмше(Мессе по-белорусски).Ксендз провозглашает:"Пан Бог перадау нам супакой.Перадайце адзiн другому знак супакою"(супакой -мир).И тогда совершенно незнакомые люди подходят друг к другу,улыбаются и говорят:"Прымiце супакой!(мир)".
Прымiце ад мяне знак супакою!Мира и добра Вам!

Антонина Кирножицкая   13.10.2014 20:54   Заявить о нарушении
I ад мяне да Вас знак супакою, Антанiна. Я расла сярод каталiкоу, ведаю.

Валентина Телепенина   13.10.2014 22:07   Заявить о нарушении
Антонина, и у нас мальчик, в такой день! С праздником!

Валентина Телепенина   14.10.2014 19:43   Заявить о нарушении
Как здорово!Поздравляю от души!
Благослови Господи младенца!

Антонина Кирножицкая   14.10.2014 21:06   Заявить о нарушении
Спасибо огромное!)))

Валентина Телепенина   14.10.2014 21:18   Заявить о нарушении