ИВЛ 68 Святая простота как начало литературы

История Всемирной Литературы
Святая простота древней эстетики

  Дотошные исследователи находят в античной литературе начало всех современных жанров и направлений. Похвально их стремление к познанию, стремление к связи со всем богатством предыдущей культуры. Но почему только Греция?  Можно идти дальше, в литературу Египта. Эта литература тоже богата начинаниями, и не зря именно здесь античные греки очень многому научились.
   Так вот, всё это - ошибка. В кипении магмы тоже можно обнаружить стремление стать человеком и писать стихи, философский арсенал позволяет наклепать и такие выводы. Но реально у вещей и стихий нет мотивов, даже если мы - глубоко верующие люди. Аналогично не надо и простоту древних поднимать до нашего уровня.
О наших проблемах они не знали и писать об этом не могли. И если наше творчество и античность похожи, то это означает только то, что мы не смогли подняться над уровнем древних авторов, не подняли действительно современные проблемы.

   Древняя литература нвчиналась с простого позитива, с описания того, "что у нас сейчас хорошо". Сначала это были победы фараона в войне (и угрозу устранил, и рабов захватил). Экономические энциклопедии и моральные наставления; это не страсть к норме и правилу, ограничению свободы. Наоборот, это было описание главного, самого ценного: слаженной работы коллектива. Затем это было обращение к богам (чисто практическая вещь, учебник общения с вышестоящими силами) и гимн Нилу (основному работадателю Египтян).
   Прекрасное - без революций и драматизма, без оппозиции и иронии, позитив сам по себе, как он есть в ежедневной производственной жизни - было первой категорией древней литературы.
   На фоне голода в Эфиопии (там и сейчас голодают) и ограниченных ресурсов Ливии общеегипедское материальное производство действительно выглядело потрясающим воображение, грандиозным явлением, свидетельствующим о "мощи человеческого разума" ("гениальности руководящего всем фараона").


Рецензии