отт становится послом

     28. ОТТ СТАНОВИТСЯ ПОСЛОМ

     В характеристике Отта подробно рассказано о неожиданном его назначении на должность германского посла в Японии в связи с отъездом Дирксена в феврале 1938г. Это назначение было приятным сюрпризом, но в тоже время на Отта «свалилась» масса забот важ-ного и рутинного характера. Одно дело возглавлять только военный атташат при покровительственном отношении к нему опытного Дирксена и совсем другое –заниматься всем объемом задач, прису-щих посольству. Отсутствие опыта замещения должности посла при наличии скрытого недовольства его назначением среди старшего дипломатического состава,необходимость осуществления официаль-ных процедур все это привело к тому, что Оттт был занят с утра до вечера и ему было не до Зорге. В этой связи Зорге начал беспоко-иться за развитие дальнейших отношений с Оттом и возможную по-терю ценного источника.До назначения на пост посла Отт как стар-ший военный атташе, руководитель аппарата не только сам поддер-живал доверительные отношения с Зорге, которые позволяли знако-миться с секретнвми телеграммами и документами из Берлина, ко-дами и шифрами, но и поощрял его связи с другими сотрудниками, что давало возможность Зорге получать ценную информацию и от них. Но опасения Зорге оказались напрасными, так как через неко-торое время Отт понял, что новая должность при всей ее престиж-ности только усилила требования Берлина о регулярном и своевре-менном информировании о событиях в Японии. В этой связи Зорге стал еще более нужным и сделался в посольстве неофициальным со-ветником посла. Если в мире или в Японии происходили какие-то особенные события, Отт обычно тут же вызывал к себе Зорге. Для него Зорге был не только очень близким лич-ным другом, но и человеком, который в силу своей эрудиции мог дать точную оценку или прогноз развития событий.
     Бывший начальник отдела министерства Хельмут Вольтат, много лет возглавлявший «Делегацию по экономическим переговорам в Восточной Азии» описывал отношения между Оттом и Зорге:»Посол относился к Зорге как к  пресс-атташе посольства. Он регулярно обменивался с господином Зорге самой секретной информаци-ей…Как посол, он с самого начала войны доверял господину Зорге ведение военного дневника посольства».
     Ему выделили отдельный кабинет и он практически каждый день с 6 до 10 утра занимался просмотром прессы и материалов, достав-ленных в посольство, с тем, чтобы проинформировать за завтраком посла о международных новостях и местных событиях.
     Безусловно при Отте в качестве посла разведывательные воз-можности Зорге значительно расширились за счет ежедневных от-кровенных бесед, обмена мнениями, знакомства с секретными теле-граммами из Берлина и документами. Изменился и статус Зорге, ко-торый стал своим человеком в посольстве. Всё это являлось плюса-ми для Зорге с целью выполнения главной задачи, поставленной Разведывательным управлением. Но одновременно появилось и мно-го отрицательных  моментов.Прежде всего, изменилась обстановка в посольстве, штат которого непрерывно увеличивался и свободных помещений, как это было раньше, не осталось. Усилился контроль за соблюдением строгой секретности и за делопроизводством. Это привело к тому, что полностью отпала возможность брать интерес-ные документы домой для прочтения или фотографирования, был ограничен допуск к текущим документам по отделам и к архиву. Фотографирование документов  в помещениях посольства, что из-редка Зорге умудрялся делать под давлением Центра, хотя он неод-нократно информировал об изменении обстановки, граничило с про-валом.   
     Но главным оставались руководство деятельностью разведыва-тельной организации  и личный вклад в результаты работы. При этом приходилось учитывать не только изменение в посольстве, но оперативной обстановки в городе и стране,усиление таможенных и пограничных контролей, международные события. По согласованию с Центром менялись линии курьерской связи. Приходилось идти на выдумки. Так, используя просьбу Отта, он выезжал в Гонконг и Ма-нилу в качестве курьера посольской дипломатической почты с до-бытыми материалами резидентуры, проставив везде печати посоль-ства.
   Например,  17 мая 1941 г. Зорге вылетел в Шанхай со срочным пору-чением посла Отта выяснить отношение японских властей в Китае к посредничеству Америки в переговорах между ЧанКайши и Япони-ей.Это входило и в его интересы. Он выехал туда с политической миссией как посольский курьер со специальным дипломатическим паспортом, выданным японским МИД и с депешами на имя гене-рального консула Германии в Шанхае.
    В течение напряженных девяти дней он встретился не только с генеральным консулом Германии, германскими наблюдателями, но и с японским генеральным консулом, старшими офицерами армии и флота и начальником «Особого бюро» – разведывательной и пропа-гандистской организацией японской армии.
     Здесь следует еще раз особо подчеркнуть, что Зорге до 1941 го-да вел разведку Японии и вся резидентура внимательно следила за ее военными приготовлениями особенно в первой половине 1941 го-да, информируя об этом Центр.Вместе с тем, с начала 1941 года по собственной инициативе и убежденности Зорге начал также зани-маться разведывательной деятельностью в отношении Германии, ее намерения напасть на СССР. Доверительные отношения с Оттом, Веннекером, Шоллем, Кретчмером вплоть до нападения Германии на СССР давали возможность Зорге периодически обладать важной ин-формацией о намерениях Германии в отношении Советского Союза.
     В связи с нападением Германии на СССР деятельность Зорге и резидентуры в целом резко активизировалась. Все силы были бро-шены на выяснение планов японского военного командования и правительства в отношении СССР, что являлось жизненно важным для нащей страны, ведущей тяжелейшие бои на советско-германс- ком фронте. Положение Зорге в германском посольстве, его довери-тельные отношения с послом Оттом и сотрудниками военного атта-шата помогали плучать ценную информацию, которая давала воз-можность Зорге анализировать и оценивать ситуацию. Подробные описания деятельности нашли отражение в последующих разделах и в главе XV.      


Рецензии