Человек, общество, государство

НАСТОЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА СТРАНЫ

   Почему разная национальная и расовая принадлежность не мешают людям понимать друг друга, любить и создавать благополучные семьи? И почему люди одной страны, одного языка, одной национальности могут ненавидеть друг друга? Что лежит в основе любви человека к своему Отечеству, и почему одновременно с этим он может быть противником своего государства? Более того, всё это не мешает ему уважать и ценить иные страны, культуры и цивилизации, другие государства.
   Почему возникают конфликты между людьми одного общества, между обществом и государством в пределах одной страны, или между разными государствами? Ввиду происходящих в мире событий – локальных войн, государственных переворотов, дестабилизации обстановки путем экспансии и нагнетания вражды – все эти вопросы требуют нового внимания и осмысления.
   Как много и в то же время как мало известно о человеке! С одной стороны тысячелетние знания о том, что человек есть существо бесконечное и вечное, претерпевающее цепь земных воплощений. С другой – представления о человеке как существе конечном и живущем один раз. Чем тогда объяснить, что во сне может явиться умерший сотни лет назад, дать дельный совет, предсказать ход событий? Но даже без метафизики ясно, что человек, хотя бы в силу свойств ума, не только земное явление. Именно поэтому он не чужд происходящему в других странах.
   У человека есть сначала обязанности, а потом права. Он обязан благоговеть пред жизнью, хранить ее, быть полезным обществу, своему народу, государству, а в более широком смысле – человечеству и природе. У него есть свобода выбора собственного пути, при непременном исполнении обязанностей, и право требовать от государства условий для реализации своей миссии.
   Все разговоры о демократических свободах и правах давно стали ширмой, которой прикрываются политики двойных стандартов, имеющие целью только выгоду, наживу, реализацию хорошо замаскированных хищнических устремлений. В современных условиях о демократии можно говорить только как о широкой народной инициативе, что в большей мере относится к жизни общества и всех его структур. В идеале, если налажены механизмы общественной жизни, любой может своей личной инициативой влиять на общество, а через его структуры и на государство.
   Действительность, к сожалению, далека от идеала. Демократия превратилась в демагогическое жонглирование лозунгами, пустыми обещаниями тех, у кого есть средства вести избирательные кампании и конкретное личное стремление к власти. Правильнее и точнее будет говорить не о власти народа, а в лучшем случае о народной инициативе, которая, набрав должную силу, возможно, и приведет к власти лучших представителей народа. Государство, как законодательный аппарат, регулирующий внутреннюю и внешнюю жизнь страны, должно служить общественному благу и благу каждого члена общества. В большинстве случаев это не так. Государство и вся его армия чиновников скорее противостоит обществу, то есть общество и государство в большей мере являются антиподами.
   Живя в обществе и стараясь быть полезным ему, человек возлагает на государство свои надежды. Он хочет быть уверен в том, что высшая власть в стране блюдет и отстаивает интересы своего народа и своего государства на международной арене, способна быть волевой, сильной, решительной, мудрой и готовой дать отпор всем недругам. Если рядовой член общества не видит этих качеств, а, наоборот, наблюдает нерешительность, робость, постоянную оглядку на циничных проповедников двойных стандартов, то он начинает сомневаться, его вера высшим органам власти с неизбежностью ослабевает. И возникает парадоксальная ситуация, когда любовь к Отечеству, воспринимаемому как богатство героического исторического прошлого, народных традиций и культуры, и неприятие оторвавшегося от народа государства уживаются в одном сердце. В этом случае о благе и благоденствии говорить уже едва ли уместно.
   Каждый человек рано или поздно определяет свое место в обществе и государстве, пытаясь осознать себя как связующее звено поколений, как ветвь на большом родовом древе. Он опирается на свой род – на род. Историческая общность, единство многих родов и есть народ. Поэтому патриотизм не пустой звук, а благодатная почва, питающая в человеке его преданность своему народу и своей стране.

               


Рецензии