Лямка

Внуки так и не узнали своей замечательной бабушки. Они родились
уже после того, как бабушка умерла. А была она очень замкнутой,
гордой и остроумной женщиной. Её дочки - двоешки учились в
в той же школе, что и я. Это были симпатичные, но заносчивые
девочки. Их не любили.
         Тётя Лёля, их мама, наш бессменный почтальон, раз в месяц
заходила к нам домой, перекидывала сбоку на живот
  почтальонскую сумку  и доставала оттуда деньги – пенсию.
Мне казалось, или же так и было на самом деле, она и зимой, и
осенью, и весной ходила в неизменной серой стёганке. Во что тётя
Лёля была одета летом, я не помню.
    Мы очень ждали её прихода и, даже если погода была
 пасмурной, казалось: засияло солнце. Мама любила побеседовать
с тётей Лёлей, хотя та говорила мало и никогда не улыбалась, зато
умела насмешить до слёз.
              Однажды, в самом начале  её появления в нашем доме,
 тётя Лёля поставила маму на «место», но мама не обиделась,
 а стала уважать нашего почтальона.
       Дело было так: когда мама из рук в руки получила нашу
 пенсию, она решила дать какие-то копейки тёте Лёле. Так, как
обожжённая, вскочила со стула и очень тихо сказала маме:
 - Ты, Любовь Семёновна, эти барские замашки оставь, сама ведь с
детьми живёшь на пенсию, а я-то знаю, что это такое ещё с войны.
- Не обижайся,- ответила просто мама. И с тех пор они стали часто
беседовать. Иногда даже почтальон снимала с плеча свою сумку, 
 ставила рядом с ножкой стула, и они с мамой пили чай.
         Я часто смотрела на туго набитую газетами сумку и
думала: какая же она тяжёлая, наверное, лямка впивается в плечо?
Этих женщин объединяло то, что обе они были вдовами, только
одна – вдова солдата, другая – крупного инженера. Но как же им
было хорошо вместе! Страдания, необходимость в одиночку
поднимать детей их очень сблизили.
          Шло время, повзрослела я, повзрослели и девочки тёти Лёли.
Я не знаю, как у них сложилась личная жизнь: хорошо ли, плохо ли?
Мы разъехались. Приезжая к маме в гости, я иногда встречала
нашего почтальона. Но вот однажды пенсию принесла другая
женщина.
- А где же тётя Лёля? – спросила я.
Мама  замялась на минуту.
- Она повесилась на лямке своей почтовой сумки, - ответила мама и
опустила глаза, будто в том была её вина.
       В моей памяти моментально встали   злые, колючие глаза
 красивых дочек нашего почтальона.
О чём мечтала тётя Лёля, на что она надеялась? Почему лопнула
струна её терпения? 
Ведь до пенсии и даже после она продолжала тянуть свою лямку.
          Погода бывала разной: знойной и ветреной, иногда с утра до
 вечера не переставал лить дождь. А зимой -  с метелями и
заносами чуть ли не до окон первого этажа. Морозы же порой
трещали такие, что отменяли занятия в школах. Но тётя Лёля всё
тянула и тянула свою лямку в любую погоду. 
     У каждого есть свой крест, своя лямка, но не всякая лямка
подбирается так неизбежно близко к горлу. Тётя Лёля тянула
 лямку, а лямка затянула её.
                *** 


Рецензии