гори оно огнём!
Действующие лица:
Наполеон, находится в России
Жозефина, находится во Франции, в замке Мальмезон
Неясная толпа свиты у Наполеона, практически скрыта в тени.
Все действие представляет собой сцену для двух актеров , попеременно освещаемых во время написания-чтения своих писем. По сути это чтение переписки со сценическим выражением эмоций.
Явление 1.
Половина сцены представляет собой холм, внизу невдалеке Москва. На переднем плане Наполеон пишет, за ним свита (неявно)
Наполеон:
Жози!
С утра тоскливо
и унылый дождь как будто сыпется.
И закипает ярость:
Вот Москва
Как взбитый крем на торте.
Ну и толку?
(в сторону) –
признаться, я предпочитаю торт без этого нагроможденья.
Где делегация?
Ключи ?
Пусть не восторг, хотя бы уваженье
К их новому царю?
( в ярости)
Нет никого!
Довольно глупо и скажу тебе обидно.
Что ж , подождём немного и займем
(из свиты неявно) – возьмём в займы
Сей город, что для европейских глаз
Как грань меж красотою и уродством.
(встает ,ходит, садится )
Ты спрашивала как Эжен?
Вполне
Удачлив , храбр
И жалко, что рождён он Богарнэ.
Образчик сына.
(пауза ,некоторое время ходит)
Ну прости!
Как Мальмезон, балы и этот (кривится) свет?
Засим передаю тебе привет.
Твой Император.
Явление второе. Освещение части сцены с Наполеоном постепенно угасает и освещается часть сцены с Жозефиной. Свет должен как- бы перетекать туда-сюда . Жозефина в платье ампир за конторкой.
Жозефина:
Мой Император!
Так пала ль Россия?
И праздновать ли нам очередной успех?
Хотя признаться в Мальмезоне и
так полно пиров
торжеств и иже с ними.
Уж чересчур!
Становится всё скучно –
Стены, лица, платья.
И вот решила я
Прославить нас не только
Империей величием,
Введением законов,
Созданием дворцов.
Чья пышность и богатство
Приводит в чувственный восторг
Людей , сведущих в этом.
Как-то ввечеру огонь камина
Освещал портрет твой,
Олимпийским богом изображен ты и
Пламя блики придавали
То чувственность, то строгость
Твоему лицу.
Как будто снова рядом ты…
Мы снова вместе…
(всплакивает)
В тот миг я поняла,
Что здесь и есть Олимп.
И ты как Зевс повелеваешь
Народами,
Внизу что копошатся!
А я твоя богиня.
И вот придумала я платье
Как во времена Эллады.
Довольно мило.
Будет стиль «ампир».
Но пустяки всё это.
Только способ хоть ненамного успокоить сердце.
Пиши мой Император. С нетерпеньем жду.
Твоя Жози!
Явление третье. Темный кабинет с окном , в окне вид Москвы.
Свита так же в тени.
Наполеон:
Жози!
Вид из окна Париж напоминает слабо.
И небо низкое,
И тучи цепляются за купола.
И вновь тоска,
Что в общем мне не свойственно.
И мысли, которых раньше не было.
Где русских армия – пока не ясно.
Я же в Москве.
(пауза)
и дальше что?
Вопрос , которым прежде я не задавался с таким отчаяньем?
А может, раньше было проще?
Вот моя армия – а вот противник,
Атака , натиск
И победа
И побежденный признаёт моё величие.
А тут все утекает как песок сквозь пальцы.
Сжал крепко – разжимаешь – пусто.
Наш друг Анри (себя он называет как Стендаль)
Решил развлечь меня и
Вечер провели мы в разговоре о науке.
Как это не странно – ни о Египте, не о праве,-
О математике, её законах,
Что странным образом воссоздаёт,
Нет,
Может описать,
Законы жизни.
Чем не Каббала – все эти современные изыски
В областях
Простому человеку недоступных.
Анри мне рассказал, что некто Гаусс изобрёл
Так называемый закон распределенья
И начертил подкову с разогнутыми концами,
Обозначив
Вершину как экстремум.
Эта точка – пик, предел, после неё лишь вниз.
И я подумал :
Вдруг Бородино –
И есть экстремум моей жизни,
Находясь на пике,
Неумолимо я,
Законам математики согласно,
Все ниже буду опускаться,
Зная,
Что пройден миг полнейшего величья?
И эта мысль преследует меня
Мой друг.
И нет спасенья,
Будто я в болоте барахтаюсь
Стремясь на сушу,
Но опоры нет!
И только ты и письма от тебя
Моя опора!
Твой император!
Явление четвертое.
Жозефина:
Мой император!
Прогони тоску.
Париж ликует – ещё один алмаз в твоей короне!
Касаемо тоски и всяческих предчувствий -
Пустое это. Вспоминаю я
Себя в тюрьме.
Холодный камень, колется солома
И накануне стала я вдовой –
В корзину голова упала того.
Кто был любим –
Казалось, жизни нет
Больше для меня.
И никаких предчувствий!
Как сомнамбула впала в оцепененье,
Но судьба мудрей людей
И стоит иногда
Остановиться,
Замереть,
Отдать себя на волю рока.
Тогда, в тюрьме,
Ничто не предвещало
Воистину чудесного спасенья
И более того –
Что встречу я тебя
И жизнь приобретет
И смысл и полноту,
Подарит и корону и любовь!
Мой император ,
Мысли мрачные
Притягивают мрачные дела.
Величие в тебе
И веру не теряй в себя!
Твоя Жози!
Явление пятое.
Наполеон:
О Жозефина!
Как – то всё не так.
Как в пудинге увязли мы в России.
И вот напасть ещё -
Здесь в кабаках
Лишь наливают, но не подают еду,
А ту , что подают – отвратна,
И мои солдаты
То больны, то пьяны.
И скоро холода такие, что мы не видели.
Решил я –
Надо уходить
Домой , в Европу , в Мальмезон.
Оставить дикую страну.
Предчувствовал –
Во время наступленья
По следованью армии
Приказывал я
Располагать склады с провизией –
Вот это нам поможет
Обратный путь преодолеть.
(пауза)
Придумал повод я
Как бы уйти по воле обстоятельств,
По гнусному течению событий ,
Но слегка помочь
Велению судьбы
И заодно себе.
Гори оно огнём всё!
И гори Москва! (на этих словах из тени сцены выдвигается фигура, кивает ,щелкая каблуками и уходит в тень)
( Наполеон замирает ,не дописывая письмо, за окном начинается пожар)
Скорое вон из этого проклятья!
Явление шестое.
Чтение под звук бешеной скачки: щелканье бича, топот, завывание ветра.
Жозефина:
Мой бедный Император!
Может посланье это
Тебя в пути застанет,
Может недосуг
Его читать,
Всего два слова.
Как ни сложись судьба –
Всегда хочу быть рядом.
Всегда с тобой.
Жози. Императрица.
ЗАНАВЕС
КОНЕЦ
Свидетельство о публикации №214031401113