11. Внешность

Но если фортуна мне улыбнётся, тогда я сменю лицо.
Леонардо да Винчи.

11.1 – 11.12: Всё написано на лице. – Душа формирует облик. – Не следует судить по наружности. – Был вызывающе безобразен. – Взгляд Бальмонта. – Некрасивые имеют больше ума. – Величие не измеряется ростом. – Быть хорошо одетым. – Описать наружность персонажа. – Копированием не достигается сходство. – Всегда двойной образ. – Популярность лица не нужна.


11.1. Всё написано на лице…

Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо. Георг Лихтенберг. // Лицо – это цветок на стебле, который зовётся человеком. Иво Андрич. // …как нужно жизнь прожить, чтобы лица в старости не обезобразились? «Махабхарата», индийский эпос. // В конце жизни душа отражается на лице. Есть две старости: тёмная и светлая. В первой фокусируются отрицательные свойства человека. Всё греховное проступает на старческом лице. Вот почему большинство старых лиц так уродливо. Светлая старость наоборот несёт на себе отблеск преображения и красоты. Лидия Бердяева. // К старости у человека на лице проступает какая-нибудь одна из черт характера – или скупость, или святость, или чревоугодничество, или… Ксения Некрасова. // В старости каждый бывает уродлив на свой лад. Эрнест Хемингуэй. // У каждого такая рожа, какую он заслуживает! Огюст Ренуар. // Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Василий Ключевский. // Можно, конечно, выкрасить волосы, но что ты сделаешь со своим лицом? Давняя поговорка. // Абсолютно актёрское лицо. Все мышцы лица от вранья переродились. Лицедеи, одно слово. Олег Ефремов. // Внешность способна обмануть лишь беглый взгляд. Физиономист легко отличит вкрадчивую любезность от истинной доброты. Задача художника выявить истинное лицо и под маской притворства. Говорю вам, всё написано на лице. Не бывает, чтобы оно не соответствовало душе. Огюст Роден. // Лицо выдаёт негодяя. Немецкая пословица. // Как гляну на лица наших нынешних писателей – мурло! Кто и когда из русских писателей позволял себе быть таким гладким? Венедикт Ерофеев. // Мне попадаются не лица, а личное оскорбление. Фаина Раневская. // После сорока лет всякий человек ответственен за своё лицо. Андре Моруа. // В юности твоё лицо такое, каким его создала природа. Каким оно станет в старости, зависит только от тебя. Коко Шанель. // В пятьдесят лет у каждого человека лицо такое, какого он заслуживает. Джордж Оруэлл. // Мне кажется, лет до пятидесяти человек не может быть красивым, пока внутренняя жизнь не проявила себя в лице. Борис Пастернак. // Да я был симпатичнее, когда был моложе. Но сейчас я нравлюсь себе больше. Кристофер Кен. // Красота души растёт вместе с возрастом, по мере того, как исчезает красота тела. Антонио Перес. // Есть прекрасные деревья, которые до самых морозов сохраняют листву и после морозов до снежных метелей стоят зелёные. Они чудесны. Так и люди есть, перенёсшие всё на свете, а сами становятся до самой смерти всё лучше. Михаил Пришвин. // Вся биография – на моём лице. Евгений Матвеев.


11.2. Душа формирует облик…

Лицо отделывается изнутри душой, снаружи – жизнью. В каждом лице можно различить и то, и другое. Жильбер Сесброн. // Внешность человека отражает его внутренний мир. Джавахарлал Неру. // Интеллигентные лица всех рас похожи друг на друга. В них на задний план отступает сама раса. Освальд Шпенглер. // Знаменитые люди, которым даровано прижизненное долголетие, переходят в память потомков лишь в старческом образе. Юрий Нагибин. // Посмотри на портреты всех великих философов и попробуй после этого отрицать, что мышление старит! Янина Ипохорская. // Черты моего лица ещё не одухотворились. Ведь они с годами приобретают выразительность и гармонию. Николай Гумилёв. // «Жизнь в горку и с горки». Одна из удивительных мыслей Рцы, и я догадывался. Биография человека и лицо его, – его физика и вместе дух, – имеют фокус, до которого всё идёт, расширяясь и вырастая, а после, умаляясь и умирая. Этот фокус приходится то на молодые годы, и тогда человек недолго проживёт; то лет на сорок, проживёт нормально; то даже за пятьдесят, и тогда он проживёт очень долго. Это выражается серией меняющихся лиц человека, из которых только об одном, кульминационном, можно сказать, что тут он «достиг себя». Василий Розанов. // Пора написать портрет Ильи Репина. Я его давно наблюдаю и слежу за его физиономией. Она долго не формировалась, было всё что-то неопределённое. Теперь физиономия сложилась, надолго пребудет такою. Вероятно, напишу. Иван Крамской. // Всегда есть какое-то странное отношение между наружностью человека и его душою. Михаил Лермонтов. // Не понимаю, что происходит с Шолоховым. Изменился не только стиль, язык Шолохова. Изменился он сам. Раньше портрет его изумлял своей высокой интеллектуальностью, сейчас на тебя смотрит заурядное лицо приказчика с выхоленными усами. Неужели и этот отступился от правды? Жаль, очень жаль! Фёдор Абрамов. 1954. // Иные люди до неприятного быстро меняют свои лица и быстро изнашивают их. Сначала им кажется, что лиц хватит на всю жизнь, но им едва стукнуло сорок, а они уже донашивают последнее. Райнер Рильке. // Лицо и душа находятся в совершенно определённой зависимости. Лицо человека – это его совесть. Кобо Абэ. // Душа формирует внешний облик человека. У человека с открытой душой и лицо открытое. Фридрих Шиллер. // У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей. Александр Солженицын. // Какие лица у поэтов! Ксения Некрасова. // Пастернак всегда выглядел юношей. Мандельштам всегда казался стариком, взрослым. Варлам Шаламов. // Я очень бодрый старик. Осип Мандельштам. // Лицо Эразма Роттердамского – одно из самых красноречивых и выразительных лиц, какие я знаю. Иоганн Лафатер, автор трактата по физиогномике. // Это было самое прекрасное и тонкое, самое одухотворённое человеческое лицо, которое мне приходилось встречать в моей жизни. Александр Куприн – о Чехове. // Лицо в общем привлекательное, лицо больших возможностей. Любовь Белозерская – о Михаиле Булгакове. // Лицо тогда бывает прекрасным, когда оно изображает прекрасную душу. Пифагор. // Не наружность надо украшать, но быть красивым в духовных начинаниях. Фалес. // Красота – это только сверху, на толщину кожи. Важно отыскать баланс между умом, телом и душой. Дженнифер Лопес. // Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой. Красота души разливается подобно таинственному свету по телесной красоте. Виктор Гюго. // Внешняя красота ещё драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю. Книга, золотые застёжки которой замыкают золотое содержание, приобретает особенное уважение. Уильям Шекспир.


11.3. Не  следует судить по наружности…

И признано: лучше держать внешность самой последней цены, чтоб она собою не загораживала внутреннего. Если бы посмотреть, каковы были по наружности лица, пред которыми мы теперь благоговеем и которых призываем в молитвах, – глазам бы своим не поверили: так они были просты. Из Библии. // …увидев Николая Рубцова впервые, я забыл о нём на другой день. Трудно было поверить, что такой мужичонка пишет стихи. Теперь стало фактом – прекрасный русский поэт. Глеб Горбовский. // …чёрный, белозубый, лохматый цыган. Евгений Замятин – о Пришвине. // Маленький быстрый человечек со сморщенным лицом старой мудрой ящерицы. Евтушенко – о Пабло Пикассо. // Узкая голова на длинной шее, волосы похожие на пух, острый носик и сияющие глаза. Тоненький, щуплый, ходил на цыпочках как петух. Появлялся неожиданно, и таинственно шептал: «Я написал новые стихи». Современник об Осипе Мандельштаме. // Как обманчива внешность! Вышколенный лакей так похож на лорда! Бальзак смахивал на лавочника, Лев Толстой был похож на мужика, а Джек Лондон выглядел отличным парнем с крепкой челюстью. Виктор Савельев. // Не следует судить людей по наружности. Жан Лафонтен. // Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия. Не следует судить о человеке по лицу – оно позволяет лишь строить предположения. Жан Лабрюйер. // О Зевс! Зачем ты дал людям верные признаки отличать настоящее золото от поддельного, тогда как у человека нет на теле ни одной приметы, по которой можно было бы узнать мерзавца. Эврипид. // И даже с ангельским лицом быть можно гнусным подлецом. Юрий Классик. // Очень печально, когда внешность человека находится в таком несоответствии с его душой. Сомерсет Моэм. // По внешнему о других не суди. Разбойник тридцать лет разбойничал, и, покаявшись, вошел в рай, а Иуда находился всегда при Господе, и под конец предал Его. Иеромонах Амвросий (Гренков). // Я познакомился с поэтом Пушкиным. Рожа ничего не обещающая. А.Я.Булгаков. // Превертлявый  и ничего не обещающий снаружи человек. М.П.Погодин, издатель журнала «Московский вестник». // В каждом из нас слишком много винтов, колёс и клапанов, чтобы мы могли судить друг о друге по первому впечатлению или по двум-трём внешним признакам. Антон Чехов. // Внешность – это великий обман. Нельзя судить о человеке  с первого взгляда. Маяковский физически кажется гигантом, а он ростом был как Чехов. Сохранилось казённое описание Александра Грина: глаза светло-карие, волосы светло-русые. Особая примета – нагрудная татуировка: шхуна с бушпритом и фокмачтой, несущей два паруса. // Цветаева была похожа на Наполеона: круглое решительное лицо с правильными чертами. Борис Пастернак. // Пастернак был похож одновременно на араба и на его коня. Похожий на летящих журавлей почерк. Марина Цветаева. // Рассматривая лица других поэтов, можно ошибиться в определении их специальности, но относительно Блока не может быть никаких сомнений в том, что он поэт. Максимилиан Волошин. // Прочитавший стихи Маяковского, а потом встретивший поэта на улице, узнал бы его мгновенно. Маяковский-поэт удивительно похож на Маяковского-человека. Виктор Ардов.


11.4. Был вызывающе безобразен…

Даровав ему дивный гений, Бог не наградил Пушкина привлекательной наружностью. Лицо выразительно, но некоторая злоба и насмешливость затмевают тот ум, который виден в голубых или, лучше сказать, стеклянных глазах его. Арапский профиль, заимствованный из поколения матери, не украшает лица. Да и прибавьте к тому ужасные бакенбарды, растрёпанные волосы, ногти как когти, маленький рост, жеманство в манерах, дерзкий взор на женщин, которых он отличает своей любовью, неограниченное самолюбие. Аннет Оленина. // Николай Гумилёв был резко и по особенному некрасив, с косящими глазами. Лидия Гинзбург. // За длинные руки и ноги, за неуклюжесть Ханса Андерсена называли аистом, фонарным столбом, знаменитым заграничным орангутангом. // Я присел и стал наблюдать за прохаживавшимся Гумилёвым. Уродлив он был очень. Лицо как бы отёкшее, с сливообразным носом и довольно резкими морщинами под глазами. Фигура тоже невыигрышная: свислые плечи, очень низкая талия, малый рост и особенно короткие ноги. При этом весь вид его выражал чувство собственного достоинства. В.А.Карамзин, сослуживец поэта. (Имеются описания противоположные: широкоплеч, длинноног). // Никто не бывает таким хорошим или таким дурным, каким выглядит в описаниях. Джон Стейнбек. // Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Русская поговорка. // Михаил Лермонтов, смеясь, сам говорил о себе, что природа наделила его общей армейской внешностью. // Моя внешность испортила мне личную жизнь. Фаина Раневская. // Короленко – приземистый, коротконогий, с огромной курчавой головой, на которую он шляпы шил на заказ. Викентий Вересаев. // Жан-Поль Сартр был маленький, щуплый, с некрасивым лицом и редкими волосами, к тому же почти слеп на один глаз и кос на второй. Вся его жизнь была словно попыткой доказать всему миру превосходство интеллекта над телом. Виталий Вульф. // Внешность у Достоевского ещё более пугающая, чем его произведения. Сомерсет Моэм. // Поль Верлен был вызывающе безобразен. Ассиметричное, с горбатым черепом звериное лицо его с годами стало совершенно невыносимым. Но оно излучало блестящий ум в ореоле таланта. Эдмон Лепететье. // Небо иногда ограждает выдающуюся личность непривлекательной внешностью, защищающей его, как колючки защищают плод. Ральф Эмерсон. // Что значит уродство в сравнении с гениальностью? Много есть людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастать внутри. Фенимор Купер. // Телесная красота человека есть нечто скотоподобное, если под ней не скрывается ум. Демокрит. // Объясните мне, почему я должна быть красивой? А Вальтер Скотт был красивым? Или Достоевский? Кому это в голову придёт спрашивать? Анна Ахматова. // Совершенная красота почти всегда отмечена холодностью либо глупостью. Оноре Бальзак. // Красота без разума пуста. Русская пословица. // Лучше иметь безобразное лицо, чем безобразный ум. Джеймс Эллис. // Красота мужа скрыта в его речи. Мухаммед. // Поэт красив не ликом, а стихами. Юрий Классик. // Тот, чьё лицо не излучает света, никогда не станет звездой. Уильям Блейк. // Душевные качества не могут страдать от телесных уродств, тогда как душевная красота придаёт свой отблеск и телу. Сенека. // Мужчина, обладающий признанными достоинствами и умом, не кажется безобразным. Даже если он уродлив, его уродства никто не замечает. Безобразие, пускай оно и есть, не производит впечатления. Умное выражение лица у мужчин, что правильность черт у женщин. Род красоты, которую и самые нетщеславные люди желали бы иметь. Жан Лабрюйер.


11.5. Взгляд Бальмонта…

У тебя чересчур печальные глаза – глаза неудачника, укоряла Сильвестра Сталлоне его первая жена. // У него глаза были слишком добрые для писателя. Владимир Набоков. // Анна Голубкина ездила в Ясную Поляну лепить великого старца. «Волк он – вот кто! У него глаза волчьи!» Такое же определение, сделанное графиней Олсуфьевой, приводил Иван Бунин. Многие, кому приходилось встречаться с Львом Толстым, отмечали его пронзительные, казавшиеся даже злыми глаза. // Я даже не знал, что вся моя жизнь отразилась в моих глазах. Георгий Жжёнов. // Глаза и их выражение изобличают гениальные способности человека. Князь А.В.Мещерский. // Отсюда – взгляд Бальмонта, самое неустрашимое, что я видела в жизни. Не может смиренно нести голову человек, который в двадцать лет сказал: «Я вижу, я помню, я тайно дрожу, я знаю, откуда приходит гроза. И если другому в глаза я гляжу, он вдруг закрывает глаза». Марина Цветаева. // Эй! Господа! Любители святотатств, преступлений, боен, – а самое страшное видели – лицо моё, когда я абсолютно спокоен? Владимир Маяковский. // Костюм франтовский и неряшливый, баки, лысина, в окаймлении редких волос. Закроет глаза – аптекарский ученик. Откроет – ангел. Георгий Иванов – о Мандельштаме. // Глаза украшают лицо, слово украшает уста. Казахская пословица. // Самое замечательное во внешнем облике Пушкина были чистые ясные голубые глаза.


11.6. Некрасивые имеют больше ума…

Я убеждён, ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его. И не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности её. Лев Толстой. // Психологические шрамы, вызванные верой в то, что ты уродлив, оставляют неизгладимые отметины на твоей личности. Джоан Риверс. // У кого в наружности есть что-нибудь такое, что порождает презрение, в том живёт вечное желание освободить себя от этого презрения. Вот почему все безобразные люди крайне смелы. Джордж Байрон. // Нет ни одной комической актрисы, которая бы в детском возрасте была красавицей. Джоан Риверс. // Я стал писателем, потому что был заикой. Заикался сильно, очень стеснялся того и дико страдал. Потому особенно хотел высказать на бумаге всё, что накопилось. Юрий Казаков. // Я очень рано привык к тому, что некрасив. Постоянно слышал об этом. Так же очень рано понял, что я беден. Александр Куприн. // …сущая обезьяна лицом. Александр Пушкин, о себе. // Я бы хотел сдать своё лицо в ломбард и потерять квитанцию! Соломон Михоэлс. // В то время он был очень некрасив, почти уродлив: грубое лицо, длинное и тяжёлое, короткие, нависающие над самым лбом волосы, маленькие, запавшие в глубоких орбитах, пристально смотрящие глаза, широкий нос, толстые выпяченные губы и оттопыренные уши. Не обманываясь относительно своего безобразия, которое ещё в детстве доводило его до отчаяния… Ромен Роллан – о Льве Толстом. // Черты графа Толстого лучше всего определить словами тосканцев: «сформировано кулаком и отполировано мотыгой». Дж.Кеннан. // …с лицом, достойным быть в противогазе. Владимир Мишин. // …у Валентина Распутина лицо похоже на сжатый кулак. Он очень некрасив. Плохо разговаривает и при этом так и пышет талантом и значительностью. Юрий Нагибин. // Невзрачная, нелепая, необразованная, неумеющая, но умная и почти что мудрая. Михаил Пришвин – о Ксении Некрасовой. // Если безжалостная природа отказала мне в красоте, её ущерб я возмещаю умом. Сапфо. // Моя душа слишком ревнива: она бы не вынесла меня красавицей. Марина Цветаева. // Гибкость ума может заменить красоту. Фредерик Стендаль. // Часто силён умом тот, кому природа отказала в телесной силе. Дионисий Катон. // Эразма Роттердамского, человека больного и тщедушного, обвинили однажды в неумении фехтовать и скакать верхом. «Если бы я был швейцарским наёмником, отсутствие таких способностей и впрямь было бы позорным. Но я учёный». // Я – поэт. Этим и интересен. Владимир Маяковский. // Я цивилизованный ирландец с тонкой кожей и мягкими волосами. По мне сразу видно, что я человек умственного, а не физического труда. Бернард Шоу. // Широкое, курносое лицо Сократа некрасиво с точки зрения классических норм. Но как величаво его высокое, крутое чело! Оно заключает в себе те небывало смелые мысли, которые составили многовековую славу великого философа древности. Духовный взлёт, решимость к самопожертвованию делают прекрасным самый неприглядный лик. Сергей Коненков. // Когда человек долго и умно мыслит, не только лицо, но и его тело приобретает умное выражение. Фридрих Ницше. // Некрасивые люди обычно имеют больше ума, поскольку у них меньше возможностей для удовольствия и больше времени для учения. Клод Гельвеций.


11.7. Величие не измеряется ростом…

Ждали довольно долго. Я невольно смотрел на верхнюю планку двери. И вот дверь отворяется, Толстой входит. Помню своё мгновенное разочарование. Пришлось взгляд опустить. Всеволод Мейерхольд. // Первое, что меня поразило, – что Толстой такой маленький. Невысокий, очень сухонький старичок, с подавшимися вперёд плечами, с быстрыми, молодыми движениями. Викентий Вересаев. // Он меня поразил сначала своей внешностью: я представлял его выше ростом, шире костью. А он оказался маленьким старичком и почему-то напомнил мне рассказы о гениальном чудаке Суворове. Максим Горький. // Я очень удивился, узнав, что Лев Николаевич весил всего 56 килограммов!.. Но потом я понял, что это были три с половиной пуда чистой литературы. Исаак Бабель. // Владимир Высоцкий весил килограммов шестьдесят. Он был маленький, с непропорционально большой головой при небольшом худом торсе. Много раз слушал его вблизи. Когда Высоцкий пел, я от страха жмурился. На шее вздувались две огромные жилы. Казалось, сейчас лопнут, и певец истечёт кровью. Откуда в тщедушном теле столь могучий голос? Такая подавляющая сила и страсть, что люди от испуга и подчинения нагибали головы. Георгий Вайнер. // Величие человека не измеряется его ростом. Виктор Гюго. // Даже когда птица ходит, чувствуешь, что у неё есть крылья. Антуан Лемьер. // Ум от роста не зависит. Таджикское изречение. // Пушкин был невысок ростом, о чём сам частенько говорил. Моцарт ростом и сложением напоминал ребёнка. Наполеон тоже был маленького роста. Как известно, сие дурно влияет на характер и развивает честолюбие. Валентин Катаев. // Вырастет же иной в фонарный столб, а я точно аршин во фраке! Ну что стоило бы природе хоть на четверть прибавить мне росту! Карл Брюллов. // Физический облик человека отражается на его характере. С другой стороны, хотя бы в самих общих чертах характер проявляется во внешности. Нельзя убавить человеку рост, а в остальном сохранить его без изменений. Высокий рост заставляет по-иному смотреть на мир, а значит, меняет характер человека. Сомерсет Моэм. // Великаны ростом – обычно карлики умом. Бальтасар Грасиан. // Большой рост – к большой глупости, маленький рост – к большой злости. Народная мудрость. // Человек, который ниже меня ростом, значительно тщеславнее меня. Наполеон Бонапарт.

Знаменитости малого роста: …Оноре Бальзак (165), Карл Брюллов, Владимир Высоцкий, Юрий Гагарин (165), Владимир Гиляровский, Николай Гоголь, Иммануил Кант (157), Александр Куприн, Владимир Ленин (163), Михаил Лермонтов, Мадонна (162), Микеланджело Буонарроти (размер ноги 36-37), Вольфганг Моцарт (150), Наполеон Бонапарт (данные разнятся: 155–169. Знаменитые полководцы Александр, Агесилай, Ганнибал, Чингиз-хан, Тамерлан, Суворов также были людьми маленького роста), Пабло Пикассо (158, лупоглазый коротышка, как называли его в парижских борделях), Александр Пушкин (164 против 177 Натальи Гончаровой), Илья Репин, Маркиз де Сад (158), Сапфо («Я невелика ростом, но своим именем могу наполнить все страны»), Жан-Поль Сартр, Шарль Сент-Бёв (маленький рыжий критик-интеллектуал), Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Лев Толстой, Анри Тулуз-Лотрек (152, «Зато человеческие ноздри я изучил, как никто другой!.. Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я никогда бы не занялся живописью!»), Фёдор Тютчев, Лион Фейхтвангер (61 кг, 165), Уильям Фолкнер, Зигмунд Фрейд (160), Марина Цветаева (163), Франсуа Шатобриан, Михаил Шолохов, Франц Шуберт (157)…

Среднего роста: …Иосиф Бродский (178, «По российским меркам вполне достаточно. Я никогда не испытывал никаких комплексов, пока не оказывался рядом с Ахматовой, которая была невероятно высока. Возле неё я понимал, почему время от времени Россией управляли императрицы»), Александр Грин (177), Фёдор Достоевский, Иосиф Сталин (174), Марк Твен…

Большого роста: Ханс Андерсен, Анна Ахматова, Александр Блок, Джованни Боккаччо, Вергилий, Поль Гоген, Максим Горький, Сергей Довлатов (196), Конан Дойл, Александр Дюма, Евгений Евтушенко, Венедикт Ерофеев (196), Эмиль Золя (95 кг, 110 см окружность талии), Франц Кафка (182, «В этом теле слишком мало сил для того, чего я хочу достичь»), Стивен Кинг (двухметровый брюнет в очках), Конфуций (191), Хулио Кортасар (громадного роста), Юрий Кузнецов (183), Михаил Ломоносов (почти двухметрового роста), Владимир Маяковский (188, по учётной карточке Московской охранки, заполненной при первом аресте весной 1908 года, рост 14-летнего арестанта составлял 185 см), Франческо Петрарка (184), Ромен Роллан (согбенный), Александр Твардовский («мои 90 кило с гаком»), Иван Тургенев, Гюстав Флобер, Антон Чехов (188), Корней Чуковский, Иван Шишкин, Бернард Шоу (70 кг, за 180)…

Одухотворение человеческой наружности не изменяет анатомического типа. Как бы высоко ни поднималось созерцание гения, и самый грубый дикарь имеет одинаковое с ним строение головы. Владимир С.Соловьёв. // Великие люди обыкновенно ничем от нас не отличаются, разве что ростом пониже. Макс Бирбом. // Тело римского папы занимает столько же места в могиле, сколько и пономаря. Мигель Сервантес. // Американский исследователь Д.Джонс изучил почти тысячу биографий знаменитостей разных стран и веков. Поразительно, большая часть их были людьми маленького роста. Примерно тридцать процентов были высокими. // И всё-таки мне кажется, нет, я даже уверен, что форма тела не влияет на содержание духа. Владимир Руссь. // Похож на меня, и одного роста; а кажется выше на полголовы – мерзавец!  Из старинной комедии. // Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его. Максим Горький – о Льве Толстом. // Я весь не вмещаюсь между башмаками и шляпой. Уолт Уитмен. 


11.8. Быть хорошо одетым…

Чем хуже у тебя идут дела, тем лучше ты должен одеваться. Английское изречение. // Человека делает одежда. Нагие люди имеют малый вес в обществе, а чаще никакого. Марк Твен. // Никто не может быть гением со шлёпанцами на ногах и цилиндром на голове. Бестер Китон. // Даже покойнику нужно быть хорошо одетым. Малаяльское изречение. // Нижегородский портной Гамиров говаривал: «Можно сшить костюм для украшения человека, можно и для искажения». Максим Горький. // Небрежность в одежде свидетельствует о расслабленности духа, если только под этой распоясанностью не скрывается двуличие. Мигель Сервантес. // …нарядность при неряшестве гадость. Лидия Чуковская. // Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы он мог следить за своими поступками. Антон Макаренко. // Одежда диктует поведение. Внешняя оболочка лепит образ. По ней мы строим своё восприятие личности. Майя Плисецкая. // Ты вправе мыслить иначе, чем твоя эпоха, но не вправе одеваться иначе. Мария Эбнер-Эшенбах. // Пётр Кончаловский не пустил в дом Владимира Маяковского потому, что тот надел морковку вместо галстука, а с морковкой вместо галстука в доме Кончаловских не принимали. // Законодатель и градоправитель! Не показывайся народу иначе как в приличной тебе одежде: в противном случае, он сочтёт тебя себе подобным. Пифагор. // Чьи одеяния великолепны, того и слова весомы, но кто бедно одет, словам того не придают значения. Ахикар. // Плащ на золотой подкладке все прикроет недостатки. Карпьо Вега. // И в житействе тож о людях многие по виду заключают: кто наряжён богато и пригож, того и умным почитают. Иван Хемницер. // Не унижай лохмотьями славное звание художника. Пускай внешность придаст тебе уверенности в себе. Не одевайся в драные штаны и стоптанные кроссовки, если ты, конечно, не разносчик пиццы и не стремишься им стать. Я никогда не выйду из дому, пока не буду выглядеть как кинозвезда Джоун Кроуфорд, говорила эта американская актриса. // Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. Александр Пушкин. // Красивый вид человека не портит. Русская пословица. // Необходимо либо самому быть произведением искусства, либо носить на себе произведение искусства. Оскар Уайльд. // Нужно чётко представлять, к какому образу ты стремишься, и таким стать. Наполеон Хилл. // Лучший способ заработать хорошую репутацию – стараться быть таким, каким хочешь казаться. Сократ. // Касательно одежды, рекомендую никогда не быть первым модником, ни первым из тех, кто моду игнорирует. Джон Уэсли. // Если хочешь быть красивым, поступи в гусары. Козьма Прутков. // Великие люди редко обращают большое внимание на свой гардероб. Чарльз Диккенс. // Мужчинам подобает небрежная внешность. Известная латинская формула; то есть им не пристало слишком заботиться о ней. // Отвергни узкую и короткую одежду; она унижает самые благородные части тела. Мужеская одежда да будет величественна, а женская красива и приятна. Пифагор. // В человеке должно быть всё прекрасно: лицо, одежда, душа и мысли. Антон Чехов.


11.9. Описать наружность персонажа…

Обрати внимание, как он описывает наружность! Это у Чехова было, но не так выразительно. Евгений Замятин мгновенным, художническим глазом с чем-то таким сравнит – строчки не занял, и уже готово, нарисовано лицо. Александр Солженицын. // Одна из трудностей, встающих перед романистом, – описать наружность персонажа. Самый естественный путь – простое перечисление, скопом или по отдельности: рост, форма лица, размер носа, цвет глаз. При уместном повторении характерная черта врежется читателю в память. Можно упомянуть о ней, когда персонаж предстаёт впервые, или когда успел возбудить интерес читателя. Так или иначе, я не верю, что читатель чётко представляет себе наружность персонажа. Былые романисты очень подробно описывали внешность своих героев. Тем не менее, случись читателю лицезреть во плоти особу, с таким тщанием описанную автором, не опознает. Несмотря на пространные описания, точный образ почти никогда не складывается. Да и читать перечень примет скучно. Чтобы придать описаниям живость, многие писатели прибегали к импрессионистскому методу, полностью пренебрегая конкретными деталями. Пара остроумных фраз о наружности персонажа в расчёте, что эти ядовитые замечания и впечатление, кое произвёл герой, достаточны, чтобы у читателя составился портрет. Такие описания куда занятнее сухого перечня примет, однако представления о наружности персонажа они не дают. Полагаю, что живость этих описаний скрывает отсутствие у авторов чёткого представления об облике своего персонажа. Писатели бегут трудностей. Некоторые и вовсе не подозревают о том, как важен внешний облик персонажа. Видимо, никогда не замечали, как наружность влияет на склад характера. Мужчина ростом в пять футов семь дюймов и мужчина ростом в шесть футов два дюйма живут в разных мирах. Сомерсет Моэм. // Описывать ли одежду героев, окружающий пейзаж, черты лица? Или лучше описать волнующие их души различные чувства и страсти? Легче описывать одежду и медный ошейник какого-нибудь средневекового раба, чем движения человеческого сердца. Фредерик Стендаль. // В повести «Старик и море» Хемингуэй обошёлся без детализированного портрета главного героя. Зато весьма обстоятельно описал акул, с которыми старик воюет. Зная, что простое перечисление внешних черт всё равно физического облика не создаст, многие писатели вообще уклоняются от портрета героя. Всё внимание переносят на его мысли, характер, поступки, внутренний мир. Читатель начинает ощущать человека, но отсутствие внешнего облика мешает воспринять образ до конца. // Мы помним физический облик почти всех персонажей Льва Толстого, хотя ни один не описан подробно. При подробном описании читатель получает механическое накопление черт. Несмотря на то, что таких черт бывает много – рост и сложение, цвет глаз, форма носа, лба, рук, ушей, выражение лица при всевозможных переживаниях, улыбка, – всё-таки читатель ничего не видит. Подробное описание не приводит к нужному воздействию. Описываемая вещь не обретает существования. Мы только в том случае можем увидеть лицо, о котором нам говорят, если художник нашёл черту, вызывающую в нас краткое, мгновенное впечатление. Это умение показывать мгновенные черты и есть одно из свойств толстовского мастерства. Возможно, оно требует сильно развитого чувства юмора. Юрий Олеша. // Я по ушам узнал его как раз. Александр Пушкин.


11.10. Копированием не достигается сходство…

Пейзажист может работать спокойно – природа никогда не настаивает на сходстве. Рамон Серна. // Реализм в искусстве не определяется навыками копииста. Это для квазиреалистов весь секрет искусства заключается в фабриковании фальшивого сходства. Клод Руа. // Внешнее сходство оригинала и художественной копии производит на развитого человека не эстетическое, а скорее отталкивающее впечатление. Чем предмет обыкновеннее, тем выше нужно быть поэту, чтобы извлечь из него необыкновенное. Николай Гоголь. // В литературе копированием не достигается сходство. Марк Твен. // Если художник воспроизводит лишь внешние черты, что доступно фотографии, тщательно прописывает мельчайшие чёрточки лица, не соотнося их с характером, – он не заслуживает внимания. Сходство, которого он должен достичь, исходит из души. Единственное, что важно, – душевное сходство, которое художник должен стремиться передать через сходство, присущее маске. Одним словом, надо, чтобы все черты были выразительны, то есть служили бы раскрытию духа. Огюст Роден. // Портрет должен быть картиной и характеристикой лица. Илья Репин. // Красота заключается не в отдельных чертах и линиях, а в общем выражении лица, в том жизненном смысле, который в нём содержится. Николай Добролюбов. // Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность. Сократ. // Лицо – зеркало души. Цицерон. // Взгляни на лицо – разгадай его. Азербайджанская пословица. // Невыразительных лиц для художника не существует, ему интересно лицо любого человека. Огюст Роден. // Я любил и люблю человеческую физиономию. Иван Крамской. // Что такое портрет? Я должен написать ваш внутренний мир при абсолютном внешнем сходстве. Значит, прежде должен прочитать ваше нутро и мастерски исполнить работу. Если я вас не чувствую, как ни старайся, ваш портрет зрителя не остановит. Александр Шилов. // Красота лица – в красоте характера. Арабская пословица. // Заурядный художник видит только черты лица и копирует их. Великий художник видит живую душу, просвечивающую сквозь эти черты, и переносит её на полотно. Самюэль Смайлс. // …сделав ваше лицо верным отображением вашей души. Чарльз Диккенс.


11.11. Всегда двойной образ…

По странному роковому закону тот, кто заказывает своё изображение, противодействует таланту избранного им художника. Крайне редко человек видит себя таким, каков он есть. Даже если осознаёт это, не приемлет правдивого изображения, сделанного художником. Он требует, чтобы его представили в наиболее обезличенном и банальном виде. Его мало заботит, что читается в его душе. Огюст Роден. // Больше всего люди обижаются на правду. Русская пословица. // Это объясняет успех посредственных портретистов, что передают безличие клиента, его униформу и занимаемое служебное положение. В этом жанре шедевры теми, кому они предназначены, нередко воспринимаются как оскорбление. // Каждый раз, когда я пишу портрет, я теряю друга. Джон Сарджент. // Есть правда внутренняя и внешняя. В первой – суть характера, во второй – счёт морщин. Я леплю лишь те морщины, что рождают характер. Меня интересует жизнь человека, а не степень изношенности его кожи. Иван Шадр. // Кто видит человеческое лицо правильно: фотограф, зеркало или художник? Нам нужно рисовать то, что на лице, или, что внутри его, или за ним? Пабло Пикассо. // Я напишу тебя более похожим, чем ты есть. Макс Либерман. // На портрете, сделанном великим живописцем, человек более похож на себя, чем на отражение в дагерротипе. Ибо великий живописец резкими чертами вывел наружу всё, что таится внутри того человека и что, может быть, составляет тайну для него самого. Виссарион Белинский. // Хороший портрет не тот, что похож на модель, а тот, что не похож ни на кого другого. Жан Прево. // Кокошка нарисовал меня: знакомые не узнают, а незнакомые узнают. Карл Краус. // Художник – лжец, но искусство – правда. Андре Моруа. // Каждый из нас чрезвычайно редко бывает похож на себя. Только в редкие мгновения человеческое лицо выражает свою главную черту, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в момент написания не было её вовсе на лице. Фёдор Достоевский. // Портрет – это всегда двойной образ: образ художника и образ его модели. Эмиль Бурдель. // Верить можно только тем портретам, на которых почти не видно модели, зато очень хорошо виден художник. Всякий портрет, написанный с любовью, есть, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник. Оскар Уайльд. // Художник писал свою дочь, но она, как лунная ночь, уплыла с полотна. Леонид Мартынов. // Портреты должны иметь не физическое и не духовное, а психологическое сходство. Пабло Пикассо. // Самые лучшие портреты те, в которых есть лёгкая примесь карикатуры. Томас Маколей.


11.12. Популярность лица не нужна…

Портрет автора, предшествующий его сочинениям, невольно вызывает в моей памяти Геную, где перед больницей для душевнобольных стоит статуя её основателя. Генрих Гейне. // Актёру не стоит сидеть в ложе. Зритель не должен знать, каков актёр вне сцены. Уильям Хэзлитт. // Не свети своей рожей слишком часто. Пусть людям будет по-настоящему приятно увидеть её в какой-то из дней. Кристофер Кен. // Напрасно издатели просили у О’Генри разрешения напечатать его портрет. Он категорически возражал. Мопассан пришёл однажды в ярость оттого, что неосторожный издатель осмелился напечатать в одной из книг его портрет. Многолетний добровольный затворник Джером Сэлинджер возражал, чтобы переиздания его вещей публиковались с фотографией автора. // Я выдумал себе псевдоним для того, чтобы спрятаться. Пусть читатели принимают меня таким, какой я есть в своих рассказах. Пусть они принимают мою душу, лицо при этом видеть не обязательно. О’Генри. // Я принял за безусловное правило никогда не допускать печатания моего портрета, если смогу помешать этому. Исключениями обязан только неожиданностям. Публике принадлежат наши произведения, но отнюдь не наши физиономии. Ги Мопассан. // Ночная птица соловей поёт – слышат все, а певца не видно. Если и увидишь при свете, что прибавит к песне вид серенькой птички? Михаил Пришвин. // По вкусу если труд был мой кому-нибудь из вас, пусть буду скрыт я темнотой, что к вам придёт в свой час. И, память обо мне храня один короткий миг, расспрашивайте про меня лишь у моих же книг. Счастлив тот, кто не испытал разочарования при встрече лицом к лицу с обожаемым писателем. Редьярд Киплинг. // Любить писателя и потом встретить его – всё равно что любить гусиную печёнку и потом встретить гуся. Артур Кёстлер. // Читатель должен знать поэта только по его стихам! В быту его знать не надо. Евгений Винокуров. // На портрет ни за что не соглашусь. Это будет безрассудно. Что в моей роже? Ничего авторского, кроме носа крючком. Константин Батюшков, издателю. // Стихи отводят от портрета, портрет отводит от стихов. Александр Пушкин. // Популярность лица ни к чему, она не нужна. Я за популярность имени. Пусть только она говорит за себя. Олег Стриженов. // Здесь на гравюре видишь ты Шекспира внешние черты. Художник, сколько мог, старался с природою он состязался. О, если б удалось ему черты, присущие уму, на меди вырезать, как лик, он был бы истинно велик! Но он не смог, и мой совет: смотрите книгу, не портрет. Бен Джонс. // Никаких биографий! Пусть читают мои произведения – там запечатлелся мой образ. Уильям Теккерей. ///


Рецензии
Спасибо за Ваш труд! Зашла случайно и...не оторваться! Интересно! Все-все интересно! Уйти, ничего не написав в благодарность, не смогла. СПАСИБО!
Люда

Семенова   03.02.2022 16:22     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.