Чёрный квадрат
Но неминуемое пробуждение ни минуло Малевича. С превеликим трудом он повернулся набок и мутноватый глаз его остановился на девственно белоснежном холсте. Он стоял на мольберте. И он был квадратный. Он как будто ждал чего-то. Разлепив второй глаз маэстро обнаружил на низеньком столике, тоскливо стоящем неподалёку от мольберта, широкое расписное блюдо из которого торчало несколько, уже слегка подгнивших фруктов.
Натюрморт. Малевич вдруг вспомнил о заказе, сделанном ему одним, очень влиятельным банкиром. Тупо пялясь в серый промежуток между мольбертом и столиком с широким расписным блюдом Малевич начал потихоньку подниматься. Именно этот промежуток позволял видеть одновременно оба объекта - белый холст и фрукты. Про себя художник отметил, что такое явление называется " сферическое зрение". Но эта серая пустота сбила Малевича с толку, и он чуть не упал, сильно качнувшись назад. Ноги были ещё очень слабы, поэтому пришлось балансировать руками. Это было тяжело, но руки очень помогли, и он остался стоять. Со стороны он был похож на фотографию широко шагающего мужчины средних лет. Сконцентрировав всё своё внимание на залежалых грушах маэстро испытал острый приступ сухости не только во рту, но и во всём своём истомлённом от питья " без просыха" теле. Тощая рука твёрдо потянулась к пыльному графину, предусмотрительно поставленному на видное место. Но едва рука коснулась прохладного горлышка, как маэстро почувствовал что-то. Будто мотылёк пролетел и нежным крылышком своим полосонул его по левой щеке. Что-то потекло. Дотронувшись до щеки он отнял руку и оглядел. на пальцах была кровь. "Обычная кровь,- подумал он,- подумаешь, чего только не бывает". Но что это было? Минуту спустя Малевич стоял у зеркала и оглядывал своё лицо. Никаких следов крови он там не обнаружил. Да и на руке тоже, не считая того, что обе руки его по локоть были расписаны застарелыми красочными пятнами. Опустошив тяжёлый графин. Малевич уже забыл о случившемся. Дорогой заказ вытеснил из головы все прочие мысли. Он было уже подумал заказать лавочнику несколько свежих фруктов, как что-то беззвучное и едва уловимое, пронеслось под потолком и исчезло, как и не было. Подумав о том, что не помешало бы спуститься в пивную, Малевич решил ,для начала, приготовить палитру - огромный кусок фанеры, покрытый горными хребтами цветной массы, возникшими в процессе предыдущих замесов. Грязные тюбики, небольшой горкой, лежали тут же, в одном из ущелий. Очень медленно и, казалось с неохотой, маэстро принялся выдавливать краски на палитру. По своему обыкновению начинал он это немудрёное занятие с тёмных оттенков. Взяв тюбик с чёрной краской, он отвинтил колпачок и выдавил толстый, блестящий крендель. Потянувшись за следующим тюбиком, он краем глаза уловил, как из под столика выкатилось что-то белое и исчезло под палитрой. Малевич не на шутку перепугался. Появилось ощущение, что он не один. Какое - то время он сидел, боясь даже дышать. И тут это что-то возникло на противоположной стороне палитры. Оно задвигалось и повернулось к художнику боком. Это была белка! По крайней мере, ни с каким другим этого зверя невозможно было спутать. Немного успокоившийся, но по - прежнему обездвиженный, Малевич осторожно наблюдал. "Никогда не видел белых белок",-думал он."Ну, может где-то они, конечно, и есть. Может из зоопарка сбежала". И тут он заметил одну немаловажную деталь. На морде, в том месте где обычно бывают глаза, не было ничего. "Но ведь сие невозможно",- размышлял рассудительный Малевич.
Не означает ли это то, что ему это всё только кажется? И вдруг произошло уж совсем что-то странное. Этот белыш оторвался от палитры и взмыл к потолку, где медленно перевернувшись вцепился всеми четырьмя лапами в пожелтевшую штукатурку. От такой неожиданности Малевич, всегда такой сдержанный, взвизгнул как ошалевший пёс. Белка не производила никакого шума отчего нереальность происходящего только усиливалась. Ее хвост свисал вниз и время от времени подергивался. "Что она замышляет", -думал Малевич. И как он только об этом подумал , та принялась с невероятной скоростью скакать из стороны в сторону прыгая по немногочисленным предметам, находящимся в мастерской: небольшой но видимо очень старинный шкаф с беспорядочно набитым затисканными книгами, пошарпанная тумба-умывальник с ведром для стока воды внизу, дорогая рама, которая висит справа от небольшого окошка с незапамятных времён. Она даже не шелохнулась. Как будто и не прыгал на неё никто. "Это явление,- подумал Малевич, до такой степени невозможно только по одной причине: его просто не может быть!" Тем временем белка возникла на деревянном венчике мольберта.
Вот три связующих, подтолкнувших мастера к написанию странного замысла, который будет назван "Чёрным квадратом": чёрная краска, квадратный холст и ужас, повисший между ними.
Свидетельство о публикации №214031401473