Карабас-барабас, актёры и власть!

             Нам известен этот персонаж по известным сказкам «Пинокио» (Колодди) и «Золотой ключик» (Толстого), как деспотичный руководитель кукольного театра. В сказках глупый деревянный мальчик противостоит злому Карабасу и освобождает бедных кукол. Но в реальной жизни таких мальчиков не встречается. А если встречаются, то срок их действий крайне ограничен.
              Бергман в своём фильме «После репетиции» устами героя произносит сакраментальную фразу о том, что путь любого режиссёра усеян трупами актёров. Занимаясь театром более тридцати лет, я невольно соглашаюсь с высказыванием кинорежиссёра и хочу рассказать, как рождаются и погибают театральные коллективы, как уходят актёры с подмостков, покидая наш бренный жестокий мир. По сути, основа всех творческих драм и трагедий  едина, поэтому  нет необходимости выделять театры, их географическое расположение, а режиссёры и художественные руководители в своих стремлениях  объединены,  что нет смысла называть их имена и фамилии. Кого-нибудь пропустишь, обидятся.  Поэтому, воспользуюсь именами героев знаменитой сказки.  В театральном мире прижились Базилио, Алисы, Тортиллы, Дуремары (их более всего), Мальвины, Пьеро и прочий люд.  Мне довелось в жизни общаться с огромной армией из театрального мира и поэтому нет смысла географической привязки.  Что самое интересное, психологические трагедии одинаковы для актёров столичных и провинциальных театров. И главную роль я отвожу  сложившейся системе пренебрежения к актёрам, музыкантам, художникам. Она и породила Карабасов Барабасов.
                Шекспир пятьсот лет назад оставил нам известный афоризм: «Весь мир театр, а люди в нём актёры» Трудно не согласиться. Теоретик и талантливый театральный режиссёр и учитель, К.Станиславский назвал театр Кафедрой общественной жизни, а режиссёра – Инженером человеческих душ. Тоже трудно отвергнуть. Искусство оказывает огромное влияние на человека. Но, где же точное определение главного человека, Актёра, который является  связующей нитью? Мы обливаемся слезами над судьбами актёров, удивляемся их раннему уходу из жизни и позволяем Карабасам Барабасам продолжать «убивать» актёров.
              Представьте Мир без Актёра! Представили? Что же это за «монстр», без которого, как без мыши, рухнуло бы всё мироздание?  Паяцы, клоуны, менестрели, музыканты, танцоры, певцы, скоморохи. Весь исторический опыт этих ненормальных для обывателя людей вобрал в себя Актёр. В итоге, мы понимаем, что ремеслу можно научиться, но Актёром не стать. Это особый человеческий ген, с которым рождаются. Природа закладывает в человека его предназначение и если оно выполняется, то происходит развитие общества, если нет, то происходит остановка, мир начинает стареть и саморазрушаться.  Во, загнул!  Поверьте, пишу не я. Мои пальцы набирают этот текст, а мысль диктуется Кем-то.  Мне многое в своей жизни не удалось реализовать, но Всевышний не отпускает, держит,  даёт мне силы и здоровье.  Я остро реагирую на уход талантливых актёров, которые моложе меня и пытаюсь понять, почему?  Если это трагический уход, авария, природная стихия, то почему Всевышний не отвёл эту трагедию от Актёра? Забрал его в самом расцвете сил. Если жизнь обрывает здоровье, то в этом случае мой немой вопрос к Карабасу. Что, Барабас, надоел тебе этот актёр? Позволил ему заболеть и умереть?  Болезнь актёра начинается от нереализованности.  На моих глазах актёры быстро стареют и умирают от невостребованности. Некоторые начинают играть модную роль коммерсанта, ресторатора, торговца, театрального педагога. Последнее чаще всего не по призванию и предназначению. Это кто-то из древних мыслителей оставил своё изречение: «Захотели боги наказать человека, и сделали его учителем». А театральный педагог, это очень ответственная деятельность. Она закладывает основу уверенности, заражает вирусом беспрерывной болезни, творческим процессом.  Короче, родился с Даром, «заразился» и Дар стал развиваться. Созрев и «оплодотворив» себя данностью, что  ты актёр, отдаёшь себя в руки Карабаса Барабаса.  Актёр становится рабом своего Дара.  Вбирая в себя суть страстей человеческих, он проживает её в публичной ситуации и заставляет своих зрителей сопереживать и мыслить о бытие.  Его терзают чувства сострадания к хрупкому и не совершенному миру. В поисках истины, человечество совершает ошибки, которые приводят к трагическим последствиям. Актёр, главное средство режиссёра, через которое к этим ошибкам обращается общественное внимание. И вот на этой последней фразе перейду к основной идее своего повествования. Актёр и Режиссёр. Два взаимосвязанных понятия. Кукла и Карабас. Но и Карабас становится уязвимым, так как над ним есть Барабас. Не зря оба автора, Колоди и Толстой дали персонажу двойное имя. Но для Актёра он является в одном лике, решающем его судьбу. В Европе, актёрство является не профессией, а хобби. В России и бывшем Союзе это занятие возвели в ранг профессии. Чтобы легче было управлять сферой влияния на общественное самосознание. Вся армия официально зарегистрированных актёров занесена в реестр и отслежена. О чём говорит, о чём поёт и к чему призывает.  Поставив Актёра в зависимость от режиссёра, а режиссёра в зависимость от Власти, корабль Мироздания продолжает плыть своим курсом, выбрасывая за борт излишний балласт.  И кто же остаётся на плаву? Это не трудно увидеть. Если вы обладаете интеллектом, развитым на основе изучения культуры и способностью анализировать широко, то не составит особого труда. Достаточно взглянуть на продукты всеобщего зомбирования: СМИ  (включая, конечно телевиденье и интернет),  и афиши,  в которых репертуар говорит сам за себя. 
  Все Карабасы, как показал опыт, энергетические вампиры. Они создают в своих коллективах атмосферу страха и нервозности, ставят в зависимость от себя Актёра и питаются его энергией. Словно дирижёр, он подчиняет своей палочке каждого музыканта. Окружив себя помощниками, которые, войдя в ближний круг общения, Карабас  вербует наблюдателя-доносчика, этакого стукача. Нет, правильно сказать, стукачка. Как правило,  им становится человек (актёр, актриса) не сумевших  до конца раскрыть свои возможности или развить способности и овладеть мастерством. Но вирус театра,  богемность,  уже проникла, отравила их сознание (буду говорить о них во множественном числе, так как в каждом театре они имеются). Они живут в коллективах, этакими душками. Внимательны, заботливы. Понимая, что талантом себя не защитить, они пускают в ход средство защиты иного порядка. Приближают себя к власти, ставят её в некую зависимость, так как становятся носителями необходимой информации. Но, Карабас легко может избавиться от них, когда исчерпывается необходимость. В таких случаях, он подвергает себя опасности. Так как бывшие приближённые способны на месть. Любой творческий коллектив можно назвать серпентарием. Исключения, вероятно, существуют. Но я их не встречал.
  Выпускник, ставя дипломный спектакль, формирует вокруг себя команду. Удача приходит к нему в лице родственника.  Он получает здание бывшего маленького клуба под театр. Прогнувшись перед Властью, получает средства на реконструкцию и приобретение оборудования. Репетируются новые спектакли, начинается прокат и появляется прибыль, часть которой можно скрыть. Молодой режиссёр улучшает свои жилищные условия, используя труд актёров, выплачивая им мизер, а иногда и не оплачивая. Когда художник однажды вступает в сделку со своей совестью, то начинает терять главное, свой Дар.  Актёры, которые сделали ему имя, обеспечили ему материальное состояние,  неожиданно прозревают. Тайное становится явным. Поступки режиссёра, наращиваемый деспотизм и не прикрытая корысть вносят роскол. Большая часть труппы покидает театр. Другая часть осталась и приняла условия подчинения своего творческого эго на имидж руководителя.
  Стареющий художественный руководитель, главный режиссёр исчерпал свои творческие силы, но признаться в этом не хватает смелости. Он приглашает в театр молодых режиссёров на разовые постановки. Среди них талантливый парень ставит несколько спектаклей, и зритель снова стал заполнять зал.  Почуяв конкуренцию, руководитель ставит препоны, искусственные проблемы и убирает молодца, а через пару лет убирает из афиши все постановки. Режиссёр уехал в другой город, преподавал в театральном училище, ставил спектакли в разных театрах и 55 лет умер.  Дряхлеющий руководитель 80-ти лет всё ещё жив, получает пенсию, соответствующую своим регалиям и думаю, вряд ли понимает, что лишил город талантливого театрального режиссёра.
   Директор областного театра не знал, как избавиться от режиссёра. Спектакли нравились зрителю, и авторитет защищал дерзкого художника. Накал страстей достиг высокого уровня. Неожиданно пришла идея пригласить к себе домой нарушителя спокойствия для дружеской беседы и увещеваний. Так, по-отечески, накоротке.  Бутылка хорошего коньяка не смогла переубедить дерзкого режиссёра измениться. Тогда директор прибегнул к помощи своих влиятельных друзей. По завершению встречи, выйдя из подъезда, гость попадает в руки милиции, которая отвозит режиссёра прямиком в медвытрезвитель.  Власть благодарно вручила директору звание Заслуженного работника культуры.
   Описанные факты имели место в разных театрах, с которыми мне доводилось сталкиваться. И пока существует неразрывная связующая цепь Власть – режиссёр – актёр, будет существовать «рабство» искусства и процветание Карабасов-Барабасов.


Рецензии