Если близкие не верят в Бога
Вера — это не декларация каких-то правил, не идеология. Это личные отношения со Христом. Я их берегу и освящаю. И когда окружающие люди будут готовы разделить эти отношения, я поделюсь с ними. Но пока не готовы, я буду терпеливо ждать, пока они не возымеют нужду в этом. Ведь нас же ждали! Бог взыскует человека, Он ищет его. Есть прямое указание на это в Евангелии — притча о том, как потерялась и её ищут. Так и вы ищите других, ждите их. Пусть это будут не враги или противники ваших взглядов, а люди, которые пропадают. И если они не найдут Христа, то пропадут. Давайте их подождём. И когда мы это поймём, то возникнет совсем другое отношение к ним.
Например, когда я благословляю пищу, если я просто машу рукой, совершая этот обряд, а в сердце ничего не имею, то это будет показухой и лицемерием. Если я клянусь кому-то в дружбе, но не имею к нему чувства привязанности, не имею взаимности и доверия, — это ложь. С другой стороны, если я не показал внешне ничего, но сердце моё горит, я сделал всё.
Почему я хожу в храм и каюсь? Почему молюсь перед иконами и ставлю свечи? Если бы я смог раскаяться сейчас, на этом месте, то мне не нужно было бы подходить под епитрахиль. Но сердце моё закрыто. И поэтому мне необходимо участие в таинстве. Я иду хотя бы ногами на покаяние и исповедь: «Господи, я принёс Тебе своё тело». Если бы я мог молиться, то не вставал бы на колени, я бы в сердце склонился. И я должен поставить свечу, чтобы сказать тем самым: «Господи, я не могу гореть, как свеча. Я тлею, во мне слова живого нет. Я не могу искренне произнести ничего. Во мне нет подлинного сокрушения и радости». И поэтому внешние поступки нужны, но тоже в особых местах, где есть такие же немощные, как и я. Тогда этим поведением я не возношусь над мытарем, подобно евангельскому фарисею, а говорю: «Господи, прими эту молитву мертвеца, молитву одними устами, одним языком».
Протоиерей Алексий ПОТОКИН
Свидетельство о публикации №214031400159