13 Еврейская коврижка

В своё время мне пришлось общаться с людьми  разных национальностей, и я усвоил, что анекдотические характеристики целого народа не имеют отношения к конкретной личности. Да и анекдоты – сильно преувеличивают национальный характер.

В том числе, я очень рано усвоил, что на территории СССР гостеприимство совершенно одинаково. Все слышали про знаменитое кавказское гостеприимство и русское, и узбекское… А про еврейское – слышали? Я – нет! Но неоднократно убедился в том, что евреи ничем не отличаются в этом от прочих русских и нерусских.

Про самый яркий случай расскажу подробнее: был я в гостях у одной еврейской старушечки, брат которой погиб в Великой Отечественной. Моему отцу удалось найти место захоронения её брата, так они и познакомились.

Был я проездом в Днепропетровске, зашёл навестить. Старушка эта в полтора раза меня меньше ростом решила, соответственно, что я должен съесть в два раза больше себя. И постаралась эту продовольственную программу выполнить. Как уходил, не знаю, помню только, что когда глазки у меня начали закатываться, был угощён еврейской медовой коврижкой. Понятно, не мог не испросить рецепта.

Возвращаюсь в Ленинград, и горю желанием воспроизвести это еврейское кулинарное чудо. Покупаю ингредиенты. Ой, кусаются! Одна необходимая баночка мёда стоила шесть рублей против моих пятидесяти пяти стипендии. Не хухры-мухры, между прочим. Это нам оборонка доплачивала, а беспородные прочие студенты получали сорок.

Так вот, на те жирные пятьдесят пять можно было купить треть джинсов-штанов. Нет-нет, не факт, что за сто пятьдесят рублей можно было купить целые. За полноценные сто пятьдесят легко можно было стать гордым обладателем полноценной половинки. Да не шорты это! Левую там – или правую половину штанов! Это так шутили люди-чавэлы черноглазые. Народный промысел был такой.

Да не пудрю я вам мозги – я живой свидетель эпохи. Пока живой. Учитесь, пока живой!

Начинаю я эту коврижку замешивать. Пластилиновый мультик «Тяп-ляп маляры» видели? Один к одному. Закончилась эта пытка, загружаю форму с тестом в духовку. Поднимаю голову кверху, а там…

Это сейчас можно купить в магазине варёную сгущёнку, а тогда её нужно было варить. На водяной бане. Поставил однажды варить, да забыл. Бумкнула пушка на Петропавловской крепости, да у меня – тоже! Потолок, старый фонд на Петроградской – четыре с половиной метра. Свисают с него коричневые сталактиты. Варёная сгущёнка. Несмываемый позор – это вот это вот. Четыре с половиной метра. Смыть даже кровью не получится. Пескоструйка нужна!

Иногда, чаще даже, зимой, залетали комары. Из вентиляции. Начинались весёлые гонки. Скорее, невесёлые – когда этот полосатый вампир садился на потолок, его можно было достать только из ружья.

Достаю из духовки это детище русско-еврейской дружбы. Моя коврижка. Евреи не виноваты – хотя они всегда виноваты. Удавшиеся крайние части скормил жене. То, что не пропеклось, съел сам – нет, чтобы выбросить. Но, поскольку во мне ни капли еврейской крови – ума, сами понимаете, тоже немного. Хотя курочку люблю…

На следующий день, в кондитерской на Невском, обнаруживаю коврижку простую. Совсем недорого, рубль девяносто за килограмм. Съедобную, в отличие от моей. Зарёкся навсегда иметь дело с тестом!

Правда, неделю назад…


Рецензии
Спасибо за воспоминание о национальной коврижке и еврейском гостеприимстве. Называется эта коврижка "Лейкех".
С добрыми пожеланиями С.И.

Соломон Гройсман   20.03.2014 10:19     Заявить о нарушении
Спасибо. Кстати, если не путаю, единственная пряность в еврейской коврижке - корица. Сжигатель сахара. Мудрый народ. Вероятно, знали об этом свойстве корицы давно. Но откуда?

Владимир Остапенко   20.03.2014 11:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.