Приданое

Давным-давно, летним вечером, мои родители привели к нам домой очень высокого роста, тётю и сказали, что она будет жить с нами.
Эта тётя мне сразу не понравилась.
Чем? - Не знаю. Наверное, ростом: в моей семье все были низкорослыми - и родители, и мы, дети.
И ещё странным прищуром глаз, которыми она буравила меня с первых минут.
Посмотрела она на меня и - ни «здрасте", ни "как тебя зовут?" - сразу заявила:
- Я буду спать в твоей комнате!

Наш дом был небольшим, но комнаты были разделены на всех по-справедливости: маме с папой – самую большую, двум братьям – средних размеров, и мне, единственной ненаглядной доченьке моего папочки – маленькую, но отдельную всё же, комнату.
В моей комнате, кроме моей кровати, стоял небольшой стол, табурет, смастерённый папой и огромная вешалка, на которой висела всякая всячина, но никак не моя одежда.
Из игрушек у меня были: одна маленькая пластмассовая косоглазая кукла (которую я умудрялась «наряжать» разноцветным тряпьём); «утварь» для неё - осколки битых тарелок; «коллекция» из мятых-перемятых конфетных фантиков; несколько открыток с изображением города Токио (откуда они ко мне попали?); и гранёный стакан-«ваза», куда я собирала разноцветные, понравившиеся мне камушки.

Надо сказать, время от времени мои «игрушки» (кроме куклы) таинственным образом исчезали и больше не возвращались… Я печалилась, плакала, подозревала, что мама выкидывала «мой мусор», но с упорством начинала сбор нового «мусора».

И вот, эта тётя с прищуром должна спать в моей комнате.
В тот же вечер «демонтировали» кровать одного из моих братьев и переставили в мою комнату.
Братья должны были (временно) спать на одной кровати. А не захотят – пусть спят на полу по очереди. Никто из нас, детей, не осмеливался противиться решению родителей. Это сейчас, каждый едва вылупившийся цыплёнок свои права знает… В то время нашими правами были решения родителей…
В моей комнате стало тесно, но зато из неё убрали страшную вешалку, которая меня пугала. Висящие на ней вещи лунными вечерами казались страшными бабайками, от которых я пряталась под одеяло. Так и засыпала, со страхом в сердечке, что бабайки вот-вот нападут на меня...

На следующий день эта тётя занесла в мою комнату большой картонный чемодан и строго сказала.
- Смотри у меня! Не смей трогать мой чемодан!
- А что в нём?
- Мое приданое!
- Что такое «приданое»?
- Не твоего ума дело! Сказала – не трогай, значит – не трогай!

Грубая была тётя. Сказала бы, что такое «приданое» и все дела…
А так… я сгорала от любопытства.

Ночь переночевали в присутствии «приданого».
А утром я сказала маме:
- Ма, тётя приданое прячет. Это что? Не страшно, что оно у меня в комнате?

Замечу, что братья мои очень постарались, чтобы я во всём видела что-то страшное.
Они, чтобы не играть со мной, придумывали сотни разных историй со страшилками: с кем, якобы, они сталкиваются, когда играют, и поэтому мне с ними никак нельзя.

- Не страшно. Вырастешь, и у тебя будет приданое, - засмеялась мама, и добавила:
- Не трогай чемодан, даже не вздумай!

«Запретный плод» сладок, а любопытство у детей велико. Но и это не могло меня толкнуть на нарушение запрета, т.к. слова родителей для нас были выше всяких чувств, в том числе – любопытства…
Но чемодан я всё же открыла… И вот, как это произошло…

Ввиду большой занятости на колхозных полях, родители часто оставляли нас, детей, одних.
Но братьям разрешалось выходить на улицу играть, а мне – нет.
Мне же очень не хватало общения с детьми, со своими сверстницами.
Я стояла у своей калитки и просила соседских девочек заходить к нам.
Они соглашались, но с условием, чтобы я, взамен их «благосклонности», дарила им что-нибудь…

(Я как-то в одной из миниатюр рассказывала, как «раздаривала» всю еду, что имелась в доме (вплоть до куска масла) соседским детишкам, лишь бы они приходили играть со мной. А вечером, по "всем правилам" - получала взбучку…)

Еду я уже не смела предложить…
А что ещё я им предложу? Осколки битых тарелок? Или замызганные фантики?…
Кукла была вне рассмотрения. Она - моя дочь, а детей не дарят и не меняют ни на что…
Вот я и вспомнила о чемодане с приданым…

- Лиза, Софья, придите ко мне! Я Вам такое дам! Вы в жизни не видели!
- Что ты дашь нам? Что есть у тебя?
- Приданое есть?
- Что? Что это такое?
- Ха-ха! Даже не знаете, что такое приданое! А у меня есть!

Через минуту девочки-сестрички оказались в моей комнате.
С пересохшими от волнения, губами, трясущимися руками, я достала из-под кровати тяжелый чемодан…
Он был не заперт и легко открылся…
Боже! Какая красота в нем была!
Десятки вышитых гладью из разноцветных мулине дорожек…
Все аккуратно сложены. Все кропотливой ручной работы. И ни одна не похожа на другую…
Сказочно красивые изделия, которые тётя вышивала сама и берегла для своего будущего дома…

Я стала вытаскивать их из чемодана одну за другой, раскрывать и складывать на кровати, на столе, на табуретке…
Места было мало для "выставки", и я стала расстилать их на полу…
- Выбирайте!

Не знаю, забыла ли я в это мгновенье, что дорожки эти не мои. Что я не имею права не только их раздаривать, но и прикоснуться к ним?
В это время для меня было важнее всего удивить девчонок, сдержать данное мной слово "подарю!" и после радоваться возможной "коллективной" игре с ними…

Каждая из них выбрала по ПЯТЬ дорожек!
А мне что? Я щедрая! Хоть все берите!
(Боже, ведь это качество ДО СИХ ПОР во мне!)

Что было потом? Как полагается: взбучка! Возврат дорожек!
И в наказание, была выброшена и моя кукла…

Но не в этом печаль в моей памяти. А в том, что та рослая тетя… так и не вышла замуж…
Я ДО СИХ ПОР думаю, что в том виновата… я: охарамила* её приданое…


Охарамила* - осквернила ( от тюркского )


Рецензии