МЫ. 4-5

ИСТОРИЯ 4

Поздний вечер. На передних сиденьях троллейбуса расположились два не вполне трезвых молодых человека, напротив – две женщины, годящиеся им в матери. Парни грубо оскорбляют друг друга, один из них употребляет нецензурную лексику. Со стороны их диалог кажется странным, не могу понять: всерьёз они это делают или зловеще шутят? Пассажиры ведут себя спокойно, никто не вмешивается. Я мысленно обращаюсь за помощью к светлым силам.
       
Женщинам неловко находиться в обществе подвыпивших парней и терпеть грязный словесный мусор. Одна из них всё-таки не выдерживает и призывает ребят к порядку, но они только огрызаются в ответ. Подключается её соседка и получает тот же отпор. Тем не менее, нецензурная брань ненадолго прекращается, затем «диалог» возобновляется, а вскоре более шумный выходит.

Рассматриваю оставшегося. В отличие от товарища он ухожен, в добротном модном пальто, хорошо подстрижен, спортивного телосложения – приличный на вид молодой человек. Теперь он изредка переговаривается с женщиной напротив, их тихая речь не слышна, вижу только, что парень по-прежнему ершится.

Отвлекаюсь от участников ситуации, думаю о своём и не замечаю, как расходятся мои попутчики. На одной из остановок обращаю внимание на инвалидную коляску. Присматриваюсь: в ней сидит упомянутый молодой человек, а женщина, сидевшая напротив, приводит себя в порядок и толкает вперёд коляску. Мать? Сердце сжалось.               

Ситуация возвращается, теперь вижу её по-другому. Во-первых, понимаю, почему так спокойно реагировали люди, почему терпели: они видели ситуацию с самого начала и сострадали инвалиду. Мне тоже не захотелось вмешаться по какой-то причине, ограничилась молитвой, хотя обычно вмешиваюсь, без злобы и агрессии.

Во-вторых, «диалог» двух товарищей – это бравада: один демонстрирует, что ему нипочём ситуация, а другой не хочет выказать жалость. Оба плохо справляются, раз выбрали такую линию поведения.

И последнее: каковы же отношения между матерью и сыном, если не было ни малейшего намёка на тепло? Внешне абсолютно чужие люди.

Произошла ситуация, нужно в ней разобраться и что-то понять – она мне для этого и дана.

Где гарантия, что всё обстоит именно так? Можно придумать ещё пару версий, и они будут казаться убедительными. (Самая простая: это бабушка и внук, бабушки нынче молодые.) Где истина? Спросить не у кого, значит, разбирайся с собой, а людей оставь в покое, им и без тебя… помоги им, Господи, обрести смирение!

Переношу внимание на себя. Потихоньку возникают вопросы к себе. А где была ты, когда инвалид выбирался из троллейбуса, куда провалилась? У людей непростая ситуация, они нуждаются в участии, а ты в бессознательном состоянии. «Я не знала» – отговорка, это было за твоей спиной, должна знать. Вдруг вспоминаю: меня ударило током, когда я увидела их за окном, но сосредоточение в тот момент отсутствовало, и я не потрудилась понять свою реакцию. Не было ли в моём сердце жалости? Эта эмоция не помогает, а накрывает отягощённого человека ещё больше. Бьёт током, значит, смотри в себя, есть нечистота восприятия.

Сегодня много говорят о силе момента «здесь и сейчас», и это важно. Я выпала из него. Вот ещё одно большое поле для работы над собой.


История 5.

Готовлюсь к выходу из трамвая. Молодые родители и двое деток собираются выйти через заднюю дверь, я же направляюсь к средней – там свободнее. Мальчик пяти-шести лет отрывается от семьи и тоже направляется к средней двери. Ему хочется опередить меня, поэтому освобождаю ему дорогу. Внутри есть непонятное движение в адрес мальчика, происходит что-то неуловимое, какая-то связь...

Мальчик выпрыгивает наружу, всем корпусом разворачивается мне навстречу и протягивает руку. «Опираюсь» на слабенькую ручку джентльмена и благодарю: «Спасибо, солнышко, выручил».

Мальчик ищет взглядом родных. Папа оставляет своих девочек и спешит к сыну, счастливая улыбка освещает его лицо. Ребёнок тоже доволен, и девочки улыбаются… что тут скажешь – воспитание! Такие поступки украшают нашу жизнь.

Я задерживаюсь, готовлюсь сказать папе хорошие слова, но он увлечён сыном, наши глаза не встретились. Много хочу? По привычке наблюдаю и осмысливаю то, что со мной происходит, учусь видеть ситуацию широко, чтобы извлечь из неё как можно больше пользы.

Во-первых, я уловила работу мысли мальчика: он заранее присмотрел того, кому нужна, по его мнению, помощь – бабушку, поэтому он так старался меня опередить. Его внимание было направлено на меня, он был связан со мной ситуацией, и мне удалось это почувствовать.
 
Во-вторых, я стала думать о том, что стоит за хорошим поступком. За любым поступком скрывается мотив: а почему я делаю это, для чего? Есть ли у меня истинная забота о человеке или я так поступаю ради себя? Сделал доброе дело, и сам за себя порадовался: вот я какой! И блаженствуешь, не подозревая, что эго твоё подросло. Знаю это сладенькое состояние…

Есть нормы поведения, которые мы соблюдаем автоматически, не задумываясь: уступаем место старшим, помогаем старикам, беременным женщинам – этому нас учат с детства. Мотив всегда присутствует, но мы его не отслеживаем – нас этому не учат. Есть и то, что мы побуждаем себя делать, что пока ещё не стало нашей природой, а просто нравится, как это делают другие, хочется и самому попробовать.

Как-то гостил в Минске мой добрый знакомый, француз из Гавра Мишель. Я искренне уважала этого человека, впрочем, уважаю и сейчас, его нет в нашем мире, но он есть в другом, лучшем мире, и препятствий для общения нет. Так вот, Мишель обратил внимание на то, что люди у нас почему-то не придерживают дверь друг для друга, и не только в метро. Мне казалось, что у нас с этим всё в порядке, по лбу никто не получает, каждый следит за дверью. Поняла, что он имел в виду, после слов: «Я дверь не бросаю, стою, жду, улыбаюсь тому, кого жду, пропускаю его, и все люди так…» Ему не хватало движения души, ему мало поступка ради поступка, без внимания к тому, для кого это делается. Вот он, свежий взгляд со стороны!

Одна милая женщина из мира бизнеса, достигшая успеха, призналась: однажды ей в метро таким образом придержали дверь, и это сразило её наповал – она была в шоке. Прав Мишель: мало «этого» у нас, раз есть такая реакция на внимание другого человека. Люди, до чего мы дошли! МЫ НЕ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА! Для чего живём? Чтобы носиться по своим рутинным делам и иметь отговорку, что у нас нет времени на заботу о душе? Наша душа ничего не желает для себя, у неё на первом месте общее благо, желает для себя только эго.

Милый мальчик из трамвая! Мне очень понравилась встреча с тобой. Пусть твои начинания превращаются в устойчивую привычку делать добро, а мотивом пусть будет: «Не для себя!»
   
* * *

P.S. Дорогой Мишель, спасибо за урок, который ты преподал моей славянской душе. Я приучаю себя поступать так, как ты, и мне это нравится! Самое малое, что мы можем делать друг для друга – это улыбаться.


Рецензии
Здравствуйте, милая Валентина!
Вот решила продолжить чтение Вашего сборника «Мы».
Все Ваши рассказы особенные, пропитанные душевностью, человеческим теплом.
Казалось бы, стандартные ситуации, с которыми так или иначе приходилось сталкиваться, побуждающие проводить анализ, вызывающие в голове подобные мысли, которые приводят к «мучительному состоянию: угрызениям совести и раскаянию за грязь в голове», различным укорам и заключению, что обязательно надо «научиться «прикусывать» не только язык, но и мысли».
У Вас получается изложить внутренние чувства понятным языком, преподнести полезный жизненный урок.
Продолжаю восхищаться Вами и радоваться виртуальному знакомству с Вами, Валентина!
Спасибо за МЕГА-позитив, исходящий от Вас и Ваших произведений!
Пусть всё и все в жизни радуют Вас! Пусть в ней будут только приятные счастливые дни!

С восхищением и теплом,

Ляляжан   08.02.2016 23:44     Заявить о нарушении
Понадобилось много лет, чтобы переориентировать сознание и усвоить, что никто ни в чём не виноват, а если возникают претензии к людям, то нужно внимательно смотреть в себя – это мой грех, а люди только отражают его, как зеркало. Моя творческая жизнь началась с простых наблюдений за своими поступками, мыслями, я их записывала, чтобы не потерять, возвращалась, думала, открывались новые штрихи. Я училась концентрации, не подозревая об этом. Так собирался материал, но о публикации я тогда не думала.
Спасибо, дорогая Ляляжан, за созвучие, Вы не проходите мимо тех аспектов жизни, которые считаю наиболее важными. Созвучие – самое дорогое, что можно обрести на Прозе.
Желаю Вам вдохновения для активной творческой жизни, а также семейного счастья и крепкого здоровья!

Валентина Телепенина   09.02.2016 13:04   Заявить о нарушении
Здравствуйте много раз, уважаемая Валентина!
Знакомилась с Вашими наблюдениями в «Мы», но 5-истории не было. Вы перегруппировали истории, добавив сюда 5-ую про мальчика-помощника, протянувшего Вам свою руку, и про внимательного Мишеля. Все эти жизненные истории происходят сплошь и рядом. Пожив полгода в Москве, вот уже пятый год живём в Анталье. Меня восхищает душа народа, их гостеприимство, дружелюбие, порядочность. Здесь всегда увидят, помогут, поддержат.
Спасибо за все Ваши мудрые ценные заметки, замечательные мысли! За Ваш свет, добро и тепло, которые исходят от Вас и которые Вы щедро дарите нам!
С пожеланием творческого вдохновения и сердечной признательностью,

Ляляжан   13.04.2016 23:49   Заявить о нарушении
Да, люблю наводить порядок, вот и перемещаю своих "деток")))
В августе 12г. я отдыхала близ Антальи со старшей дочерью, ездили мы и в Анталью, поэтому я хорошо представляю себе Ваш город, Ляляжан. Впечатление от пребывания в Турции осталось очень хорошее. Мы редко пользовались английским - многие говорят по-русски. Было уютно. Рада за Вас, Вам достался красивый город. Счастья Вам на турецком берегу!

Валентина Телепенина   14.04.2016 14:30   Заявить о нарушении
Были близ Антальи. В Кемере, Белеке, Аланье?! Любой уголок Турции – по-настоящему волшебный, со своей неповторимой чудесной природой, свежим воздухом, дивными ароматами, замечательными приветливыми людьми!
Всегда чисто, тепло, уютно. Атмосфера – самая доброжелательная. Народ – лучший! И правительство заботится о своём народе. Здесь всё своё. Всё доступно. Для всех. Всем рады.
Что говорить, Валентина, сами были, знаете )))
Спасибо за все пожелания! Взаимно!
С симпатией,

Ляляжан   15.04.2016 01:00   Заявить о нарушении
С трудом вспомнила: Club Hotel Sera. Такое бывает раз в жизни.

Валентина Телепенина   20.04.2016 14:26   Заявить о нарушении
Милая Валентина, добрый вечер!
Да, это пятизвёздочный отель, расположенный в нескольких метрах от пляжа Лара (Лара - один из районов города Анталья).
А в городе, как всегда, по-прежнему многолюдно, весело, сказочно. Я Вас ещё не раздразнила, Валентина?)))
С глубоким уважением и сердечным теплом,

Ляляжан   20.04.2016 18:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.