Антиб, де Мопассан, любовь и карьера

 
  Мы в порту Вобан на мысе Антиб.

  Хочу сфотографировать форт Каре – знаменитую старинную крепость в форме четырехконечной звезды в том же ракурсе, в котором её запечатлел французский пейзажист Эжен Буден на полотне "Форт Каре".

  Фотографию этой картины я поместил в левом нижнем углу  снимка  акватории и форта. Конечно, за полтора века со времени написания картины пейзаж несколько изменился. По-моему,  в лучшую сторону.

  Необычайные виды, усиленные памятью о столь же неординарных событиях и людях, связанных с этими местами, настраивают на романтический лад.

  Не случайно Ги де Мопассан написал: "… я не видел ничего поразительнее, чем Антиб на фоне Альп в лучах заката.
  И почему-то мне не дают покоя античные реминисценции; мне приходят на память стихи Гомера: ведь передо мною город древнего Востока, город из Одиссеи – Троя, хотя Троя и отстояла далеко от моря…" 

  Наверно из-за этих самых античных реминисценций и поселил  здесь писатель героев  своего рассказа  "Госпожа Парис".

  Невольно  вспоминаются строки Мопассана из этого рассказа:

  "Я сидел на молу небольшого порта Обернон, близ деревушки Сали, и любовался Антибом при закате солнца. Никогда не видел я ничего более захватывающего и более прекрасного.
  Городок, замкнутый в тяжелые крепостные стены, возведенные Вобаном, вдается в самое море, посреди огромного залива, на берегу которого расположена Ницца. Высокие морские валы разбивались о подножие крепостных стен, омывая их кружевом пены, а дома над стенами карабкались друг на друга до самых башен, устремленных в небо, как два рога античного шлема. И обе башни вырисовывались на молочной белизне Альп, на громадной и далекой снежной стене, заграждавшей горизонт".
               
  Напомню канву рассказа. Писателю, любующемуся видами Антиба и Альп, показывают на высокую, красивую черноволосую женщину,  идущую  по дороге вдоль моря к мысу.

  Спутник писателя рассказывает о ней. Молодая красавица, выданная за чиновника по фамилии Парис, который был  "…пузатым человеком, из тех коротышек, что семенят ножками в широких, не по росту брюках", знакомится во время своих ежедневных прогулок с молодым героем войны красавцем-майором Жаном де Кармеленом.

  Несколько недель отношения между молодыми людьми остаются платоническими.

  После короткой прогулки дама возвращалась в свой дом, похожий, наверно на один из тех, что мы видим на ещё одном полотне Эжена  Будена "Улица Антиба" – на снимке внизу в центре. А майор отправлялся в осточертевшую крепость.

  Но как-то вечером, словно невзначай, дама сообщила, что её муж уехал на пару дней по делам. Офицер бросается к её ногам и молит разрешить придти к ней вечером. Дама делает вид, что рассердилась, и уходит.

  Следующим утром майор свирепо распекает свой батальон, но за завтраком получает записку. Дама  приглашает придти к ней в десять вечера. Майор на вершине счастья!

  И тут к обеду ему приносят копию телеграммы от мужа возлюбленной, в которой тот сообщает, что с делами покончил и возвращается вечером девятичасовым поездом.

  Ну,  нет, гвардейцы не сдаются. Майор пишет прекрасной даме – ничего не бойся, твой господин Парис сегодня не вернётся, я буду в десять.

  И он посылает солдат своего батальона оцепить город, да так, чтоб муха не пролетела.

  Трусливый муж пережидает ночь на вокзале, пока молодые влюблённые …

  А потом всё открылось,  батальон вместе со строго наказанным майором отправили куда-то далеко. Супруги разошлись…

  Писатель даёт мужу-чиновнику фамилию с намёком на имя сына троянского царевича Париса, вероломно похитившего жену спартанского царя Менелая, прекрасную Елену.

  Из-за чего, как помнит читатель, началась Троянская война, Трою сожгли, Елену вернули Менелаю.

  По-моему, сюжет рассказа больше напоминает библейское повествование о царе Давиде и красавице Вирсавии.

  Правда, в отличие от Давида, майор, всё же, не отправил мужа возлюбленной на верную гибель.

  В конце рассказа де Мопассан пишет: " Мне хотелось ей поклониться, поклониться печальной и обездоленной женщине, которая, верно, все еще вспоминает далекую ночь любви и отважного человека, не побоявшегося ради ее поцелуя ввести в городе осадное положение и загубить свою карьеру".

  А у нас есть ещё один повод к размышлениям …

  Любуясь при этом чудесными видами Антиба.


Рецензии
Ах, какие замечательные фотографии Антиба, Борис!
Жаль, на Чёрном море нет такой чистейшей голубизны!
Рассказ Мопассана наполнен романтикой любви - о человеке, "не побоявшемся ради поцелуя ввести в городе осадное положение и загубить свою карьеру".
Вот так любили раньше!
С улыбкой,

Светлана Петровская   26.10.2021 11:36     Заявить о нарушении
Спасибо, Светлана! По поводу романтики любви: я никогда не распекал бойцов из-за состояния своих личных дел. И никогда не отправил бы их в оцепление ради свидания. Он просто считал, что всё ему сойдёт с рук, а что будет с дамой после, его не интересовало! С улыбкой и уважением,

Борис Готман   26.10.2021 15:31   Заявить о нарушении
А ведь вы правы, Борис,
романтики тут не так ужи много!
С раздумьями,

Светлана Петровская   26.10.2021 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.