Поездка в деревню

В середине августа 1966 года у отца выдался отпуск, и он решил поехать на мотороллере в ст.Шпаковскую, где тогда жил дядя Леня, и взять с собой и меня. Я, конечно же, был очень рад такому повороту событий. За день до поездки мы с отцом съездили на обкатку, как это всегда бывает перед дальней дорогой, чтобы испытать мотороллер и подготовить его к путешествию. Вещей в поездку много мы не брали: ни палатки, ни походных принадлежностей, только немного продуктов в дорогу. Да еще, мне приказали одеться потеплее, так как небо хмурилось, и неизвестно, как дальше будет, может быть похолодание или дождь.

Мы планировали выехать рано утром, но отец все опасался дождя и пережидал, пока уйдут тяжелые серые тучи. Наконец, показался просвет, потом выглянуло солнце, и мы тронулись в путь. Было около полудня. Выехали в сторону Минвод, далее на Невинномысск, потом свернули на Ставрополь. Кругом стояли скошенные стога соломы, все поля были золотисто-желтые. Страда уже прошла, и в поле почти не было машин и людей. После поворота на Ставрополь погода опять стала портиться. По обочинам были заметны следы недавних сильных дождей. Не доезжая до Ставрополя, мы свернули на Шпаковскую. Правда, сначала проскочили нужный поворот и почти въехали в город. Я увидел троллейбусы, стал глазеть, было интересно, не часто увидишь автобус с электрическим приводом.

После поворота на Шпаковскую дорога стала портиться, и вскоре мы поехали по грейдеру. По обочинам лежал жирный чернозем, пропитанный дождями. Вскоре и грейдер стал сходить на нет, и пошла просто грунтовая дорога с двумя колеями. Отец как-то умудрялся ехать по возвышению между колеями, т.к. в них местами стояли большие лужи.

Но вскоре дорога еще более ухудшилась. К тому же надвигались серые грозовые тучи. В одном месте мы въехали в чернозем, он поплыл под колесами как масло, и мотороллер чуть не упал, отец с трудом удержал равновесие. Скорость снизилась до предела. Потом отец остановился и сказал, чтобы я слезал и толкал сзади. Я стал толкать, но вскоре уже и отец сам слез с мотороллера, взял его за руль и на первой скорости пытался продвинуться. Потом он сказал, что между колесами и крыльями набилась грязь, и надо ее вычистить.

Мы положили мотороллер на бок на траву и палочками выгребли огромное количество чернозема из-под крыльев. Ехать стало возможно, и мы, выбирая дорогу по траве на краю поля, проехали вдоль дороги километров 5-6. Потом опять попалась полоса чернозема, и пришлось снова выковыривать грязь из-под крыльев. Кругом было чистое поле, время шло очень быстро и уже начинало клониться к вечеру.

Отец сказал, что будем искать какое-нибудь жилье, потому что ночевать в чистом поле негоже. Мы увидели столбы с проводами и по ним стали ориентироваться. Проехали еще какое-то время и увидели вдалеке что-то вроде домиков. От дороги мы отклонились и теперь держали курс на домики.

Стало темнеть. Когда мы подъехали к домикам, это были несколько построек, из них вышли люди и стали настороженно на нас смотреть. Мы подошли, поздоровались, и отец спросил дорогу на Шпаковскую и еще на 2-е отделение. Мужчины стали объяснять, что на 2-е отделение проще проехать напрямую, а через Шпаковскую, это очень далеко. Они сказали, что скоро должны идти машины с поля, и они могут нас забрать. Потом спросили, кого мы ищем во 2-м отделении. Папа сказал, что Алексея Федотовича В., что он управляющий отделением. Люди сразу же обрадовались, начали приглашать в дом, стали очень приветливыми, даже предлагали выпить по кружке молока.

Мы отказались и пошли к мотороллеру чистить грязь. Отец не хотел оставлять мотороллер и решил, если приедет машина, передать, чтобы дядя Леня приехал нас встречать. Вскоре прибыла машина. Папа предложил мне поехать в кузове с рабочими, да и люди стали говорить: "Пусть пацан едет, чего тут торчать". Но я уперся всеми четырьмя и не поехал. Мне было страшно ехать одному, и еще я подумал, кто же поможет отцу с мотороллером?

Машина уехала, а мы сидели и ждали. Уже почти стемнело, когда послышался шум мотора мотоцикла, оказалось это Петя, сын дяди Лени, мой двоюродный брат, примчался на отцовском мотоцикле с коляской выручать нас.

Поначалу он даже предложил погрузить мотороллер в коляску. От него исходила какая-то уверенность, и мы успокоились. Было решено, что я поеду с Петей на мотоцикле, а отца с мотороллером подберет машина, которая должна вскоре проезжать. Я не хотел ехать, но Петя меня уговорил. Я сел в коляску, отец дал мне еще сумку с собой, чтобы я прихватил, и мы поехали. Мотоцикл шел по бездорожью легко и свободно. Там где мы не могли проехать на мотороллере из-за грязи, мотоцикл шел как вездеход.

Вскоре мы приехали на 2-е отделение и въехали во двор. Меня послали мыться, потому что я весь был в грязи. Спустя какое-то время приехала машина, и из кузова выгрузили наш мотороллер. Отец сказал, что не рассчитывал на такие дороги. Тетя Мария угостила нас молоком, потом пошла хлопотать насчет ужина. Вскоре приехал с работы дядя Леня, он ездил в дальнюю бригаду на машине. Очень обрадовался, увидев нас с отцом.

Дела пошли веселее. Зарезали барашка, тут же поставили варить мясо - шулюм (мне казалось, что его называли «шульон», я еще подумал, что это производное от слова бульон). Отец стал делать шашлыки. Развели костер, я вовсю помогал возле костра. Потом сели кушать. Отец с дядей Леней выпили за встречу, а я ел обжигающий губы шулюм и думал, что очень вкусно, почему мама такой не варит. Потом я еще долго сидел у костра, смотрел на догорающие угли. Ночь была очень черная, огней в хуторе почти не было, и от этого небо казалось ближе, и звезды казались низко, вот чуть-чуть лестницу подставить, и дотянешься.

Спать меня положили на толстенную пуховую перину и укрыться дали тоже таким пушистым одеялом, что я почти утонул в этой постели. Уснул быстро и безмятежно, устав с дороги.

Наутро чуть свет меня стал будить Саша, второй сын дяди Лени, помладше: "Вставай" – говорит – "молоко пить, мамка подоила корову". Я встал, вышел во двор, поежившись от прохлады. Тетя Мария прогоняла молоко на сепараторе, это такой механизм с ручкой как у мясорубки, а внутри быстро вращающиеся барабаны. Заливают молоко, потом крутят, и из одной лейки текут сливки, а из другой обезжиренное молоко. "Неси кружку" – сказала Саше тетя Мария – "я Сергею налью молока". Она подставила кружку под ту лейку, из которой шли сливки, налила и подала мне – "ты такого молока в городе не попробуешь". А Саша сбегал, принес пиалу с медом и ложку. Я сначала хотел мед на хлеб намазывать, но Саша мне сказал, что они наливают мед прямо в молоко, а хлебом просто закусывают. Я попробовал – мне понравилось.

Попив молока с медом, мы отправились с Сашей на ставок, погнали гусей и уток. Пришли туда, там еще были пацаны, мы стали купаться. Пацаны дивились на мои трусы: "гляди, городской приехал". Сами они носили что-то вроде подштанников, на веревочках. Мы полезли в воду. Ставок был мелкий, вода грязная, но купаться хотелось, потому что день наступал жаркий. Мы немного побултыхались в воде, было интересно наблюдать за деревенскими мальчишками, они так чудно разговаривали. На велосипед говорили "велик", свои названия были и у игр, в которые они играли. Неподалеку от нас плавали гуси и утки. В общем, все было классно.

В обед приехал Петя на мотоцикле, он ездил помогать отцу в поле, и сказал, что это купание ерунда, и что вечером он повезет нас на настоящее озеро, там уж купание, не то, что это болото.

Я глядел во все глаза на эту деревенскую жизнь, так много в ней было чудного и непривычного. Воду набирали в большом цементированном колодце при помощи ворота; на нем была цепь и ведро. Этим ведром черпали воду, потом поднимали и переливали в свое ведро. Надо было хорошо изловчиться, чтобы ведро зачерпнулось полное. У меня долго не получалось, и я поднимал по половине, а то и по трети ведра. Что меня поразило, в колодце жили лягушки, и люди относились к этому спокойно, даже хвалили, что вода от этого лучше. Вода на вкус была немного солоноватой, вообще непривычной. Может еще из-за лягушек; я предпочитал пить молоко. Тетя Мария мне наливала молоко с радостью, хвалила, что я его пью, и все время приговаривала, что в городе такого молока нет.

Вечером приехал Петя, мы сели с ним и с Сашей на мотоцикл, и Петя повез нас на ставок. Там еще были пацаны, постарше. Мы стали купаться, и все поплыли на другой берег. Ставок был не очень большой, но я как-то опасался плыть, потом посмотрел, все поплыли, ну и я тоже. Когда я отплыл порядочно от берега, я оглянулся, и мне показалось, что берег очень далеко. Я испугался и забарахтал руками и ногами. Потом поглядел вперед, на плывущих мальчишек, и поплыл дальше, за ними. Когда вышел на берег, руки и ноги дрожали. Мальчишки стали бегать и играть, потом поплыли обратно, а я обежал ставок по суше, так как не хотел плыть в этот день, и вообще купаться расхотелось.

Вечером дядя Леня сказал, что дождями размыло дамбу, и много рыбы выплеснулось с водой в поле, так что завтра поедем спасать рыбу. Это было очень интересное зрелище, по всему полю были большие лужи, а в них полно рыбы. Мы собирали ее в тазы и отвозили в другой ставок неподалеку, выпускали. Работали и дети и взрослые, они закидывали рыбу в цистерну-поливалку. Разрешали и брать рыбу домой, кто сколько унесет. Мы тоже набрали, и вечером у нас была чудесная уха. А потом еще жарили рыбу, вялили, и даже нам дали с собой.

На другой день дядя Леня повез отца с собой - показать свое хозяйство, а я остался дома и решил покататься на мотороллере. "А что?" – подумал я – "Петька вон на отцовском мотоцикле гоняет, а мне нельзя?" Я выкатил мотороллер на улицу, открыл бензин, завел мотор и, включив скорость, поехал вперед. Пацаны бежали за мной с криком, я был на седьмом небе от счастья. Заехал на пригорок, развернулся и поехал назад. Но в одном месте колесо попало в колею, я завилял и не удержал равновесие. Мотороллер упал на бок, погнув боковой щит, а я исцарапал коленку и больно ударил косточку на ноге. Но вся моя боль куда-то ушла, когда я подумал, что мне теперь будет? Я потихоньку прикатил мотороллер домой, попытался выгнуть щиток, вроде чуть выгнул, подумал, авось отец не заметит. Заметил, но вопреки ожиданиям, ругать меня сильно не стал. Да и дядя Леня вступился: "Хочется ведь пацану прокатиться".

Потом он брал меня на свой мотоцикл, садил впереди себя на бензобак и разрешал управлять. Я сильно дергал газ, и мотоцикл "икал", так как мотор у него был мощный. Я ездил к тому времени на мопеде, и там именно так и нужно было дергать газ, иначе мотор не потянет. А тут - такая махина.

Вечером в клубе было кино, и я тоже пошел смотреть со всеми. Вообще, дома у дяди Лени был телевизор, но в кино идут все, как можно не пойти? Кинозал напоминал летнюю площадку в Пятигорском парке. Кино пришли смотреть все, и взрослые и дети. Пацаны сели впереди прямо на пол. Фильм шел частями, посмотрим минут десять, потом механик включает свет и меняет пленку. Раза два пленка рвалась, но никто не возмущался и не шумел, как у нас в кинотеатрах, здесь отношение к кино было как к какому-то чуду.

Отец уехал домой, а я выпросил разрешения остаться еще на неделю. Дядя Леня сказал, что отправит меня из Ставрополя, куда они собирались ехать за покупками к школе. В общем, уговорил он отца, и я остался. Раз в неделю в село приезжала автолавка, люди сходились отовсюду и нарасхват брали колбасу, селедку, черствый хлеб, хотя сами пекли отличные высокие караваи. Но то ведь городской хлеб, хотя и черствый. Среди пацанов было целое столпотворение, ожидали, что привезут мороженое. Мы собирались на следующей неделе ехать в Ставрополь, и все пацаны нам завидовали, что мы сможем купить там мороженого. Когда я говорил, что могу купить мороженое когда захочу, глаза пацанов светились, они даже не могли в это поверить. По здешним понятиям это было сродни чуду. Я привыкал к деревенской еде, к молоку с медом, а когда тетя Мария угощала только что выпеченным хлебом, это было вообще как в сказке. "И чего хорошего в этом мороженом и лимонаде?" – думал я – "так, ничего особенного".

Дядя Леня набрал целый ящик лимонада, когда приезжала автолавка, и Саша, да и Петя, частенько таскали его, а тетя Мария на них шумела. Как-то я стал рассматривать пузырьки с одеколоном, и мне показался интересным один из них - бриллиантин - это была жидкость для волос. Я понюхал ее, запах мне понравился. Потом я стал причесываться и смазывать волосы этой жидкостью. Мне казалось, что я становился очень модным. Я даже еще после приезда домой выпросил у мамы 57 копеек и купил пузырек бриллиантина.

По телевизору передавали чемпионат мира по футболу. Это были пробные передачи из Москвы, а вообще чемпионат проходил в Англии, на стадионе Уэмбли. Матчи начинались поздно, качество было очень плохое, едва можно было различить игроков и мяч, но люди собирались к телевизорам по всему селу - смотреть чемпионат мира. Финал я уже не посмотрел, так как уехал в Пятигорск и отвлекся на другие занятия. Да и к школе уже заставляли готовиться. Петя должен был поехать со мной, я хотел, чтобы он поехал, да и дядя Леня был не против, говорил: - "вот закончим дела - отпущу Петра на недельку в Пятигорск". Но тут произошло одно событие, которое перевернуло эти планы. К тете Марии приехала какая-то женщина с девчонкой, девчонка была возрастом года на три старше меня. Они поселились в доме, в соседней комнате, и рассчитывали пробыть около недели. Девчонка задирала нос передо мной и перед Сашей, а нам до нее и дела не было.

Но вот однажды, когда мы все смотрели футбол, я вдруг обнаружил, что Пети нет рядом. Я вышел во двор и увидел, как они сидели с этой девчонкой, он что-то говорил, а она смеялась. Я не обратил на это особого внимания, но потом, когда подошел день, что мы должны были ехать, Петя стал отказываться и мне сказал по секрету, что поедет к этой девчонке на хутор. Ну, я, конечно, расстроился, рассердился на него: а еще брат называется! Но делать было нечего.

Наступил день отъезда. Мы долго ехали на грузовике, потом на автобусе в Ставрополь. Там дядя Леня отвез меня на автовокзал, оказалось, что автобус на Пятигорск ушел, а следующий аж через три часа. Он повел меня на стоянку такси и посадил в машину, которая шла в Пятигорск. Заплатил 5 рублей, автобусом стоило 3-70. Вот так на Волге, с ветерком, я через два с половиной часа был в Пятигорске. Вышел у Рассвета и пошел домой, окончив свое небольшое деревенское путешествие.


Рецензии