I-5-4. Иеремия - скорбящий пророк Иерусалима

               
                «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве,
                Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы,               
                Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя.
                Я вложил слова Мои в уста твои».     Иер. 1:5,9.


                Иеремия переводится как «Бог возвышает». Он был призван на служение совсем молодым и пророчествовал 40 лет при последних пяти правителях Иудейского царства, завершив второй пророческий период. Он происходил из священнического рода и был старшим над всеми пророкам второго периода. Бог предупредил Иеремию о трудностях его служения, но и обещал поддержку.

«Я поставил тебя … против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли сей. Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя». 1:19.

                Через пророка Иеремию Бог напоминал народу Своему о благословениях, которыми Он одаривал их, но они не сумели этим воспользоваться. И вот пришли к такому состоянию, что от единого царства Соломона у них остался фактически один город Иерусалим, где сосредоточились в основном потомки Иуды.

«Я ввел вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами ее и добром ее; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Мое сделали мерзостью. Переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает. Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего, и страха Моего нет в тебе». 2: 7,11-12, 19.

                Бог сравнивает два израильских царства с двумя блудными сестрами, и говорит каждой отдельно: «Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: "я не согрешила". …И не обратилась ко Мне всем сердцем своим, а только притворно». 2:35; 3:10.
 
                С точки зрения современного читателя, книга Иеремии перенасыщена повторениями. Но какое многообразие образов, приемов и форм эмоционального воздействия на людей того времени использует Иеремия. Возможно, кого-то смутит хронологическая непоследовательность изложения. Но следует учитывать технологические возможности того времени в распространении текстов и в собирании их в библейский сборник. 25-я глава книги через упоминание царя Иосии связана с третьей главой, и в ней, по сути, изложено  основное содержание пророчества Иеремии.

«Господь посылал к вам всех рабов Своих, пророков, с раннего утра посылал, - и вы не слушали и не приклоняли уха своего, чтобы слушать. Вам говорили: "обратитесь каждый от злого пути своего и от злых дел своих и живите на земле, которую Господь дал вам и отцам вашим из века в век; и не ходите во след иных богов, чтобы служить им и поклоняться им, и не прогневляйте Меня делами рук своих, и не сделаю вам зла ". Но вы не слушали Меня, говорит Господь, прогневляя Меня делами рук своих, на зло самим себе. Посему так говорит Господь Саваоф: за то, что вы не слушали слов Моих, вот, Я пошлю и возьму все племена северные, говорит Господь.  И пошлю к Навуходоносору, царю Вавилонскому, рабу Моему, и приведу их на землю сию и на жителей ее и на все окрестные народы; и совершенно истреблю их и сделаю их ужасом и посмеянием и вечным запустением. …И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить царю Вавилонскому семьдесят лет. И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. И совершу над тою землею все слова Мои, которые Я произнес на нее, все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы. Ибо и их поработят многочисленные народы и цари великие; и Я воздам им по их поступкам и по делам рук их». 25:4-9, 11-13.
 
                Подробности же этого пророчества будут описаны в последних главах книги. Ход истории и археология подтверждают исполнение этого пророчества Бога.

                Идолопоклонство евреев достигло уже стадии фанатизма, и разумные увещевания ничего не могли изменить. Я думаю, что Бог дал нам хороший урок того, что без изменения духовной природы человека, одними уговорами, упреками и угрозами, невозможно побудить его на разумные, даже для его блага, поступки и действия. Поэтому Бог допускал для избранного народа суровые испытания за их своеволие. Книга Иеремии, как и весь Ветхий завет, наполнена картинами греховной жизни народов. И меня это только укрепило в понимании того, что человеку в безбожном мире трудно устоять от греховных соблазнов, если его духовная природа не «укреплена» Духом Божиим.
 
«Так говорит Господь Саваоф: рубите дерева и делайте насыпь против Иерусалима: этот город должен быть наказан; в нем всякое угнетение. Как источник извергает из себя воду, так он источает из себя зло: в нем слышно насилие и грабительство, пред лицем Моим всегда обиды и раны. Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась от тебя, чтоб Я не сделал тебя пустынею, землею необитаемою». 6:6-8.

«Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться.  И сказал я сам в себе: это, может быть, бедняки; они глупы, потому что не знают пути Господня, закона Бога своего; пойду я к знатным и поговорю с ними, ибо они знают путь Господень, закон Бога своего. Но и они все сокрушили ярмо, расторгли узы». 5:3-5.

«Ибо между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей. Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это». 5:26.
«И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада». 25:35.

«Я сотворил землю…  И ныне Я отдаю все земли сии в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, раба Моего, и даже зверей полевых отдаю ему на служение. И все народы будут служить ему и сыну его и сыну сына его, доколе не придет время и его земле и ему самому». 27: 5-7.

                За послушание этому волеизъявлению Бог обещал Своему народу: «В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим». 3:18. Пророк Иеремия убеждал в этом послушании и последнего иудейского царя.

«И Седекии я говорил всеми сими словами и сказал: подклоните выю свою под ярмо царя Вавилонского и служите ему и народу его, и будете живы.  Зачем умирать тебе и народу твоему от меча, голода и моровой язвы, как изрек Господь о том народе, который не будет служить царю Вавилонскому? И не слушайте слов пророков, которые говорят вам: "не будете служить царю Вавилонскому "; ибо они пророчествуют вам ложь. Я не посылал их, говорит Господь; и они ложно пророчествуют именем Моим, чтоб Я изгнал вас и чтобы вы погибли. И священникам и всему народу сему я говорил: так говорит Господь: не слушайте слов пророков ваших, которые пророчествуют вам и говорят: "вот, скоро возвращены будут из Вавилона сосуды дома Господня "; ибо они пророчествуют вам ложь.
Не слушайте их, служите царю Вавилонскому и живите; зачем доводить город сей до опустошения? О сосудах, оставшихся в доме Господнем и в доме царя Иудейского и в Иерусалиме, так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев: они будут отнесены в Вавилон и там останутся до того дня, когда Я посещу их, говорит Господь, и выведу их и возвращу их на место сие».27:12-21-22.

                Иудеи не верили Иеремии, называли предателем и хотели уничтожить его, но Бог обещал хранить пророка. Вспомнилось, что такая же участь постигла и Иосифа Флавия, когда он, участник начавшейся иудейской войны с римлянами, после ранения неожиданно перешел на сторону римлян и тоже стал уговаривать своих братьев подчиниться римлянам, чтобы не дать разрушить Иерусалим и Храм и самих себя сохранить. Видимо, Бог являлся ему, когда он лежал раненый в плену. Его тоже называли предателем, не зная, как много он сделал для евреев, служа римлянам. Но только Бог будет судить всех нас в Свое время.

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам его».17:9-10.

«Походите по улицам Иерусалима, и посмотрите, и разведайте, и поищите на площадях его, не найдете ли человека, нет ли соблюдающего правду, ищущего истины? Я пощадил бы Иерусалим». 5:1.

                По молитвам пророков евреям удалось сохранять в своих руках Иерусалим в течение 20 лет: от первого грабежа вавилонянами храма Соломона и до окончательного уничтожения города. Часть населения последним этапом уведена в вавилонский плен.  В это время Иеремия был заключен в темнице у царя Седекии за неугодные тому пророчества.  Его освободил вавилонский военачальник Навузардан и предложил на выбор: хорошую жизнь в Вавилоне под своим попечительством  или - «Вот, вся земля перед тобою; куда тебе угодно, и куда нравится идти, туда и иди». 40:4.
 
                В Иерусалиме оставались не значимые для Вавилона иудеи, они намерены были спасаться в Египте. Через Иеремию Бог предупредил их: «К вам, остаток Иуды, изрек Господь: "не ходите в Египет "; твердо знайте, что я ныне предостерегал вас». 42:19.  Но они не поверили пророку,  и он вынужден был идти с ними в Египет. Господь и там говорил им через Иеремию.
 
«Никто не избежит и не уцелеет из остатка Иудеев, пришедших в землю Египетскую, чтобы пожить там и потом возвратиться в землю Иудейскую, куда они всею душою желают возвратиться, чтобы жить там.  Никто не возвратится, кроме тех, которые убегут оттуда. И вот вам знамение, говорит Господь, что Я посещу вас на сем месте, чтобы вы знали, что сбудутся слова Мои о вас на погибель вам». 44:14,29.
 
                Но иудеи, продолжавшие кадить египетским богам, отказались слушать пророка. И все-таки, покорив Египет силой Вавилона, Господь пощадил и этот остаток  народа: «Посрамлена дочь Египта, предана в руки народа северного. Ты же не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя».46:24, 27-28.

                Последние главы книги описывают пророчество о гибели Вавилона. Это было записано за семь лет до свершения, но как реальны картины гибели мировой империи! (51:59-64).

                Но еще задолго до этого Господь дал пророчество Иеремии о спасении из вавилонского плена остатка народа Своего.

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем пленникам, которых Я переселил из Иерусалима в Вавилон.  Стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей; и сыновьям своим берите жен и дочерей своих отдавайте в замужество, чтобы они рождали сыновей и дочерей, и размножайтесь там, а не умаляйтесь.
И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир. Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду. И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;  и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим». 29:4-7, 11-13.

«Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа ", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более». 31:31,33-34.

«В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: "Господь оправдание наше!"  Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, 33:15-17.

                И это пророчество сбылось: около 600 лет сохранялось такое духовное состояние в народе Божием,  до окончательного их изгнания из Иудеи, после разрушения храма и Иерусалима римлянами.  Видимо, забыли иудеи высказанное Богом добавление-предупреждение:  «Если сии уставы перестанут действовать предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом предо Мною навсегда». 31:36.
 http://proza.ru/2014/03/19/1719


Рецензии
"Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его; все друзья его изменили ему, сделались врагами ему." "Плач Иеремии,ч.1, ст.2
О чём Иеремии плач?-
а всё о том же, всё о том,
о том, что меч занёс палач,
что всадник хлещется кнутом.

А мы лишь только прах и сор-
из под копыт чужих коней...
и - Навуходоносор
над нами - до скончанья дней.

Халдеи входят в Иудею-
какой же нам извлечь урок?
И восклицает : "Кто я?!Где я?!"
в темницу брошенный пророк.

Ну а чего ещё ты ждал,
петиций жалящих податель,
в которых ты предупреждал,
ну а тебе в ответ :"Предатель!"

На шею ты взвалил ярмо
ужасной правды предсказанье,
ну а тебе -на лоб клеймо:
"Заслуживает наказанья!"

"Иерусалим падет!" -орал
царю, мол, это божий глас,
но Бог зачем-то покарал
тебя, а не всех, грешных, нас!"

"Язык его, как помело!
Не ведает -о чём вещает,
нас завоюет Вавилон
в пророчествах он обещает!"

"Ну как же так?Сдаваться в плен!-
советует! Вот ведь пустое!
Тогда мы точно -прах и тлен-
и ничего уже не стоим!"

"Анания ж- за праотцов,
и молвит:"Фараон поможет!"
"Зачем поносит он жрецов?"
"Зачем царя он грязью мажет!"

"В святилище разбил горшок,
и жалил словом, как оса...
Он возомнил,что он пророк
почище самого Исайи!"

...Сбылось. С колодкою на вые-
царь Иудеи, взятый в плен...
А следом иудейка воет,
и в храме Бога - прах и тлен.

И зноем солнечным палимы-
все дети , все мужья, все жёны...
А за спиной - Иерусалим
чадит , как жертва всесожженья.
© Copyright: Юрий Николаевич Горбачев 2, 2023

Юрий Николаевич Горбачев 2   29.11.2023 11:05     Заявить о нарушении
Юрий Николаевич, спасибо, что доверили мне своё творчество, но я его не смогу оценить. Слово Божье воспринимаю только в жанре размышления.
Поэзию способна воспринимать только как ЛИЧНОСТНОЕ переживание реального мира.
Да вдохновляет вас Дух Божий!
С уважением - Екатерина Яковлевна

Екатерина Истоомина 2   29.11.2023 23:50   Заявить о нарушении
Дело не в оценках, а в живом восприятии.Если вас интересует не только древняя, но и современная литература, опирающаяся на древние тексты-добро пожаловать а мою страницу.

Юрий Николаевич Горбачев 2   30.11.2023 00:02   Заявить о нарушении