Сто лет квадрату Малевича

За три года до распада СССР сподобились явить на свет божий перед очами советских людей то, что долго томилось в запасниках музеев – «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Это самая известная картина не только в русском искусстве, но и всех времён и народов.

Пребывая в Москве в то время, я никак не мог пройти мимо того, чтобы самолично лицезреть этот шедевр. Названную картину выставили в филиале Третьяковки у Крымского моста. Как крымчанину это было мне особенно приятно. Затаив дыхание, с трепетом от волнения я приблизился к картине. И не поверил своим глазам. В красивой рамке размером 60х60 сантиметров на белом фоне был изображён тусклый чёрный квадрат. И ВСЁ! Мои мысли запутались, и я почувствовал себя полным профаном в живописи. Краем глаза смотрел на других посетителей музея, и не увидел у них радостного восторга.

Спешить мне было некуда, поэтому я расположился вблизи картины, чтобы послушать умных людей. А их вполне хватало. Каждые пять-десять минут гиды подводили группы. Какой словесной шелухи я наслушался, повторять не буду, но её было более чем достаточно!

Последний мазок на прославленную картину был нанесён художником 17 марта 1914 года в 12 часов 30 минут. Это установил последний сверхточный радиоуглеродный анализ. Правда, после этого художник несколько затемнил углы, но это не имеет никакого значения. Стало быть, у картины сейчас столетний юбилей.

В начале минувшего века пышным цветом расцвели многие виды искусства. Все направления получили модные названия на «-измы». Талантливый Казимир решил тоже отличиться и для этого придумал «супрематизм». Что это такое? Вы не знаете? И правильно делаете.

Однажды художник расписывал задник декорации, но перед этим решил покрасить табуретку чёрной краской. Уставши, он сладко потянулся и случайно задел ногой табуретку. Она опрокинулась, и на белом фоне полотна отпечатался чёрный квадрат с дырочкой. Малевич был человеком прагматичным, подправил дефекты, вырезал отпечаток и приспособил его в рамку. Если вы подумали, что художник узрел в этом будущий шедевр, то жестоко ошибаетесь. Он просто отнёс художество в чулан.

Когда друзья Казика в 1915 году устроили художественную выставку, то им нечем было заполнить пустоту в углу. Желая пошутить, он притащил свой запылённый «шедевр». Неожиданно вещица произвела настоящий фурор. Мнения ценителей живописи разделились на прямо противоположные: от вознесения до небес до ниспровержения ниже плинтуса. Сошлись на том, что это можно условно назвать картиной.

- Как ты хочешь назвать картину? – спрашивают автора.
- Четырёхугольник.
- Тупо, глупо и не эстетично.
- А как?
- Назови квадратом,
- А чёрным можно?
- Дуй!

Вот так и возник «Чёрный квадрат» - тёмная вершина супрематизма.

На волне неслыханного успеха Малевич сварганил ещё четыре варианта неподражаемой картины, не считая многочисленных авторских повторений. И это только чёрных.

Неутомимый супрематист не успокоился и создал новые квадраты, на этот раз красный и белый. Шокированная публика допытывалась у гения: что означают сии квадраты?

Немного поломавшись, Казимир поведал, что он имел в виду.

«Чёрный» квадрат представляет взгляд из земли. А ведь верно, если кто уже под землёй, то кроме чёрных квадратов видеть ничего не может.

«Красный» квадрат – не что иное как «живописный реализм крестьянки в двух измерениях». Вы видели где-нибудь крестьянку в двух измерениях, а не в трёх как обычно? Я - нет. Скажу более того: сколько глядел на картину, но никакой, ни красной, ни розовой крестьянки не обнаружил. Впоследствии художник назвал «красный» квадрат силой революции, что очень было политкорректно.

«Белый» квадрат по мысли Малевича был чистым действием. Скажи он, что это белое движение, и его песенка была бы спета.

Сейчас в Третьяковке экспонируются все квадраты, из них два чёрных.

Интересный и малоизвестный факт: эти бесценные квадратные картины постоянно крадут, причём всякий раз в смену ночного сторожа по фамилии Маляревич. Естественно, он давно попал под подозрение, но доказать ничего не могли. А всё дело в том, что негодник научился ловко подделывать картины. Заметит сторож, что картину украли, отрезает кусок полотна, накладывает на него трафарет и накатывает тонкий слой импортной чёрной краски. К утру краска высыхает, служитель музея вывешивает картину, и никто не замечает, что она - очередная подделка. А к тому же стервец научился подделывать подпись Малевича (благо, что у него похожая фамилия). Но и это не всё. Сторож наловчился делать и пиратские копии на продажу богатым коллекционерам. Так что дело Малевича в надёжных руках, а Россия скоро обогатится ещё одним миллиардером.

В общем, полный квадрат!

В чём состоит загадка «Чёрного квадрата»? На чём основана широкая известность картины и высокая оценка искусствоведов? Есть мнение, что эта картина расширила границы искусства. И в этом заслуга русского и украинского художника Казимира Малевича.

Дорогие друзья! Единодушно отметим столетний юбилей эпохального шедевра! Только маленькое замечание: следует выдержать стиль и наливать водку из квадратных бутылок в квадратные стопки.

Ещё о "Чёрном квадрате": http://www.proza.ru/2016/02/09/904

Картинка из Интернета


Рецензии
Очень хорошо сделана миниатюра. Сначала вроде как серьезное допущение, преддверие умного разговора, а потом смешно. Потом опять серьезно: даты, юбилеи, радиоуглеродный анализ - и опять смешно.

Начало XX века вообще было какое-то странное. В литературе тоже был аналог такого искусства. Алексей Крученых экспериментировал так:

гб, грыбата, грыбура, жыр, маг, арбуз, канкф, суд, полотенце.

Это я взял из его книжки. Где суд, а где полотенце. Слава богу, вроде бы сегодня это уже никого не удивляет. Такая грыбура, несомненно, есть и сейчас, я сам видел нечто подобное здесь, но до книжных магазинов даже через сто лет, думаю, не дойдет.

Владимир Еремин   19.10.2019 09:05     Заявить о нарушении
Смешное должно выдаваться дозированно, иначе оно быстро приедается.
"Квадрат" Малевича - это очень смешно, но иные говорят и пишут о нём с весьма серьёзным видом.
Нет, я - не Кручёных! Я - другой!...

Спасибо, Владимир, за добрый ответ!
Между прочим, у меня был приятель, которого звали Владимир Ерёмин.

Олег Маляренко   19.10.2019 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 39 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.