Эзоп Последняя легенда Глава 7 Последний выход

  Так или иначе,все планы Ксанфа рухнули, но в любом случае, он покидал Эзопа
с чувством выполненного долга и это действительно было так; Ксанф сделал все,
чтобы спасти учителя и даже больше, все дальнейшие действия были бесполезны,
так как, Эзоп в данной ситуации, уже сделал выбор и, к сожалению, не в пользу
жизни.
   Прощались они как самые близкие люди.
  - Прости меня,Ксанф, я мог бы дать тебе больше, но не получилось, - виновато
говорил Эзоп уходящему Ксанфу.
   А Ксанф, уходя обернулся и сказал: "Ты как всегда прав, учитель, но ты
все-таки, недооценил меня - я получил несоизмеримо больше и главное, что я
это знаю; все эти философские камни, это ничто; ты освятил собой  мою дорогу
к истине, а вот пойду ли я по ней, или не пойду, это уже не от тебя зависит;
кроме меня, этот вопрос уже никто не решит"

   Режиссер кричит, - Стоп! Стоп я сказал! - так, Ксанф, последнюю реплику,
перед уходом, ты должен говорить не громко, но уверенно и так уверенно,
чтобы ни у кого не было сомнения в правильности того, что ты говоришь. Здесь
должна быть твоя безукоризненность в голосе и тихая уверенность, в других
репликах ты можешь сомневаться,а в этой должно быть видно, что ты узнал - где
истина, но еще не решил, пойдешь ты к ней или нет. А ты, Эзоп, после твоего
извинения, когда Ксанф уходит и говорит, ты должен быть недвижим, как скала,
ты же гений, а гений лишних движений не делает и абсолютно спокойно
принимает все, что говорится в его адрес и все, что происходит вокруг него.
  - Где мастер света? - кричит режиссер, - после реплики с извинением, Эзоп
должен быть освещен дополнительной подсветкой, в контражуре, почему нет
подсветки?!
  - Батарейки сели, Виктор Николаевич, - слышится издалека голос мастера
света, - дистанционный включатель не сработал.
 - Еще пару таких срывов на генеральной репетиции и ты будешь уволен,
батарейки у него сели, работнички называются.
   Так, теперь, Эзоп, еще раз повторяю, после того, как Ксанф уходит, ты,
Эзоп, остаешься недвижим и сразу переходим к диалогу с незнакомцем.
  - Незнакомец готов? - кричит режиссер.
  - Готов, Виктор Николаевич.
  - Так, незнакомец, выходи. А ты, Эзоп, начинай диалог.



 - Кто здесь? Это опять ты - хозяин пороков человеческих, зачем пришел?
 - Грубо, грубо, Эзоп,  философ не должен быть таким..., на моих качествах
держится весь мир, а твои обречены. Ну так, как, ты готов?
 - Скажите пожалуйста, он видите ли, решил выяснить - готов я или нет!?
Хитрец, обозначил бы сразу цель своего визита!
 - Может, все-таки, передумаешь?
 - Вот, вот, то, ради чего ты пришел, с этого надо было и начинать.
Нет, не передумаю.
 - Что вы за порода такая? Бьешь вас, бьешь, убиваешь вас, убиваешь, а вы
снова появляетесь и на своем стоите. Зачем тебе это надо? Ты же, все-равно,
боишься смерти.
 - А кто ее не боится, разве что, сумасшедший.
 - Так ты и есть сумасшедший. Хочешь, я тебя сделаю бесстрашным?
 - Да нет, спасибо, от тебя мне ничего не надо, я уж, как-нибудь, со своими
страхами доживу.
 - Да тебе жить то осталось, всего ничего.
 - Все, что осталось, все мое, а ты что, и это хочешь у меня отнять?
 - Ой, ну не надо красивых жестов, Эзоп. Не я тебя буду убивать - они,
то-есть, люди: те, которым ты служишь, те, которых ты учишь, те, ради
которых ты жил, они тебя будут убивать и не просто убивать, а еще и
демонстрировать это убийство. - Незнакомец подошел к окну, - вон слышишь
голоса?  Вот они - первые зрители трагедии под названием "Казнь Эзопа",
и этот "зал" сегодня будет переполнен. И вот с "этими", ты собираешься
перед казнью, о чем то говорить?!
 - Собираюсь.
 - Сумасшедший, ненормальный, ты не вписываешься в общество, в котором ты
живешь. Такие, как ты, всегда будут изгоями, правильно они сделают, когда
сбросят тебя со скалы.
 - Это не они: по природе, они совершенно другие, они не виноваты, это ты
их сделал такими. Уходи, ты мне надоел.
 - От  куда вы беретесь, сумасшедшие идиоты?

 Голос режиссера, - Стоп, стоп, так, все хорошо, после этого свет
постепенно гаснет до полной темноты. И после этого, переходим к следующей
сцене - последнее слово Эзопа перед казнью.




   Что поделать? Такой уж я нетерпеливый - постоянно перескакиваю с одной
сцены в другую, раз уж взялся за перо, надо же как то, оправдывать свою
деятельность. В любом случае, как бы я не вползал в эту современную
литературу, вряд ли я буду ощущать себя каким то - современным писателем.
Это они - мысли, которые лезут в голову, они во всем виноваты, впрочем, и
не только они, а скорей всего моя обязанность быть человеком. И сколько
бы мне не доказывали, что я - от части животное, подверженное всевозможным
инстинктам и другим формам психологии всех живых существ, все-равно, я
буду утверждать, что я человек, а это на много больше, конечно не больше
чем образ Божий.
   Ну что, человек, ты готов закончить это повествование? И ты что,
действительно разговаривал с Эзопом, или это так - фарс?
   Не знаю, не знаю, я не уполномочен отвечать на эти вопросы, знаю только
одно, все это не впустую, не из пустоты и не просто так - ради красивого
словца, ну, а давать излишний комментарий не вижу смысла. Любой излишний
комментарий - очень даже глуп сам по себе. 
  Ну что, Эзоп, последняя легенда? Кстати, почему последняя легенда?
  Наверно потому, что я отстаиваю не только свою собственную позицию, но и
позицию моей веры, без которой нет жизни, а значит с моей позиции, эта
вера и есть жизнь и это не примитивный тупой фанатизм, это моя жизнь или
мое понимание жизни. И не литературным критикам и прочим литературоведам
об этом судить, судить будет истина. Вот почему последняя легенда, потому,
что, в понимании моей православной веры, другой легенды, где философ во главу
угла ставит добродетель, не существует. Я имею ввиду, основу легенды, все
остальные детали, имеют уже меньшее значение, хотя тоже не мало важны.

  Ну а ты - мысль, довольна? Молчишь, значит довольна, вообще то, я несколько
раз в мыслях порывался тебя сжечь, но не смог - рукописи не горят, а в
прочем, какая ты рукопись? Процентов десять я ручкой писал, остальное на
клавиатуре компьютера, не сжигать же компьютер, хотя он стоит того. Но
ничего, компьютер мы сжигать не будем; Божьи семена, вопреки всему, и на
вражеских полях растут.

   Ну да ладно, Эзопа спрашивать не буду, в любом случае, эта легенда
останется легендой. Я думаю, мой читатель, лучше будет, если словами Эзопа
будет заканчиваться мое повествование. Эзоп вполне мог так сказать, тут
я отошел от "жизнеописания Эзопа" и выставил свою версию, оклеветанного
невинно убиенного философа, который был недалек от истины и всю свою жизнь
в меру сил служил ей.
   Здесь еще, видимо, сработал мой русский национальный характер, давая
оценку, уверяю вас господа, Эзоп иногда груб и в то же время, тонок,
чрезмерно прост, и в то же время, сложен, а глубина его мысли бесконечна...
Я даже по русски,переигрывал, когда беседовал с ним,- сволочь, - говорю, -
ты, Эзоп, сколько времени я из за тебя потерял, может вообще вся эта писанина
в стол уйдет, а он смеется: "Пиши, Петрович, пиши и смотри Ксанфа не
обижай, он хоть и рабовладелец, но, все-равно, в числе моих учеников, наше
дело сеять,  а взойдет или похищено будет, не наше дело"

   Как это все по русски - сплясать от души, не задумываясь, что выглядит
эта пляска, как какой-нибудь идиотизм, а потом выясняется, что этот идиотизм
- очень даже, серьезнейшая вещь, даже если над этой вещью смеются и
издеваются. Я ведь прав, Эзоп? Молчишь философ, значит прав. Не твои ли
слова: "Я смешон, да я очень смешон, но если б вы знали, как я серьезен,
когда я смешон"

   Виктор Николаевич, пауза затягивается, - кричит помощник режиссера.
   Знаю, знаю, - отвечает режиссер постановщик, - так все готовы?!
Медленно включаем свет, медленно открывается дверь, Эзоп, выходи! Медленно
иди, смотри наверх, выходи на середину! Медленно иди на меня - на зрителя,
ближе, ближе, еще ближе. Эзоп, зрительный зал - это Дельфийцы, жители города
Дельфы, которые пришли послушать твою предсмертную речь перед казнью и
посмотреть на твою казнь, ты говоришь Дельфийцам, то-есть - зрительному
залу, лобового света не будет, будет боковой свет, жестикулируй и
разговаривай с Дельфийцами - со зрительным залом! Шум моря, звуки чаек,
звуки толпы, постепенно угасают, полная тишина, усильте правый боковой
свет на Эзопа! Так хорошо, хорошо, все. Эзоп, начинай!

   О великие боги! Как много народу тут собралось. Сидели бы дома, отдыхали,
а нет, надо же, все пришли, разве можно пропустить казнь Эзопа? А вы что,
думаете я просто так вас  всех тут собрал, просто так ничего не бывает.
Сколько раз вы слышали мои басни, в которых все так просто сказано. Да, я
иногда был груб, но я высмеивал не вас, а ваши пороки и делал я это только
с одной целью, чтобы вы стали немного чище, чтобы вы не верили тому, что
видите, а больше верили тому, что скрыто за тем, что вы видите. А ведь
многие из вас поверили, что Эзоп стал вором.
   Так было до меня и так будет после меня, вы будете продолжать верить
своим глазам больше, чем истине, вам ваше зрение дороже, оно ведь ближе к
вашему наслаждению, зачем напрягаться и читать между строк, когда строчки
лжи уже написаны и легче читаются.
   А ведь вы могли бы стать другими, но в большинстве своем, не хотите,
вам так легче спится и живется.

   Голос режиссера, - Стоп, стоп! - так, Эзоп, хорошо, хорошо идет, теперь
повернись налево, там тоже Дельфийцы, будешь говорить им и указательным
пальцем показывать на зрительный зал. Все, полная тишина, Эзоп, продолжай
говори.
  - А я догадываюсь, что ваших детей, внуков и правнуков, наверняка будут
продолжать обманывать, так же как и вас, наверняка найдутся талантливые
лидеры,которые поставят свободу во главу угла. Они будут говорить вашим
дальним потомкам - Эзоп, осуждая рабство, принял смерть свободного
человека, пошел на смерть во имя свободы.
  Но ведь это же не правда! Вернее - это извращенная правда, а это еще хуже.
И ваши потомки будут жевать эту отравленную правду, пока не задохнутся ею.
   Рано ли, поздно ли, вы придете к истине, в противном случае, она придет
к вам и даже если вы ее узнаете, вряд ли она узнает вас - ибо в чистую воду грязную, взятую из канализации не вливают. Ну да ладно господа, что то я задержался тут
у вас и замучил вас своими нравоучениями. Что делать, если для вас правдой
является то, что вам предъявляют ваши лидеры. Смотрите и слушайте, если
смотреть, слушать и думать для вас единственный способ познания истины. А
ведь истина, где то рядом - на много ближе, чем вы думаете.

   Голос режиссера, - так, Эзоп, хорошо, хорошо. Теперь повернись к зрителю
спиной и обращайся к богу Аполлону, ну не совсем спиной, чуть, чуть под
углом. Полная тишина! Эзоп, начинай.

   О великий бог Аполлон, все знают тебя, как родоначальника света,
покровителя муз и карателя преступников! Ты же видишь, как люди карают
мелких преступников, тем самым оберегая более крупных воров и клеветников.
Ты же видишь, что Эзоп не виновен, если сейчас ты это не сделал, я надеюсь,
что ты когда-нибудь, все-таки, покараешь истинных преступников.
  Эзоп вытащил из сумы свиток и поднял его вверх.
 - К тебе сейчас, в присутствии множества народу и свидетелей, обращаюсь я -
 Эзоп, не тот Эзоп - который раб, а тот, который свободный человек. Вот
документ, подтверждающий мою свободу,я мог бы утаить этот документ от людей,
чтобы остаться в живых, но я этого не сделал, я это делаю не для себя,
Эзоп мне дорог, но истина дороже.

   Эзоп передает свиток жрецам, жрецы читают свиток, положительно кивают
головой. Главный жрец объявляет приговор, - вы, Эзоп, как свободный человек
и как преступник, будете казнены, место казни - пропасть, откуда вы будете
сброшены.
   Эзоп громко спрашивает жрецов: "Так покажите мне пропасть для
свободных людей, я сам туда войду"
   Жрецы вежливо улыбаясь, один за другим, по мере движения Эзопа,
показывают ему дорогу, Эзоп медленно - как будто во тьме, спотыкаясь
идет, свет на сцене постепенно, по мере удаления Эзопа гаснет и Эзоп
исчезает во тьме.   

 
   
   
 


Рецензии
Мне понравилось твоё хулиганство.Извини,что долго читал,жена сильно болеет.
Да,кстати,поставить на сцене можно абсалютно всё.Расставить акценты,выстроить мизансцены и вперёд.Ещё,сделай из хулиганства пьесу и вперёд...

Валины Сказки   05.11.2020 23:44     Заявить о нарушении
Спасибо за подсказку. Периодически собираюсь доработать. В отдельных местах слишком коротко - можно в несколько раз увеличить, не повторяя то, что известно об Эзопе в театральных кругах и в кинематографии.

Осипов Виктор Петрович   15.03.2017 18:45   Заявить о нарушении
Ну а самому ставить не сцене ? С моей нищетой это невозможно. Пока буду продолжать раскрывать Эзопа с сегодняшней позиции.

Осипов Виктор Петрович   15.03.2017 19:58   Заявить о нарушении