Шурка Свечкарев

               
       Об Александре Ивановиче Свечкареве в нашей семье часто рассказывала мама.
       Присутствовавший при этом отец обычно дополнял ее воспоминания своими подробностями и все удивлялся, как самый спокойный и  тихий в поселке парень мог стать Героем Советского Союза.               
       Александр Иванович, или Шурка, как звали его родители, учился с мамой в одном классе и приходился  ей каким-то дальним родственником.
       В отличие от других шахтерских ребят и особенно отца, который был заводилой среди местной шпаны, и постоянно с кем - нибудь дрался, он все свободное время проводил с книгой. А еще с первого класса ухаживал за моей мамой, ненавязчиво и серьезно. Их так и звали в школе «жених и невеста».
       Отца мама, учившаяся тогда в младших классах, как и другие дети, побаивалась. Стоило ему появиться во дворе школы, которую он посещал когда вздумается, как ребятня с криками - тикайте, «Бабуся» идет,- разбегалась, кто - куда.
       Не убегал только Шурка, за что неизменно получал по шее.
       В середине шестидесятых, приехав в очередной отпуск к родителям, Александр Иванович зашел к нам в гости. В то время он был уже профессором и заведовал кафедрой в Харьковском юридическом институте.
       Вскоре во дворе под яблоней был накрыт стол, пришел брат мамы, - друг детства Александра Ивановича и, вспоминая молодые годы, вся компания засиделась  до вечера.
      Помогая матери, я, то спускался в погреб за какими-то соленьями, то приносил из дому семейный альбом с фотографиями их соучеников, то менял пластинки на радиоле и одновременно слушал   разговор взрослых.
      Как водится, на каком-то этапе, все мужчины, прошедшие фронт, заговорили о войне. Стали вспоминать те дни и своих, не вернувшихся с войны  одноклассников.
      Статистика оказалась не утешительной. Большинство ребят погибли. Отец плеснул в стаканы водки, и присутствующие  помянули друзей. Затем закурили и надолго замолчали.
      - Шура, а ты бы рассказал нам, за что тогда получил звание Героя,- желая по видимому разрядить обстановку, обратилась мама к Александру Ивановичу.
      - Ты знаешь, Надя, я и сам до сих пор не знаю. Подвигов никаких не совершал. В 1943 году, когда  форсировали Днепр, мне с ребятами удалось одному из первых переправиться на вражеский берег. Там постреляли немного, а в 1944 году дали это звание.
      - Ну, ладно, Шурка, «не совершал», зря такие награды тогда не давали, темнишь ты, как всегда, -   переглянулись отец с дядей...
      Прошло время.
      Дядя Шура к нам больше не приезжал. Но встречу ту, я запомнил.
      В 1985 году, когда я вернулся в Донбасс и переквалифицировался в прокуроры, у меня работала старшим следователем  Валентина Свечкарева - невестка Александра Ивановича,  и несколько раз передавала приветы от свекра, который обещал заехать к  нам на службу. Работали и трое его выпускников - Николай Марусев, Игорь Козьяков и Виктор Сандыга, двое из которых достигли значительных высот в своем деле.
      Однако увидеться так и не довелось - вскоре меня перевели в  Москву.
      И тут я снова встретился с Александром Ивановичем. Вернее, его именем.
Случилось это так.
      Начиная с 1995 года, на День Победы, я регулярно навещаю музей Великой Отечественной войны, что на Поклонной горе. Там, у входа в зал Героев Советского Союза, висят плиты с именами всех кавалеров ордена Славы и среди них деда моей жены  -  Егора Дмитриевича Семенова. Посещаю и зал Героев, где можно стоять часами, настолько он впечатляет своей монументальностью и какой-то особой аурой, характерной для военных мемориалов.
      В 1998 году, я приезжал туда дважды, вместе со своими   племянниками, которые с пониманием относятся к героике войны, поскольку сами служат в силовых структурах. 
      Мы хотели в очередной раз навестить деда и уточнить сведения об обнаруженном в числе других, кавалере ордена Славы Ковалеве Алексее Леонтьевиче.   
      Дело в том, что так звали  одного из братьев моего отца. Он был танкистом и умер от ран в  начале 50-х. Воевал достойно. После его смерти, у родителей остались фронтовые награды, и помимо прочих,  два ордена Славы, один из которых я, тогда несмышленый  пацан, променял старшим ребятам на какие-то безделушки, чего до сих пор себе простить не могу.
      По рассказам бабушки, отца и мамы, о дяде Алеше, участвовавшем в битве на Курской дуге, после войны была даже радиопередача, в которой о нем рассказывал маршал бронетанковых войск П.А.Ротмистров, в войсках  которого тот служил.
      Однако, по  сведениям музея, это оказался всего лишь полный однофамилец.  Бывают же совпадения.
      Зато,  среди сотен фамилий солдат и офицеров, в зале Славы я обнаружил выбитую золотыми буквами фамилию Героя Советского Союза Александра Ивановича Свечкарева.  Рассказал о нем племянникам.
      - А за что ему дали это звание?  -  поинтересовался кто-то из них.
      - Вот сейчас и узнаем.
      Мы спустились в архив, где я и получил следующую справку.

Свечкарев  Александр Иванович, родился 12.10.1924г. в селе Макеевка ныне Кременского района Ворошиловградской области, в семье крестьянина. Украинец. Член КПСС с 1946 г. Окончил 9 классов. В Советскую Армию призван в 1941г.
В действующей армии с мая 1942. Помощник командира взвода разведки мотострелкового батальона 5-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады (3-я гвардейская армия, 4-й Украинский фронт). 
Гвардии старший сержант Свечкарев со взводом форсировал Днепр в районе г. Никополь (Днепропетровская обл.), вышел противнику в тыл, уничтожил огневую точку, командный пункт и колонну автомашин противника. Был ранен, но не покинул поле боя до полного выполнения боевой задачи. Звание Героя Советского Союза присвоено 19.03.44.
После войны демобилизован. В 1950 окончил Харьковский юридический институт и затем аспирантуру. Ныне капитан в отставке. Свечкарев – профессор, зав.кафедрой Харьковского юридического института. Награжден орденами  Ленина, Отечественной войны 1 степени, медалями. Почетный гражданин г. Никополь.   
               
              И тогда я вспомнил его ответ маме.
              " Подвигов, Надя, я никаких не совершал. Форсировал  с ребятами Днепр и пострелял немного…"


Рецензии
Скромным человеком был Герой Советского Союза Александр Иванович Свечкарёв!
Мой отец тоже не любил рассказывать про бои, обычно отвечал: - Не могу я об этом говорить, сын, страшное дело - война... Р.Р.

Роман Рассветов   02.08.2023 12:39     Заявить о нарушении
Те, кто действительно сидел в окопах, о войне рассказывали мало.
Тыловики много больше.

Реймен   03.08.2023 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.