Спиваков. Такой человек Богу угоден

Послесловие к встрече с Владимиром Спиваковым

Декабрь, 1996.

Эмма Эмина-Брамник, специально для Диены

Не уподобляясь некоторым «специалистам», взявшим себе за моду советовать гастролирующим у нас музыкальным знаменитостям по части составления  концертных программ или  критиковать их мастерство, позволим себе лишь несколько штрихов к портрету всемирно признанного   Маэстро.
...Едва передохнув после концерта  в Давгавпилсе  и ночного автопереезда в Ригу,на пресс-конференцию в Опере Владимир Спиваков  вошел легкой пружинистой походкой,улыбнулся и как старым знакомым  пожал руки журналистам-это была третья встреча  за последние два  года.Как и все два раза, снова была  непринужденная беседа, доверительный, без тени рисовки  разговор о самом значительном, происшедшем за полгода, от жизни,творчестве ,о встречах, семье, привычках и планах и даже о черном толстом шерстяном шарфе, в который кутался Маэстро по случаю серьезной простуды на гастролях в Украине

 Что не любит Маэстро
-Начнем с того, чего не люблю. Не люблю провожать. Не люблю загадывать далеко вперед.Лучше думается о том, что еще нужно сделать сейчас. Сегодня думаю больше о премьере Антиформалистического райка Шостаковича в Латвии.Великий Маэстро  создавал его 20 лет, хотя для него  это была работа на несколько месяцев или даже дней- в зависимости от вдохновения. Еще при жизни Шостаковича я сделал транскрипцию Райка для камерного  оркестра  по его афоризмам и послал работу ему тогда в больницу.Очень волновался-Шостакович обычно был  очень строг к изменению даже одной ноты. Мою работу он  одобрил, разрешил публиковать  и с тех пор  мы его играли в разных странах.Но до Москвы  Раек еще не дошел-премьера только 27 декабря. До Москвы  же две премьеры у вас, в Латвии-Даугавпилсе и Риге.

Что любит Маэстро
-Литературу и живопись. Сам больше не рисую-этим нужно заним аться так же серьезно, как играть на инструменте. Нге выношу позировать другим.Люблю театр.Когда попадаю в Москву, всегда хожу в театры. Недавно приехал на четыре дня и попал на Хованщину,которой дирижировал  Растропович, затем на Таганке смотрел Санкт-Петербургский театр  Льва Додина-Вишневый сад с замечательным Лебедевым.Он играл лучше всех. За ним чувствовалась эпоха. В самом же спектакле  разочаровался, потому что от театра я жду театра. Это я увидел на третьем спектакле, у Марка Захарова.

Что дарит Маэстро
Зачастую случается,что талант, удостоившийся какой-то премии, запускают на орбиту,он становится как искусственный спутник, а со временем сгорает. Почему?Не потому , что он ли шается своего таланта от мамы,родителей, от Бога. А потому, что взрослые не проявляют к нему достаточного внимания.Маэстро считает , что если это талантливый человек,ему надо помогать, вести. В помощь юным дарованиям,нуждающимся талантам Маэстро и создал свой Фонд Владимира Спивакова. (Членом Совета этого фонда является и наш президент Гунтис Ульанис). Маэстро очень любит дарить подарки, особенно детям.Чаще всего  это инструменты.

-Точно не подсчитывал, но роялей 15 уже подарил.дарил габой, кларнет, гитару,-рассказал он.-Еще больше я с частлив, когда удается какая-то операция. Я получаю массу писем  с разными просьбами, просят даже денег  для отдыха на Гавайских островах и вы таких ситуациях я даю возможность людям самим  решать проблемы. А в апреле в Екатеринбурге после концерта ко мне подошла женщина.Я обратил внимание на ее внешность- духовная,аскетичная.»Маэстро! Я написала Вам письмо. Умоляю, прочтите его!»- сказала она. В гостинице я прочел письмо и оно меня очень взволновало. В нем была одна-единственная просьба. У этой женщины шестеро детей и она просила позвонить в Институт  сердечно-сосудистой хирургии  имени Бакулева,чтобы там порекомендовали врача ,который бы сделал операцию на открытом сердце ее ребенку-ему два года одиннадцать месяцев.Она не просила ни денег, ничего другого. Я связался с Москвой,выяснил. Оставил деньги ей на поездку, попросил, чтобы ей помогли приехать в Москву. Вскоре ребенку сделали операцию, которая длилась семь часов, и я волновался как за своего ребенка. Сейчас он уже дома и прилично себя чувствует.

О другом подарке. На концерте в Опере рижане услышали 11-лет него  пианиста Сашу Романовского.Когда-то он получил третью премию, участвуя в конкурсе  молодых талантов в Риге. Но его поразил страшный недуг- появилась опухоль на ноге и он не мог ни ходить, ни нажимать на педаль рояля. Нужна была операция, а с распадом  Союза,как сказал Маэстро, были совершенно дикие и идиотские препятствия,когда потребовалось  перевезти мальчику из Украины в Москву. Но теперь все уже позади. Хорошие друзья Спивакова в институте травматологии сделали операцию и сейчас  Саша и ходит, и  нажимает на педали. Теперь, как считает Маэстро,Саша очень окреп,очень развился с тех пор-недавно он получил премию на конкурсе  Кравнего ( премию, тоже учрежденную В.Спивакова.-Э.Б.). Маэстро взял Сашу и на конкурс в Кальмар (Франция). Саша поехал на костылях,но играл так блестяще Шопена,что весь зал,а в нем была очень взыскательная публика, поднялся и стоя приветствовал  юного музыканта.

Всего лишь около10 лет назад вот так же тогда еще 11-летний Евгений Кисин начал  играть с Виртуозами Москвы. С 11 до 16 лет с ними он начал ездить и за рубеж;играет с ними  и до сих пор.

«Сейчас Кисин в Америке.Играет он потрясающе и думаю, что он первый Виртуоз в мире в области  фортепианной игры»,-сказал Маэстро.
-Не хотели бы Вы собрать всех своих воспитанников, чтобы они сыграли  вместе,-спросили журналисты.
-Интересная мысль!Никогда об этом не думал.Это будет не просто-будет огромный марафон. Наш оркестр существует 17 лет и в год мы поддерживали пять-шесть человек...Я очень плохо считаю, помогите мне,-ответил Маэстро.-Но получается очень много.

Что Маэстро берет в дорогу
Спиваков и его Виртуозы постоянно разъезжают по миру.Что Маэстро берет в дорогу?
-Тапочки? Нет,-ответил он.-А Библию всегда вожу с собой.Она успокаивает мне нервы.Люблю очень читать  Откровения Иоанна.Там есть о чем подумать. Например, написано:»Ты не холоден, не горяч.О,если бы ты был холоден или горяч! Но ты и не горяч, и не холоден,поэтому я тебя извергну из уст моих». Что это значит? Это значит,что человек абсолютно равнодушен. Никакой.Такой человек Богу не угоден.
-А  сам Маэстро? -Такой  человек Богу угоден!

На этой ссылке  фотографии по теме.

Наведите на ссылку,когда она станет красной, нажмите на нее.Откроется сайт
Shutterfly по теме.
Если ссылка не»краснеет» до конца строчки,  то  скопируйте всю строку  и вставьте ее  в  строку, в которую  обычно пишите  адрес  сайта.


Рецензии