Крымские повороты

               
  Крымские повороты

 Май 2007 года был знаменателен тем, что я второй раз отдыхала в частном пансионате "Шереметьево - 4". Он расположен на побережье Чёрного моря, в Крыму. От Мариинска ехала поездом четверо суток до Симферополя. Затем маршрутное такси несло меня по извилистой дороге к морю.  Этот горный серпантин уже был мне знаком по прошлому году. Но ещё и тем, что здесь когда-то проходили съёмки кадров из фильма «Кавказская пленница», и эта дорога мелькала в кадрах фильма не один раз. После перевала идёт спуск и извилины дороги видны сверху далеко. Один поворот сменяется другим. То идёт спуск, то - подъём, то море появляется, то оно исчезает за очередным поворотом. Страху-то я натерпелась в первый раз от этих извилин дороги ещё и оттого что выехали из Симферополя уже вечером. Быстро темнело, дорога теряла свои очертания, поэтому водитель ехал осторожно по просёлочной дороге, да ещё и сократил путь, таким образом.  А в этот раз маршрутное такси отправилось от привокзальной площади в село Рыбачье рано утром. Солнце осветило всю округу, поэтому можно было любоваться всеми красотами природы, цветущего в конце апреля Крыма.

   Слева вдали величественно возвышается гора Демерджи. Её вид у меня восторга не вызывает, скорее неосознанный страх поселяют груды огромных камней у подножья горы. И это моё впечатление оказалось не напрасным, так как я узнала позднее печальную историю, связанную с горой Демерджи.

Раньше у её подножья, на месте этой груды камней, находилось горное село Лучистое. Однажды утром, в 1927 году, гора раскололась, и часть скальной породы полностью накрыла всё село. Все жители села были заживо похоронены под этими камнями. Никто не пытался их раскапывать, так как техники в то время не было, да и в живых остался только один житель села.

Мужчина пас в это время своих коз и овец на пастбище, вдали от этого места.
 Когда мы ехали в маршрутке  из Симферополя в село Солнечногорское, то  проезжали  мимо села Лучистое. Оно расположено с восточной стороны Демерджи, вдали от горы и уже с правой стороны у дороги, ближе к морю. В память о трагическом событии было выстроено другое село с таким же названием. Но в нём живут уже другие жители, храня память о погибших под горой Демерджи.

  Сегодня в электронном региональном каталоге Крыма содержатся сведения о более чем 4000 сейсмических событий с 1 века до н. э. по 2008 год, более 70 из них относятся к разрушительным. Известно, что на территории Украины наиболее сейсмически опасным является крымско-черноморский регион. Ежегодно здесь происходит от 20 до 100 слабых сейсмических толчков, не ощущаемых человеком, но регистрируемых сетью высокочувствительных сейсмических станций. Большая часть очагов землетрясений расположена в земной коре в акватории Чёрного моря на небольшой глубине, порядка 15-20 км, но отмечены и более глубокие – до 70 км. 

   Отдых в Крыму этой весной удался на славу. Хорош он был тем, что в мае не было отдыхающих на пляже, да и, вообще, в селе Солнечногорское  Алуштинского  района. С первого по девятое мая шли по берегу  Чёрного моря только группы туристов с большими рюкзаками за плечами. Они совершали походы по местам боевой славы.  «Так  каждый год ходят молодые люди с рюкзаками на спине в это время», - сказали местные жители. Во время Великой Отечественной войны здесь шли кровопролитные бои за освобождение Крыма, о чём свидетельствуют сохранившиеся памятники.

После торжеств, проведённых в честь дня Победы, в селе воцарилась тишина. Если днём ещё был слышен шум от машин и автобусов , проезжавших по трассе, то вечером наступала гнетущая тишина. Редкие огни светились из частных домов.Утром я просыпалась  от громкого кваканья лягушек. Небольшой водоём – заброшенный котлован, вырытый для строительства дома - находился против частного пансионата, в котором я гостила в мае этого года у своей подруги. Рано утром лягушки начинали выводить на разные голоса свои свадебные мотивы, поэтому я просыпалась от лягушачьего пения, и шла к морю. Проходя мимо водоёма, вступала с лягушками в диалог. Они затихали, выслушивали меня внимательно, как только я отходила от водоёма, лягушки опять заливались на все голоса.

Почему такое внимание хору лягушек? – Да просто достали они меня! Лягушки были такие огромные, глотки у них были такие лужённые, орали-квакали так громко, что было слышно на всю округу. Проводила я с ними и воспитательный момент – бросала в воду камни – лягушки прятались в воде, молчали. Как только круги на воде исчезали, те высовывали голову из воды, прислушивались, начинали свою песню о любви – шёл брачный период. Я подавала команду - «Молчать!». Ну, что им оставалось делать? Молчали, пока слышны были мои удаляющиеся шаги.  Это я уходила к морю. Так и развлекалась. Но скоро царство лягушек закончилось. Наступила жара, и котлован с водой высох.

Фото из Интернета. Гора Демерджи.


Рецензии
Алефтина! Смешная история с лягушками. Была на пешей экскурсии на Демерджи и сфотографировала место, где завалило деревню, печально. Природа не предсказуема.
С уваежением и теплом.

Татьяна Чуноярочка   23.04.2017 18:13     Заявить о нарушении
Да. Не повезло людям тогда. Одна общая могила. Пусть светлая память о них согреет наши души!

Алифтина Павловна Попова   24.04.2017 13:08   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.