Один дурак продаёт, а другой - покупает

               
   Когда я пришёл на нашу грешную землю, всевышний наградил меня большими стопами ног. В детстве они росли не по дням, а по часам. К моменту окончания школы «мои клешни» достигли сорок третьего размера. Я постоянно испытывал проблемы, когда обувь пытался себе подходящую подыскать. Дедушка, чьи туфли и сапоги я постоянно брал «напрокат», мою проблему предлагал решить весьма своеобразным путём: отрубить большие пальцы на обеих ногах, которые выросли гораздо больше, чем остальные пальцы. (Грубая шутка, но куда от неё деваться).
   Мои большие пальцы, выпираясь над своими остальными собратьями, создают своё мнимое превосходство и проблемы в поисках обуви. Я, конечно же, не решался на ту болезненную операцию, которую предлагал мой озабоченный предок, и продолжал мучаться в поисках более или менее подходящей обуви. Мучался и в молодые годы. Мучаюсь и до сих пор, хотя с тех незабываемых лет, когда брал у деда обувь напрокат, мои ноги увеличились всего на половину размера.
   О размере своей обуви хочется иногда немного порассуждать. Кстати, я до сих пор понять не могу, к какому размеру можно отнести мою грешную и, в общем-то, не очень большую стопу.
    В молодости рост моих ног, естественно, прекратился. Если измерять мои стопы размерами советского времени, то я носил летнюю обувь сорок третьего с половиной размера, а зимнюю – сорок четвёртого. У многих мужчин стопы ног были гораздо больше моих. Для таких богатырей промышленность выпускала обувь сорок пятого и сорок шестого размеров. Я с трудом представлял, как эти люди решали свои проблемы в поисках обуви.
   С приходом перестройки и по настоящее время с размерами обуви началась полная неразбериха. Вначале кроссовки и сапоги стали выставлять на продажу с размерами, соответствующими размерам носков. С этим было хоть как-то мало-мальски понятно. Если, например, носки у меня были двадцать восьмого размера, то я должен был и обувь с этим же соответствующим размером себе покупать. Трудно было привыкать к новой метрической системе, но я, впрочем, как многие, свыкся.
   В наше время производители обуви пытаются подвести размеры своей продукции под стандарты советских времён. Они выставляют мужскую обувь на продажу, сопровождая её надписями о том, что те же ботинки или кроссовки, соответствуют сорок четвёртому, сорок пятому и даже сорок седьмому размеру. Но, вся проблема заключается в том, что современная метрическая система обуви ни в какое сравнение с советскими мерками не идёт. А, ведь не только я, но и многие люди старшего поколения, привыкли именно к той метрической системе, которая существовала в их молодости.
    Незадачливый читатель может поставить вопрос: а, какая разница, к какому размеру стопу твою отнести? Все проблемы решаются проще простого. Пришёл на рынок или в тот же магазин, примерил сапожки или кроссовки. Рассчитывайся с продавцом, и носи на здоровье. Верное мнение, конечно. Но, если, к примеру, мне кто-то решился сделать сюрприз, то бишь прикупить кроссовки в подарок. Какой размер обуви он должен узнать от меня преждевременно: сорок четвёртый, двадцать восьмой или сорок шестой?
   На худой конец к новой метрической системе обуви можно и привыкнуть. Но, часто случается так, что обувь больших размеров для мужчин на продажу просто не выставляют. Приходя на рынок, частенько вижу много хорошей обуви, но моего размера среди многочисленных кроссовок и зимних сапожек практически не бывает. Вначале я, по своей наивности, полагал, что обуви больших размеров выпускают маловато. Но, со временем стал приходить к совершенно другому выводу.
   Хочу рассказать об одной типичной ситуации, в которую нередко попадал, покупая обувь на Центральном Колхозном рынке города Алматы.
   Итак, однажды, как обычно прихожу на наш «Зелёный Базар», и спускаюсь вдоль здания, которое в старые времена «Колосом» именовали. Направляясь в сторону трамвайной линии, находящейся по улице Макатаева, невольно обращаю внимание на изобилие обуви. Слева от меня несколько бутиков. В каждом из них и кроссовки, и, ботинки, и, мужские сапожки. Одна обувь аккуратно по полочкам расставлена, а другая иногда просто свалена в кучу. Я сталкивался с такой ситуацией, когда напротив каждого бутика находилась своя горка из обуви.
   Продавцы, вежливый да приветливый народ, дают обычно самостоятельно обувь себе подобрать, наверное, загодя зная, что я себе ничего подходящего подобрать не смогу. Я придирчиво рассматриваю множество пар. Это, как правило, красивые, прочные туфли и кроссовки, но все, увы, маломерки. Если измерять советскими мерками, то размеры от сорок второго и ниже. Я с сожалением отбрасываю в сторону то одну пару кроссовок, то другую. С грустью смотрю на продавца и спрашиваю:
   - Неужели обуви больших размеров у вас не бывает?
   - А, какой размер обуви вас интересует? – спрашивает у меня в свою очередь мужчина лет тридцати двух-тридцати пяти.
   Я ему начинаю читать целую лекцию о размерах нашей обуви. Рассказываю о том же, о чём читателю уже рассказал, рассуждая о советских, да о современных размерах. Он, конечно же, понимает, о каком размере я веду речь, и отвечает с нотками сожаления на лице:
   - Да, в нашем бутике мужской обуви вашего размера действительно нет.
   Меня это часто раздражало. Я начинал возмущаться, выплёскивая эмоции наружу.
   - Неужели мужики с большими ногами перевелись? У меня по современным меркам не самая большая нога. Есть мужики, которые носят обувь на два или на три размера больше моей. И, что же мне вместе с ними делать? – сверлю продавца глазами.
  - Я думаю, мы сейчас вашу проблему решим. По-моему обувь вашего размера есть в другом бутике. Если хотите, то подождите минуточку, и я вам обязательно помогу, - предлагает мне незадачливый продавец.
   Я, естественно, соглашаюсь, ведь недавно последнюю пару кроссовок практически износил до дыр на подошвах. Продавец послушно уходит, и через некоторое время возвращается, неся в руках нужный для меня размер, который он взял у товарища из соседнего бутика. Я тут же обязательно примеряю и – ура! У меня на ногах кроссовки моего размера. И, цена доступная. И, ноги, на первый взгляд, чувствуют себя в кроссовках уютно да комфортно. Но, вот незадача!!!  Меня не устраивает цвет обуви и модель. Продолжаю держать кроссовки на стопах с таким ощущением, что внутри меня кто-то сидит, и отторгает меня именно от этой пары, которая у меня, казалось бы, уютно сидит на ногах. И, всё по той же причине: ни цвет, ни модель мне не нравятся. Не твоё, не бери, как будто, шепчет кто-то внутри. Но, я-то чувствую, что кроссовок более подходящего цвета и фасона мне не предложат. Невольно приходилось отсчитывать цену, которую «загнул» продавец, и уходить.
   Я часто оставался недоволен тем, как продавцы мне обувь подбирали. Если я просил кроссовки с замшевым верхом, объясняя, что ноги потеют в жару, и лучше, чем «замша» никакой другой материал при высокой температуре воздух к ногам не пропускает. То мне непременно навязывали обувь из кожзаменителя, в которой моя нога даже за полдня ходьбы потела неимоверно. Если я просил обувь тёмного цвета, то мне непременно пытались подсунуть обувь светлых тонов. Но, для меня тёмная обувь лучше, поскольку часто приходится не по асфальту бродить, а по пыльному бездорожью. Да, по тропам в горах, среди которых я живу недалеко от Алматы.
    Но, не только этим меня не устраивала та обувь, которую мне подбирали незадачливые торгаши. Кроссовки, купленные на Центральном Колхозном рынке по относительно низкой цене (2-3 тысячи тенге за одну пару) становились негодными для носки уже через месяц. А, бывало, и раньше. Я обратил внимание, что у всех мужских кроссовок и туфлей, выставленных на продажу за эти 2 или 3 тысячи тенге за пару, одна и та же проблема. Быстро стачивается каблук. Бывает, что через пару недель задний край каблука снашивается на 3-4 миллиметра, и из-под стёршегося покрытия начинают светить пустотелые отверстия. То есть каблук изнутри полый. И, по этой причине он быстро изнашивается. И, производителям хорошо, и торгашам – тоже. Подобную обувь с пустотелыми изнутри каблуками, конечно же, выгоднее продавать, чем с добротным, хорошим каблуком, полностью состоящим из натурального или синтетического материала. Но, покупателю навряд ли понравится?
   В продаже, естественно, есть обувь подобных моделей. Те же мужские кроссовки, у которых каблук выполнен без всяких пустот изнутри, стоят в порядке 5 или 6 тысяч тенге. (Я имею ввиду цены на «Зелёном Базаре».) Но, их редко выставляют на продажу. Почему, как вы думаете? Да, по очень простой причине. Кроссовки, купленные, например, за 5 или 6 тысяч тенге, я буду носить пару сезонов от весны и до осени. А, за две тысячи тенге – от силы два месяца. Теперь считаем деньги. Хороших, относительно дорогих кроссовок в нашем примере мне хватит на пару лет. И, за этот же срок я могу износить около шести пар обуви, купленной по гораздо низкой цене. В первом случае я заплачу и продавцу, и производителю всего 5 тысяч тенге. А, сколько во втором случае? Три, как минимум пары мне понадобятся на один год. И, столько же на второй. Итого – шесть пар обуви по две тысячи тенге. Что я имею в итоге? А, то, что я, покупая хорошую обувь, принесу и продавцу, и производителю всего 5 тысяч тенге за два года. И, за эти же два года, покупая всякое барахло, я принесу и продавцу и производителю 12 тысяч тенге. (Умножьте шесть пар обуви на две тысячи.) Делая столь нехитрые расчёты, приходишь к выводу, что некачественной обувью торговать всё-таки выгоднее. Как, впрочем, и выгоднее, наверное, её производить. Выручки больше и продавцу, и производителю.
    Некачественную обувь, со стертыми, пустотелыми каблуками, я вначале выбрасывал. А, потом стал «коллекционировать», набрав за три года целый мешок непотребных кроссовок и туфлей, смотрящими на меня из-под стёршейся подошвы своими пустотелыми отверстиями. Однажды я решил обувь, раньше времени «вышедшую из строя», подремонтировать. Тщательно очистил пустотелые каблуки от грязи, промыл, высушил хорошенько. И, рискнул полые отверстия в каблуках силиконом заполнить. Жидкость из металлических тюбиков, предназначенная для «заштопывания» отверстий в трубах во время различных сантехнических мероприятий, оказалась неплохим средством, чтобы вернуть кроссовкам или туфлям из моего мешка вторую жизнь. Некоторые кроссовки и туфли после моего «нехитрого ремонта», я умудрялся носить ещё три или четыре недели. После чего они всё равно приходили в негодность.
    Давайте подумаем, для чего производитель выпускает обувь с пустотелыми каблуками? Может быть, заботится о том, чтобы пожалеть наши ноги? Ведь в принципе пустотелый каблук легче того каблука, который полностью сделан из предназначенного для этого материала. В принципе всё, естественно, так. Но, навряд ли «тяжесть», убранная из полых каблуков, весьма ощутима для наших ног. Выпуская обувь с полыми каблуками, производители, прежде всего, пекутся о себе: я быстрее буду снашивать обувь. А, это значит, чаще буду приходить на рынок за новым и новым барахлом, принося и продавцу, и производителю всё новую и новую прибыль.
    В середине своих, может быть, довольно-таки пространных рассуждений, хочу вернуться к тому, с чего я начал разговор. Ещё раз хочу напомнить том, что обувь больших размеров почему-то неохотно выставляется на продажу. Но, почему так происходит? Да, потому что в заначке у торгашей, продающих мужскую обувь на рынках, много некачественной, которая просто не пользуется спросом. И, если её выставлять на продажу, то покупатель, попросту говоря, мимо пройдёт, отворачиваясь и не приобретая. А, если с умом припрятать её, договариваясь, к примеру, с соседом по бизнесу, то можно всякое барахло навялить покупателю, вроде меня. Согласитесь для этого достаточно «пнуть по ушам», что обуви больших размеров на рынке практически нет. Чтобы в этом убедиться, я однажды отважился на эксперимент.
    Итак, в конце прошлого лета я отправился на Центральный Колхозный рынок, чтобы винограда с помидорами прикупить. И, снова иду вдоль торгового ряда с обувью, который находится возле здания бывшего «Колоса», по пути в сторону улицы Макатаева. Останавливаюсь возле первого попавшегося бутика, где торгуют кроссовками. Придирчиво рассматриваю обувь. Картина та же самая, о которой я уже рассуждал. Кроссовки валяются кучами и расставлены по витринам, но размера, который бы мне подошёл, конечно же, нет. Я, естественно, обращаюсь к продавцу, объясняя свою проблему. Мужчина, лет сорока пяти, меня внимательно выслушал, и ответил, что обуви моего размера у него действительно нет. А, мне очень понравились кроссовки синего цвета, с замшевым верхом. Они были выставлены на продажу всего по три тысячи тенге за пару. Я спросил у продавца, не смог бы он подыскать мне кроссовки точно такой же модели, но чтобы их размер соответствовал размеру моей ноги.
   - Без проблем, - ответил мужчина, - у меня, к сожалению, подобной обуви нет, но она есть у моего товарища из другого бутика, который неподалёку находится.
   Рядом с нами вертится парнишка, лет шестнадцати-семнадцати, видимо, сын продавца. Батя просит шустрого отпрыска сбегать в соседний бутик за кроссовками для меня. Молодой человек тут же исчезает, и через минуту, другую возвращается с кроссовками моего размера. Меня устраивает и цена, и размер. Но, не устраивает материал, из которого сделана обувь.
   - Я просил кроссовки из замша. А, вы мне из кожзаменителя принесли! Я же объяснял вам, что у меня ноги от синтетической обуви потеют. И, поэтому хочу замшевые кроссовки, - высказываю я свои претензии продавцу.
    Мужчина, естественно, остался недоволен тем, что я оказался очень привередливым, и снова посылает сына в бутик, находящийся неподалёку. Через пару минут молодой человек снова возвращается с парой кроссовок, которые явно не устраивают меня. Продавец пытается меня «обработать», ссылаясь на то, что лучше той обуви, которую мне принесли, я всё равно не найду. Наше общение заканчивается тем, что папаша засылает сынишку за обувью в третий раз, но я и третью пару у него не приобрёл. Мы, естественно, поговорили на высоких тонах. Я попытался скрыться с глаз подальше от назойливого торгаша. Растворяясь в толпе, я запомнил, из какого именно бутика мне приносили обувь.
    Я долго гулял по торговым рядам, прицениваясь к помидорам, огурцам, винограду и персикам. А, спустя час или полтора снова вернулся к тому же торговому ряду, возле бывшего «Колоса», где накануне пытался приобрести замшевые кроссовки. Но, на этот раз я обратился не в тот бутик, где мне навяливали обувь, которая явно меня не устраивала. А, в тот, в который накануне отец посылал сынишку за «замшевыми» кроссовками для меня.
    И, всё начинается сначала. Передо мной ни витрине была расставлена красивая, добротная обувь, и точно такая же обувь была свалена в кучу. И, как ни странно, среди многочисленных пар я быстро разыскал замшевые кроссовки синего цвета, которые мне очень понравились в прежнем бутике. И, снова незадача. На продажу выставлена обувь, не превышающая сорок второй размер. (Если пользоваться той метрической системой, к которой я привык в советское время.) И, цена, казалось бы, очень доступная – те же три тысячи тенге за пару. Я снимаю с витрины кроссовки, и обращаюсь к продавцу:
   - Я купил бы кроссовки подобной модели, но размер мне нужен побольше.
   Женщина, лет сорока пяти, внимательно выслушала меня, и ответила, что у неё сейчас подобных замшевых кроссовок большего размера нет на продажу. Но, они, по её словам, есть в другом бутике. Любезная продавщица предлагает немного подождать. Она достаёт сотовый телефон, звонит, и через пару минут передо мной появляется тот же самый молодой человек, о котором я уже выше упомянул. В руках у него кроссовки моего размера, но не замшевые, а из кожзаменителя. Я пытаюсь снова объяснить продавцу, что ноги у меня в жару сильно потеют, а кожзаменитель плохо пропускает воздух. И, что для меня лучше всего кроссовки, у которых замшевый верх. Но, слушать меня не хотят, пытаясь правдами и неправдами навялить то, что мне явно не подходит. Через пару минут женщина всё же понимает, что я, как неприступная крепость, и уговорам не поддаюсь. Она снова засылает паренька (видимо, сынишку) в тот же бутик, где я недавно уже к обуви приценялся. И, молодой человек снова возвращается с такой обувью, которая явно мне не подходит.
   Объясните, дорогие читатели, для чего нужен был весь этот цирк с нескончаемой беготнёй мальчишки из одного бутика в другой? Ситуация, в которую я попал, невольно наталкивает на мысль, что в двух бутиках, находящихся неподалёку друг от друга, торгуют близкие люди. В нашем случае, пожалуй, муж и жена, потому что у них один и тот же парнишка-посредник, лет шестнадцати от роду. И, скорее всего, сынишка. Они гоняют его из бутика в бутик, ссылаясь на то, что обувь нужного покупателю размера есть у соседа. И, помощничек готов в любую минуту обувь нужного размера принести. Только не той модели, которую покупатель хотел бы приобрести. Скажите, для чего весь этот цирк? Почему мужчина и женщина не выставляют кроссовки больших размеров каждый в своём бутике? Для чего они создают для меня иллюзию, что обуви больших размеров в продаже практически нет, и пытаются навялить мне её, как бы, «из-под полы»?
   Всё просто, как божий день. Если выставлять на продажу ту обувь, которую мне хотели «спихнуть под шумок», то её, скорее всего, никто не возьмёт. А, при той системе торговли, о которой я словечко замолвил, может быть, и найдётся лох, которому подфартит спихнуть всё, что угодно. Достаточно хорошо «пнуть по ушам», внушая, что те же кроссовки больших размеров чуть ли не в дефиците.
   С подобной ситуацией я сталкивался не только на Центральном Колхозном рынке, но и на «Барахолке», и в «Тастаке», да и на других рынках, где торгуют обувью. Всё это, наверное, не от хорошей жизни происходит. Наверное, потому что наши производители не собираются подстраиваться под покупателя, и продолжают выпускать всякое барахло, не пользующееся спросом. А, страдать от этого будут и покупатель, и продавец. Один не сможет продать, а другой не захочет купить. Так и будем жить по старинке. С той моралью, которая много лет назад среди людей прижилась: на базаре – два дурака. Один продаёт, а другой покупает. И, выгода каждого из них зависит от того, как один другого объегорить способен. Люди, наверное, ещё долго не смогут организовать цивилизованный рынок, потому что, увы, не научились выпускать в большом количестве именно ту продукцию, которая пользуется спросом.               


Рецензии