Сохатый

 Этот рассказ не про лося, одного из самых красивейших зверей на свете.

Сохатый- это кличка рабочего Сани Бычковского. Впервые я познакомился с ним в 1982 году, когда он работал на строительстве сигналов- деревянных вышек, а я с двумя рабочими выполнял маркировку методом вырубки площадок, чтобы потом можно было это место на аэроснимке опознать.

Бригада строителей- человек 10, матёрые крепкие мужики, в основном, с солидным стажем отбывания у "хозяина"- по 10-15-20 лет за спиной. Работа физически очень тяжёлая, хитрованы и лодыри не приживались.

Сохатый- мужик лет 40-45, худющий, жилистый, сильно картавил от рождения и гнусавил из-за перебитого носа, который пересекал широкий синий шрам. Седые длинные волосы и седая же борода лопатой не очень украшали его. Движения резкие, порывистые. Он как-то заболел двусторонним воспалением лёгких и одновременно менингитом. Жена собирала деньги на похороны, но могучий организм Сашки одолел страшные болезни, правда, слышать стал плохо.

Я пришёл  летом к ним в бригаду в гости и грустно сообщил, что у меня сегодня день рождения. Мужики засуетились:
-Что тебе подарить?
А что в тайге можно подарить человеку?
Мы к тому времени износились, оборвались, работа пешком с рюкзаками за спиной, без палатки- ночевали под открытым небом или сооружали шалаши, и я, повернувшись к ним боком, приспустил штаны. Вместо трусов свисали такие лохмотья, какие уважающий себя папуас не надел бы в качестве набедренной повязки. И ребята торжественно преподнесли мне новые трусы- самый незыбываемый подарок в моей жизни.

Пока мы сидели, пили чай, Сохатый копал яму под вышкой для закладки грунтового центра, а другой мужик наверху, на высоте метров 25 отпиливал чурбачок ножовкой. Вдруг, болванка выскочила у него из рук, он крикнул предостерегающе:
-Берегись!!!
Сохатый заметался, а потом встал столбиком. Деревяшка длиной с полметра и толщиной с руку попала ему точно в центр головы. Сашка рухнул, как подрубленный. Мы бросились к нему: лежит с белым лицом, без сознания, из-под кепки кровь течёт. Водой плеснули, зашевелился, попытался встать на ноги. На башке осталась вмятина, кепка спасла, видно. Всё равно, отправили его сан.рейсом в Киренск в больницу, а через месяц он был, как новенький. Другого бы пробило до самой задницы, а ему хоть бы хны. Да и достал он там всех мед.сестёр и нянечек с ухаживаниями, поэтому и выписали досрочно.

Он обладал удивительной способностью засыпать в любое время моментально, в любых условиях. Однажды, когда он работал со мной, попали ночью в густой туман на болоте, идти дальше было опасно из-за окон, просидели на кочках часа два, так уже через несколько секунд разносился его мощный храп.
Кстати, храпел он ужасно- с рёвом, свистом, неожиданно замолкая и не дыша минуту-две. Когда в панике бросались к нему, нас встречал та-акой мощный взрыв храпа...
Чтобы давать другим возможность выспаться, Сохатый строил себе лежбище на вездеходе или под раскидистым деревом и в палатке не спал. Правда, однажды летом, устроив себе шалашик метрах в семидесяти от палатки, он пришёл к нам в полночь:
- Вы что- не слышите ничего, что ли?
- А что такое?
- Медведь ревёт рядом, я и убежал, с вами переночую. Саня, я около тебя лягу.
Естественно, ведь карабин-то у меня под боком. Через минутку Сохатый захрапел, а нам предстояла бессонная ночь, так как уснуть под этот концерт было просто невозможно. Лежали и пересмеивались:
- Да какой медведь подойдёт, услышав, как Сохатый во сне ревёт. Может, то и не мишка был, а эхо от своего храпа он слышал.
Ещё одна его особенность- не мыл руки до тех пор, пока не наступала его смена дежурного по кухне. Руки становились чистыми, так как вся грязь с них попадала в суп-кашу, а соответственно, в наши желудки. Зато такого хозяйственного мужика было поискать: он всегда знал с точностью до килограмма, сколько у нас осталось крупы, макарошек, и сколько банок тушёнки, сгущёнки, где что лежит.

Работали мы на границе с Якутией и встали лагерем на берегу реки Чона. Тогда немножко начальство поиграло в демократию, устроив выборы руководителя экспедиции. От полевиков кандидатом выдвинули моего коллегу Володю, с которым мы объединились в тот год, выполняя комплекс работ- триангуляцию, ПВП, нивелирование. И по очереди то наблюдали, то записывали отчёты друг у друга. Прилетел вертолёт и увёз Вовку, оставив меня с двумя рабочими и водилой. Весна, половодье, надо ждать возвращения Володи, которому совсем не хотелось становиться начальником, но выпала возможность повидать семью..

Мужики заранее поставили брагу в двух флягах, соорудили примитивный самогонный аппарат, нагнали огненной воды и загуляли. Я с ними посидел вечер, а потом ушёл. Места богатые, дикие. Ходил, постреливал уток, ловил рыбку. Нашёл зимовье километров за пять от палатки и оставался там ночевать, иногда наведываясь к своим бичам. Приду, сварю им ухи, уток пожарю. Они то песни поют, то мордами битыми меня встречают.
Прихожу как-то, а Сохатый лежит голым пузом на стылой ещё земле и стонет. Вид- краше в гроб кладут: бледный, нос заострился, глаза закатываются, рвёт его постоянно. Шепчет:
- Всё, Саня, помираю я... Жене передай мои вещи. Я там серы нагнал, пусть старухам на рынке продаст.
- Сам отвезёшь и сам продашь, не выдумывай.

Бросил я охоту, рыбалку, взялся его выхаживать. Ушицей жиденькой из ложки пою, утиным бульончиком. Организм всё отвергает, но что-то остаётся внутри, всё же.
Говорит мне, тяжело дыша:
- Если выживу- пить брошу совсем. Все беды от пьянки...
Проходит время, легчает ему, организм-то у него могучий:
- Нет, самогонку, бражку пить не надо никогда. Вот водку чистую- ту можно, или спирт.
Ещё получше ему:
- Это всё от того, что мы бражку на горохе настояли, нельзя такую пить. А всякую другую можно.

Через пару дней Сохатый встал на ноги:
- Ерунда! И на горохе настояную пить можно, только про закуску не надо забывать. Мужики, осталось там у нас ещё чего?
- Сохатый, скотина, ты же три дня назад помирал и клялся мне, что пить бросишь!
- Так чего не скажешь, когда смерть подпирает...

После этого он прожил ещё несколько лет, каждое лето работая в экспедиции, и умер зимой в городе, отравившись каким-то суррогатом с друзьями-собутыльниками....


Рецензии
Слава Лосяре! - Сохатым слава!

Он Ол   14.05.2014 07:46     Заявить о нарушении
Присоединяюсь!!! Такие прозвища просто так не давались!
К сожалению, он так и помер через несколько лет, выпив какую-то дрянь...
Он Ол, благодарю за внимание , хорошего дня!

Александр Маевский   14.05.2014 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.