Я памятник себе и для себя

 Родился когда-то давно, очень давно, аж в 1801 году в несуществовавшем тогда городе под условным названием Луганский Завод один человек мужского пола. Факт этот не был весьма сильно отмечен и оставался не то, чтобы неизвестным, но мало привлекательным был для дальнейших поколений людей в Заводе этом проживавших. Немного и немало надо было времени пройти, чтобы вспомнили потомки некоторые и очень ограниченные в числе, что было такое дело в Луганске-городе (уже не только одним Заводом обогатившимся к тому времени) – 160 лет назад родился у одного неприметного заводского лекаря-чужеземца Иоганна-Христиана Даля сынок, которого нарекли Вольдемар-Фердинанд. В 1960 году один любознательный школьник, прочитав автобиографию одного писателя 19-го века, был поражен тем, что писатель этот свой псевдоним Казак Луганский объясняет именно тем, что родился он в Луганском Заводе.

Потом ученик этот пошел в главный архив города и области (партийно-государственный) и по тогдашней весьма свободной (и бесплатной, заметим) традиции неплохо поработал с документами, относящимися к началу строительства Луганского Завода. Нашел он (но не опубликовал) собственноручные рапорты, писанные врачом Завода Иоганном Далем, а также и церковные документы, подтверждающие факт рождения его сына в Луганске. Затем нашлись более опытные историки и литераторы, сумевшие опубликовать находку школьника и оформить всё на высоком научно-методическом уровне…. Город Луганск стал сильно гордиться тем, что в нём родился русский филолог и весьма посредственный писатель Владимир Иванович Даль.

 Гордость «за Даля» не очень сильно поощрялась при коммунистическом правлении, как и совсем не поощрялось какое-либо упоминание о том, что Луганск, как таковой, город славы рабочих династий и самого маршала Ворошилова был основан не кем иным, как подданным британской короны шотландцем Чарльзом Гаскойном (Гаскойн этот был в стране своей объявлен «врагом нации» за фактическое воровство – он «стырил» и продал за огромную сумму России недозволенный к вывозу за пределы острова Британия насос для откачки воды из шахт – качели Ньюкомена).
 

С началом капитализЬма вдруг луганские отцы-хранители, перекрасившиеся в одночасье из обкомо-партЕйно-комсомольского пурпурового цвета в дерЬмократический, повелели всем в Луганске и области проживавшим Иоганна Даля и прочих тУта живших иностранцев «за своих хороших» земляков почитать. И памятники даже стали воздвигать. Далю памятник сделали. Большой памятник, на улице Даля, тихой и почти безлюдной на теперешней окраине города. Гаскойну всего лишь бюст возле краеведческого музея воздвигли. Однако Гаскойн нас «на сегодняшний день», как говорят начальнички луганские, употребляя это как слова-паразиты, интересует мало.

 Даль, этот филолог и творец собрания искаженных (как говорят филологи, «обогащенных» народом) слов русского языка. Я – не филолог, но меня большинство из слов, которые собрал кропотливый датчанино-немец, разъезжая по Руси Великой с казённым, между прочим, чиновничьим заданием, то есть, используя служебное положение, не сильно удивляет. Привык я к таким народным устным сказаниям – один косноязыкий и заикающе-шепелявый чАво вякнет, потом вся деревня начинает тявкать, а потом… теребень-теребень Калуга, Тула, Тула, Тула…. А вот чистокровной смеси арийской датчанино-немецкой генами было предначертано удивляться до бесконечности тому, что может с «великим и могучим» народная мудрость (и тупость) иЗделать.

 Но это кому и с какой стороны посмотреть – кто любит попа, а кто попадью… и ВАЩЕ, филология такая интересная наука, что так и хочется её сравнить с народной мудростью советских лет (но из географических наук): «Курица не птица, а Болгария не заграница»….

 Пусть и «великий» даже филолог Вольдемар-Фердинанд Даль, не будем спорить, но….

 Родился он в Луганске, но не в Луганске «стал» Владимиром Ивановичем. В Луганске он был Вольдемаром-Фердинандом…. Таким его и вывезли из Луганска в другой город, и в этом городе Даль, филолог и писатель, в 4 года от рождения был крещён в православие с присвоением гордого имени Владимир Иванович. Город Николаев, где событие это ярчайшее произошло, стал приютом для семьи Иоганна Даля и Марии Фройтаг с детишками немалочисленными более чем на 10 лет. Резонно, если бы этот город претендовал «на родину» Владимира Даля, там он читать-писать начал и по военно-морскому делу там обучился…. Но не претендует Николаев, равно как и Петербург, Дерпт (Тарту), Оренбург, Нижний Новгород и прочая-прочая. И правильно…. А представьте себе, что «на сегодняшний день» (вспомнили, кто так любит изъясняться!?) человек вполне может родиться… ну, скажем, в самолете при перелете через Сахару по маршруту Амстердам-Йоганесбург, или в поезде «Москва-Симферополь» при пересечении границы между Белгородом и Харьковом и т.д. и т.п…. Сколько «на сегодняшний день» может быть различных «точек» на суше, на море или в воздухе, где человек родится посмеет…. Так на какую родину «земляка» такого можно приконапачивать? Правда, если «партия» сказала, то… можно и нужно кому-то и памятники строить, а также поименовывать, не считаясь с различиями, мягко говоря, основной профессии «дающего имя» и учреждением, награжденного именем эНтим.

 После информации этой к размышлению резко переходим к сути проблемы….
 

Любому независимому государству нужны дворцы для проведения международных встреч, чтобы не позориться перед иностранцами, нужны свободные университеты со светлыми чистыми аудиториями… и много-много детей, родители которых готовы платить за их обучение. Если высшее учебное заведение будет, к примеру, простым машиностроительным институтом, то много ли «на сегодняшний день» строителей-то эНтих машин найдётся, я вас спрашиваю? Где ныне те машины, и те предприятия, на которых они строятся, я вас умоляю…. А вот, например, мэнеджмент строительства или, там, логистика машиностроения – это СИЛЬНО деток и родителЁв их, ставших в совхозах и колхозах безработными крестьянами, привлечь моГёт. А потом – сколько еще всякого такого ЭнДаКовА можно из машиностроения поизвлекать, если филологию употребить в качестве брэйн-сторминга? Да не будет конца и края вновь родившимся терминам разным филологическим привлекательным: журналист-международник, журналист-редактор, мэнеджмент компьютерных технологий, компьютерные науки, системный администратор, экономика транспорта, аудит и налогообложение и прочее-прочее.

 Вот и сотворяется Национальный университет, а имя ему присваивается -- Владимира Ивановича Даля. Какое отношение филолог непечатной в основной лексики имеет к машиностроительному институту, который с помощью усиленного мозговарения превратили в университет?

 А и правда, зачем Луганску два университета, да еще и Национальных? Это что - какая-то бессмыслица, в стремлении выделиться? Небось теперь во всем мире будут говорить об этом. Только народ смотрит и не восхищается, а удивляется этому: предлагаю властям копировать все известные достопримечательности Луганска. Надо сделать 2 цирка, 2 стадиона «Авангард», две телебашни и два драматических театра с памятниками Лениным, где появится вдвое больше площадей для ярмарок по продаже верхнего и нижнего белья для процветающего населения….

 Однако теперь (уж точно – «на сегодняшний день») совершенно всерьёз и не понарошку строится ВТОРОЙ ПАМЯТНИК одному и тому же человеку и вы уже догадались, -- КОМУ….
 

Конечно же, в Луганске, самом дальневосточном городе Украины, утверждено и одобрено высочайше генерал-губернатором второй памятник В.И. Далю. Если первый памятник воздвигали в советские времена, когда после разрешения на возведения сами собой выделялись средства, то ныне эти два действа сильно разделены, как вы понимаете. Могут быть деньги, но отсутствать разрешение, а чаше бывает, наоборот.

 В данном случае («на сегодняшний день»!) повеление на возведение памятника было получено весьма рыночным способом: Национальный университет им. В.И. Даля разрешает строить в непосредственной близости от своих зданий (3-5 метров) закусочной Макдональдз и Макдрайв (ресторан и выдача блюд в подъезжающие легковые автомобили), а спрут этот международный производит за свой счет реконструкцию площади около главного здания университета с возведением памятника. Была ли точно согласована смета и каковы были запланированные средства непосредственно на памятник, точно не известно. Однако, как часто бывало,есть и будет, но ремонт прилегающих к главному корпусу территорий и некоторые малоизвестные издержки строительного производства оказались таковыми, что на строительство памятника В.И. Далю (кроме фундамента, который уже заложен) денег не хватило. Объясняется это университетским начальством так -- все деньги, которые, как понимаете, были согласованы с Макдональдсом «джентльменским соглашением», уже израсходованы….

 А памятник возвести начальству «хоца»….
 

Вот и приказано всем трудящимся Луганского Национального университета им. В.И. Даля согласно разнарядке «скинуться» на строительство памятника в строгом соответствии с занимаемой должностью (от 100 гривень профессора и … ниже до уборщицы).

 «Народный» памятник – это хорошо, правильно делает ректорат, строительство есть элемент истории…
 

Однако, злые языки упорно твердят, что пустовавшее до начала возведения ресторана Макдональдз и реставрации площади вокруг главного входа в университет имени В.И. Даля место в одном из престижных коттеджных поселков луганской знати, принадлежащее ректору данного конкретного университета, стало наводняться строителями и техникой, и уже вполне зримы очертания гигантского дома…. Второго, между прочим, принадлежащего ректору университета. Первый дом его также был возведен в период бурного строительства так называемого «синего здания»…. Это и есть те денежки, которые из памятника Вольдемару-Фердинанду во второй дом ректора воплотились?... А чЁ – не в первой это, когда закладывается памятник (пусть и не первый), а средства плавно перетекают «в пароходы, стройки и другие добрые дела».

 «Обворовали меня кругом», - так говорит ректор университета - «подайте на… строительство памятника… кто, сколько может»….

 Не знал он, да ещё и забыл, что говорил по этому поводу В.И. Даль: «У вора воровать, только время терять», а также – «Один приказчик, один вор; два приказчика, два вора».

 Самый главный вопрос – зачем одному Луганску-городу ДВА памятника одному и тому же В. И. Далю?...


Рецензии