Этот день в моей жизни. 16 марта

В моей жизни был уже шестьдесят один день 16 марта, этот шестьдесят второй будет. Про самый первый день шестнадцатого марта знаю, что уже десятый день я пил материнское молоко самостоятельно и шел на поправку. Дальше долго-долго ничего не помню.
А потом случился день 16 марта 1985 года. В этот день у меня прошел мой знаменитый открытый урок на котором присутствовали проверяющий из облоно приехавший в ознакомительную поездку из Архангельска. Любопытно он решил познакомиться с жизнью в Архангельской глубинке.
Позднее одна моя ученица приехала примерно таким же образом в город Дмитров из города Урая. В ясный солнечный день мы с Андреем – моим боевым товарищем – стояли на Дмитровской ж-д станции, на платформе и из электрички выпала она – ученица – и с нею её подружка, а заодно и хорошая знакомая Андрея  - они были подружки еще с ленинградских времён. На мой прямой вопрос, «каким чудом она здесь оказалась» Римма – назовём её так, бессовестно изменив имя, - ответила: «Случайно!»
- Обрати внимание, - возразил я ей – ты случайно взяла билет Урай-Свердловск, затем совершенно случайно взяла билет Свердловск-Москва, затем абсолютно случайно из всех жд вокзалов в Москве выбрала Савёловский, явно случайно выбрала город Дмитров, где уже точно случайно находился я! Не многовато ли колен в этом «случайном» зигзаге судьбы?
А ранее – 16-го марта 1985-го года – мой «знакомящийся» из Архоблоно случайно взял авиабилет Архангельск-Котлас, в Котласе случайно сел в самолёт на Виледь, в Вилегодске случайно упал в авто заврайоно до Сорово и там уже случайно поехал на присланной за ним машине в нашу Фоминскую школу!!!
Надо ли пояснять, что он случайно решил посетить именно мой урок, то есть урок преподавателя, который за два года до этого открыто критиковал замзавоблоно на коллегии облспорткомитета за попытку лишить звания мастера Павла Зарубина. И последняя «случайность» именно этот самый заместитель завоблоно и стал просто заведующим облоно и поехал ознакамливаться с Архангельской глубинкой, причем сразу после посещения моего урока самолётами отправился назад в славный стольный град Архангельск.
Понимая всю безнадежность ситуации я и провел этот славный урок не совсем обычным способом. Здесь придётся напомнить моим дорогим читателям, что 10 марта 1985 года умер Константин Устинович Черненко – генеральный секретарь ЦК КПСС, руководивший державой с  13 февраля 1984 года до самой кончины.
Напомню заодно и несколько других, важных для понимания существа этого уникального урока дат.
5-го марта 1953 года скончался Иосиф Виссарионович Сталин.
9-го февраля 1984-го года умер Андропов Юрий Владимирович
10 ноября 1982 года умер Леонид Ильич Брежнев
11 сентября 1971 года не стало Хрущёва Никиты Сергеевича
21 января 1924 года навеки уснул Владимир Ильич Ленин
14 марта 1883 года скончался Карл Маркс
5 августа 1995 года умер Фридрих Энгельс
Когда класс и проверяющие – заведующий облоно (областной отдел народного образования) и завучи школы – расселись я спокойно и немного торжественно объявил: «Ровно сто два года назад ушел из жизни основатель учения о коммунизме – Карл Маркс. На его учении основано учение Владимира Ильича Ленина и основано наше государство – первое в мире государство рабочих и крестьян. Давайте почтим память этого великого ученого минутой молчания. Прошу всех встать.»
Класс и проверяющие встали. Выдержав минутную паузу я просил всех сесть и в таком же ключе поочередно попросил всех почтить память перечисленных мною выше товарищей. Каждый раз класс безмолвно поднимался и садился. Под самый звонок я почтил память только-только скончавшегося Константина Устиновича Черненко – страна еще не отошла от траура! – открыв спич о нём такими словами: «Недолго! До обидного недолго продолжалась деятельность дорогого Константина Устиновича на посту Генерального Секретаря Центрального Комитета КПСС. Верный ленинец, он внёс неоценимый вклад в… « и завершил  за минуту до звонка предложением встать и почтить его память минутой молчания. Класс встал. Проверяющие поднялись и с ненавистью смотрели мне в глаза. Я не улыбался прекрасно понимая неизбежное.
Днем состоялось заседание педагогического совета школы. Я молчал. Не произнес ни одного слова. Позднее я описал пережитое мною состояние в стихотворении «Теофраст и Ареопаг».
Состоялось историческое голосование. Голосовали все единогласно. Я был уволен и изгнан из школы. Вечером того же дня я стоял на железнодорожной станции в ожидании поезда на Котлас. И написал песню «Где ты, Красный Командир?» Написал её с той скоростью, с которой она и пропевается. Это одна из самых потрясающих моих песен где мне не стыдно ни за ритм, ни за мелодию, ни за слова. С тех пор уже двадцать восемь лет я отмечаю ежегодно день 16-е марта. Как День своего истинного Освобождения от догматов детства и юности.
Жалею ли я о произошедшем? Нет!
Осуждаю ли педагогов школы? Ни в коем случае. Я с их решением абсолютно согласен.
Не дай бы Бог меня тогда просто пожурили. Я никогда не встретил бы Ивана Васильевича Звягина и не стал бы действительно Учителем. Но именно благодаря этому увольнению я попал в Качканар, создал свою систему шахматного всеобуча, стал педагогом, разработал модульную школу и в итоге переместился в Урай. Поэтому несмотря на весь трагизм того дня я ему всегда благодарен. Не пережив такого поражения нельзя стать тем кем я стал.


Рецензии