Погиб писатель и журналист Валерий Кузнецов
Совсем недавно я написал статью на 60-летний юбилей Валерия, и вот спустя год с небольшим пришла эта страшная новость.
Вечная память талантливому писателю, журналисту и замечательному человеку.
**********
Наши эмоциональные порывы и творческая реализация, как известно, ограничены правилами поведения, социальными ролями, жизненной прагматикой (пока не будем упоминать о таланте, ибо он – субстанция непостоянная, капризная, а порой и мстительная). Современному человеку сложно сохранить естественность в окружающем его мире техногенной цивилизации, а ещё труднее – выразить свою позицию достоверно и внятно. Как добиться того, чтобы тебе поверили?
В то время, когда литературное творчество превратилось в искусство составления словесных комбинаций, продающихся наилучшим образом, есть ещё писатели, творящие в труднейшем жанре сатиры.
Много лет на этом поприще работает наш юбиляр – Валерий Николаевич Кузнецов, член Союза российских писателей, автор двенадцати книг, бесчисленных сборников и антологий, лауреат российских и международных литературных конкурсов. Кроме этого, Валера (надеюсь, простит мне друг некое панибратство) – профессиональный журналист. Трудно перечислить все издания, в которых он печатался. «Новая Газета», «Известия», «Огонёк», «Юность», «Литературная Газета»… Уже этот перечень о чём-то говорит, не правда ли?
Вот и пришло время вспомнить о таланте. Кузнецов пишет – искры летят! В первую очередь, из глаз его персонажей. Причём, независимо от статуса героя. Поэтому талант сатирика, естественно, жизни ему не облегчает. Не хочу в юбилей говорить о нападках на писателя, но эмиграция во Францию – результат его бескомпромиссной борьбы с чинушами всех мастей. Однако чем тернистее жизненная тропа, тем благоприятнее она для творчества. Повести, рассказы, очерки, статьи Валерия Николаевича точны и беспощадны и, несмотря на аллегоричность, персонажи в них всегда узнаваемы. Своевольно, порой дерзко, он соединяет высокое с низким, необычное с будничным, завоевывая внимание читателя. Любая сатира, – а уж в литературе тем более, – начинается с сопротивления: политикам, закосневшим общественным нормам, обстоятельствам. У Кузнецова это – оппозиция к любой форме власти. Вот такие у него убеждения. Сатирику нет нужды моделировать абсурдные ситуации для своих сюжетов: достаточно оглянуться по сторонам.
Валера очень трудолюбив и любит рассуждать о природе творчества: «… понимаешь, старик, оно (творчество) зависит от нашего воображения, духовной силы, особенностей характера, силы воли. Надо просто работать. А россказни о том, что, мол, не пишу потому, что вдохновение не приходит – это оправдание собственной лености».
Кузнецов пишет не ради стёба, как сейчас принято, а, опираясь на конкретный сюжет, вскрывает суть происходящих в обществе процессов.
Сатира – это проявление свободы слова. И нет, вроде бы, преграды, всё возможно, всё дозволено. Великое и малое, самотекущее и статичное – широка палитра сатирика! Но нельзя переступить невидимую грань, чтобы не опуститься до уровня бульварного пасквиля, или жёлтой прессы.
Валерий и не опускается – талант не позволяет.
http://www.proza.ru/avtor/zloysatirik
Свидетельство о публикации №214031500566
С уважением
Владимир
Владимир Врубель 28.12.2020 20:39 Заявить о нарушении
Валера был журналист, и написал весьма критическую статью о деятельности во Франции политической группировки из одной нашей кавказской республики.
Василий Вялый 29.12.2020 11:25 Заявить о нарушении