О кладах 2-14-7-4

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-7-4. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ИСТОРИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.


История Золотой бабы. Продолжение.

Основных фигур христианской религии манси отождествляли со своими главными божествами: Христа – с Мир-Сусне-Хумом, Николая Чудотворца - с Полум-ойкой, бога-отца - с Нуми-Торумом (своим верховным богом), а Богородицу - с женой Нуми-Торума. И приемы обращения с богами оставались прежними. Так, однажды, сообщает путешественник прошлого века, после неудачной охоты жители одного из селений решили принести в жертву Николаю Угоднику барана, ибо сочли, что одних восковых свечей ему мало, поэтому-де и промысел неудачен. Ночью, войдя в церковь и поднявшись на паперть, охотник встал перед иконой Николая Чудотворца, перекрестился и, сделав несколько земных поклонов, воткнул нож в горло жертвенного животного. Затем он подставил под брызнувшую струю крови чашку, а когда та наполнилась дымящейся кровью, он выпил ее, нацедил снова и с наивной верой помазал кровью лик угодника на иконе. После этого охотник сел в лодку и с облегченным сердцем и успокоенной совестью отправился домой ". (И. Гемуева «Народ манси: Воплощение мифа»).

МИФЫ ХАНТОВ.

СОТВОРЕНИЕ МИРА.

Не было ни земли, ни воды, был только один Нум-Торум. Был у Торума дом в воздухе; на расстоянии трех аршин от дверей лежала доска, и только по этой доске ходил Торум, когда он выходил из дома. И ел и пил он только мед и сур. День и ночь он бывал дома, только два-три раза в день выходил гулять. Когда он приходил с прогулки, то садился на место-перину, садился и думал.
Однажды во время его размышлений капнула капля сверху на стол. Капля скатилась со стола, упала на пол, и вышел младенец — женщина Еви. Маленькая девочка открыла дверь и вошла в другую комнату. Когда она оделась в этой комнате в платье, неизвестно откуда полученное, и вышла к Нуму, то он бросился ей на шею, поцеловал ее и сказал:
— Будем с тобою век жить.
Долго жили, коротко жили, у них родился сын. Сын рос очень быстро, потому что такие люди быстро растут, и вышел однажды на преддверную доску гулять. Отец и мать говорили ему:
— Далеко не ходи, ты можешь с этой доски упасть.
Он их успокоил, говоря, что не упадет. Вдруг сверху спустилась бумага прямо к сыну Нума и прильнула к ладони правой руки. Бумага эта поднялась вместе с ним кверху, и он пришел к дедушке. Тот его спросил:
— Ты пришел ко мне?
— Да, я пришел.
— Как поживаешь?
— Ничего живу. Дедушка спросил его:
— Что у тебя есть там, внизу, кроме домика, широко
ли там или узко? 
И он ответил ему:
— Ничего не знаю, широко или узко.
— А есть ли вода или земля?
— Ничего не знаю. Вниз смотрю: везде широко, не Видно ни земли, ни воды.
Тогда дедушка дал ему в руки земли и ту бумажку, с которой он поднялся кверху, и спустил его обратно в домик к Нум-Торуму, сказав на прощание:
— Когда ты спустишься вниз, то сбрось с преддверной доски землю вниз.
Когда он спустился, то землю всю высыпал вниз и пришел в дом, который был золотым. Тогда отец и мать спросили его, где он так долго ходил. Он им ответил, что был на улице, на доске, и играл. На другой день дедушка сам спустился в золотой дом Нум-Торума. Его напоили и накормили. Дедушка спросил у мальчика:
— Знаешь ли ты, кто больше — сын или отец?
Он ответил ему, что отец-бог выше сына. Отец и мать стали спорить, что есть один бог. Дедушка сказал им:
— У вас ума нет, маленький умнее вас.
Затем дедушка скрылся. На другой день мальчик опять вышел на ту же доску, посмотрел вниз и увидел землю, но леса нет. Тогда он прибежал к родителям и сказал, что увидел землю, и стал просить спустить его вниз. Его посадили в золотую люльку и спустили на веревке вниз. Когда он, спустившись, правую ногу выставил из люльки на землю, то нога стала тонуть, как будто бы в жиже. Тогда отец обратно поднял его. Мальчик рассказал, что спустился, но земля жидкая. Мать стала говорить:
— Ну ладно, сынок, завтра вместе спустимся, сама посмотрю.
Назавтра, утром раненько, спустились оба в люльке, Спустились оба вниз, и вот мать действительно увидела, что земли нет, а есть жидкое болото. Она сначала стала на ноги, потом пришлось нагнуться и уцепиться руками. И вот стала она тонуть и скоро совсем скрылась. Мальчик остался и заплакал. Наконец он потянул за веревку, отец его поднял и стал спрашивать;
— Почему плачешь и где мать?
— Мать,— говорит он,— утонула в болоте.      
Отец стал его утешать и сказал:
— Скоро ли, не скоро ли, но все равно… умрешь.
Скоро, однако, мать вышла из комнаты… и стала говорить сыну:
— Зачем ты плакал? Все равно, когда мир будет на земле, то дети будут также оплакивать своих родителей. Скоро будут деревья и трава на земле, потом народятся везде люди.
На другой день, поутру, мальчика опять опустили на землю. Он вышел из люльки и побежал по земле: болота не было, земля  укрепилась. Мальчик из земли сделал двух людей — мужчину и женщину. Когда он на них дунул, они ожили. Потом Торум создал морошку и бруснику — красную ягоду. И сказал Нум-Торум людям:
— Вот вам морошка и красная ягода — питайтесь ими.
Потом он им сказал:
— Когда я уйду от вас, то придет Куль и будет вас соблазнять. Вы ему не верьте, пока я не приду сам; когда приду сам, то скажу иначе.
Он пошевелил веревкой, его подняли кверху. Тогда Куль пришел к вновь созданным людям и стал спрашивать;
— Что? Торум повелел вам есть морошку и красную ягоду?
И он дал им горсть черемухи и сказал:
— Вы едите морошку и красную ягоду — от нее сытости нет, а вот если съесть эту горсть черемухи, то от нее навсегда будешь сыт.
Они не думали есть, но Куль уговорил их. Они съели и почувствовали, что сыты. Куль скрылся. Они продолжали есть черемуху. Когда Торум пришел на землю и стал спрашивать, что они едят, они показали.
— Зачем вы послушались Куля: он соблазнил вас!
Торум пошевелил их рукой, они упали в разные стороны замертво. Торум дунул на них, они опять ожили. Потом он им сказал:
— Я вас оживил. Смотрите, придет опять Куль, будет
вас соблазнять — вы его не слушайте, ешьте морошку и
красную ягоду, которые я повелел вам есть раньше.
Затем он создал зайца и сказал им:
— Этого можно есть.
Затем позволил им есть и малину.
— Смотрите,— сказал он им на прощание,— не давайте себя соблазнять Кулю; ведь вы уже были мертвые, верьте, потому, что дали себя соблазнить Кулю. Теперь я вас опять оставлю здесь, и, если Куль будет вас соблазнять, не слушайте его слов, пока я не приду.
И показал он им три дерева: сосну, лиственницу и березу. После ухода Торума явился Куль и стал спрашивать:
- Зачем вам есть эту малину, что в ней сытного? А вот есть кедр — высокое дерево, на нем шишки. Возьмите эту шишку, и будет у вас полная горсть орехов, и вы будете сыты.
Когда они съели эту шишку, то увидели, что они нагие, и стали друг друга стыдиться, потом соблазнились друг другом и согрешили. После этого они спрятались в траву. Когда пришел Торум и стал их звать, они откликнулись чуть слышно.
— Почему вы спрятались? — спросил он их.
Когда он подошел к ним, они оба сидели на земле и не могли встать на ноги. И сказал им Торум:
— Вот я создал для вас оленей, овечек, зайцев, коров
и лошадей; кожей их вы будете одеваться. Я говорил вам, что не нужно есть, вы не послушались, теперь оставайтесь на земле.
Не оставил Торум им ни огня, ни котла, оставил только сырое мясо и сам ушел вверх, на небо. Спустя некоторое время Торум посмотрел с неба вниз и увидел неисчислимое количество людей на земле — столько, что им стало тесно, и они начали воевать друг с другом. «Что из этого выйдет? — подумал Торум.— Надо дать им зиму, чтобы они мерзли». И народ стал мерзнуть и умирать от мороза. Потом Торум стал размышлять, отчего осталось так мало народу. И он опять спустился на землю.
Ходил он по земле и думал. Увидел камень и приложил руку к этому камню, и пошел жар от камня. Возле него лежал маленький камень. Когда он взял маленький камень и ударил о большой, то большой рассыпался — и из него вышла женщина-огонь. От камня пошла дорога, неизвестно куда ведущая, но очень широкая. Еще из камня образовалась не целая лодка, - то ли нос, то ли корма ее — неизвестно. Взял Торум опять камешки и стал друг о друга ударять, и показался огонь. Тогда Торум сделал из березовой коры трут, изрубил дерево, наколол дров и развел огонь. Когда он развел огонь, то собрал народ и стал отогревать у этого огня.
Потом стал он думать о том, что нельзя людям жить без варева, и сделал котел (из железа ли, из камня ли — неизвестно). И он принес в этот котел воды, повесил котел на палки, убил скотину (то ли корову, то ли овцу — неизвестно). Когда все сварилось, Торум сам сел, закусил, и ему показалась пища вкусной. Накормил он остальных, оставшихся в живых, сказав им
— Вот я вам показал пример, как вам варить: вот огонь, вот вода; как я делал, так делайте и вы. Если будете зябнуть, разложите огонь — отогреетесь. Что добудете и что где достанете — вот так варите и пеките. Питайтесь той пищей, которую я вам посоветовал.
Потом он им показал, как добывать птицу перевесами, рыбу — гимгами, как неводить, как колыданить и всякие промыслы. Затем сказал народу:
— Больше я не приду к вам, так и живите,
Когда Торум поднялся вверх, то спустя некоторое время стал опять смотреть вниз на землю. Видит, что народ размножился, все трудятся. И стал думать: «Вот сколько расплодилось народу, соблазнил их дьявол». Позвал Торум к себе Куля и говорит:
— Ты без моего позволения никого не тронь, не соблазняй, пока не скажу. Когда скажу, укажу на старого или  молодого, того и  возьмешь. Половину народа ты возьмешь, а половина останется мне.
(http://www.bibliotekar.ru/rossia/7.htm).

Согласно главному космогоническому мифу хантов и манси, земля появилась среди первичного океана из ила, который вынесла в клюве трижды нырявшая на дно гагара – лули. В одном варианте мифа гагару посылает прародитель всех богов Нуми-Торум, а облик гагары принимает властитель злых духов Куль-отыр. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Состояние исходного «ничего» в мифах хантов и манси рисуется безбрежным морем или «жидкой землей» – болотом (отль-ях), в котором, по легенде, тонет (а затем вновь появляется в небесном «золотом доме») жена бога Торума. Ничто – вода без края, некое ещё не родившее лоно. Это загадочное небытие определяется в мансийской легенде словами: «Вначале было лишь море, земли не было вовсе. Земля, может, и была где-то под водой, но даже Торум об этом не знал. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Земля рождается из глубины вод, из малой крупицы, принесенной со дна малой птицей. Она рождается из смеси донного ила с кровью ныряющей птицы, отчего и становится живо-растущей: «Вначале земли не было, была только одна вода. Бог решил сотворить землю и человека, для чего приказал большой птице (гагаре – луле) нырнуть в воду и достать оттуда земли. Но большая лула земли достать не могла. Тогда Бог послал малую лулу. Та глубоко нырнула в воду и пробыла там три дня. Когда она вынырнула на поверхность воды, из клюва у нее показалась кровь, а вместе с кровью там оказалась и жидкая земля. Земля эта стала быстро расти, а через непродолжительное время из нее образовался остров, на котором с такою же быстротой стали расти деревья. Когда остров стал большим, Бог создал первых людей – мужчину (пырысь) и женщину (эква). (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Как только обозначилась земля, вода из былого «ничего» превратилась в одну из стихий. Бескрайность сменилась очерченностью, двоичным сочетанием земли и воды. Тем самым, Сотворение проходит от «ничего» через единичное (Бога, маленькую лулу) и двоичное (две лулы, Бога и лулу, море и Бога) к троичности Верха (Бога, Неба), Середины (Земли), Низа (Воды). Не случайно луле приходится пробыть под водой три дня (в других версиях мифа – трижды нырять). (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Земля, поднятая со дна океана и исполненная силы рождения (смешанная с кровью птицы-ныряльщицы), уже разрослась. Но вначале земля все время вертелась, плавая в воде, жить на ней никому было невозможно. Нуми-Торум бросил на землю свой пояс с пуговицами. Пояс, упав на землю, придавил ее своей тяжестью, и она перестала вертеться. Там, где упал пояс, теперь Урал. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В другой версии мифа то же самое происходит по просьбе богинь – сестры (Йоли-Торум-сянь) и дочери (Крылатой Калм) бога Неба: «Йоли-Торум-сямьна землю спустилась, Крылатая Калм на землю спустилась. На земле стали жить. Однажды Йоли-Торум-сянь говорит Крылатой Калм: - Поднимись к своему отцу, Нум-Торуму. Так ему скажи: «Кожистая земля наша все качается, на месте не стоят. Когда появятся на земле люди, как они будут на ногах держаться? Нум-Торум, отец мой, укрепи нашу землю!» Может быть, каким-нибудь поясом он ее опояшет. Крылатая Калм поднялась к Нум-Торуму. Вошла в его дом, Нум-Торум за столом сидит, правой щекой о посох опирается.
Спрашивает дочь: - Крылатая Калм, какое слово ты принесла, с какою речью ко мне пришла?               
Крылатая Калм отвечает: - Нум-Торум, отец мой, наша земля, как ни велика уже стала, а все еще движется, на месте не стоит.  Когда появится человек, не устоять ему на ногах. Ты укрепи нашу землю, опояшь ее каким-нибудь поясом. Нум-Торум голову опустил. Пока так сидел, котел с рыбой вскипел. Потом Нум-Торум голову поднял и сказал дочери: - Я сделаю как ты сказала, землю опояшу. Крылатая Калм вышла из дома Нум-Торума, спустилась обратно на землю. Йоли-Торум-сянь спрашивает ее: - С чем пришла, какую весть принесла?                Крылатая Калм ей отвечает: - Нум-Торум, отец мой, обещал укрепить землю, сказал, что опояшет ее.               
После этого спустил Нум-Торум на землю свой пояс. Его пояс был украшен тяжелыми пуговицами. Земля глубоко осела в воду и стала неподвижной. На том месте, где лег пояс, теперь Уральский хребет. Это самая середина земли». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Согласно хантыйскому преданию, злой дух Кынь-лунг (Куль-отыр), воспользовавшись сном Нуми-Торума, стал таскать его по земле, пытаясь утопить – при этом возникли холмы, долины, ямы, кочки, болота. В свой подземный мир Кынь-лунг ушёл через отверстие от воткнутого в землю посоха. Через отверстие на землю поднялись комары-кровопийцы и духи болезней, но Мых-ими («Земли старуха», богиня-мать) загораживает его. По одному из мифов, солнце и луна вначале находились в подземном царстве Куль-отыра, но были похищены оттуда Мир-сусне-хумом – младшим сыном Нуми-Торума. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

По мансийскому мифу, землю первоначально заселяли богатыри-отыры, но Нуми-Торум, разгневанный их дерзостью, послал пожар и затем потоп (йелпинг-вит, «священная вода»). В других мифах упоминается огненная масса, почти достигавшая неба. Нуми-Торум искупался в огненных водах, помолодел и стал отцом семи сыновей. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В наиболее известном из мифов творения инициатива создания человека приписывается Йоли-Торум-шань (Калтась-эква), матери земли. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В другом мифе люди были сотворены небесным богом Нуми-Торумом: вначале из лиственничных брёвен получились менквы, затем из сердцевины лиственницы, сплетённой лиственничными корнями, были созданы люди, но мохнатые, и были уничтожены; наконец появились настоящие люди, сплетённые из тальника и обмазанные глиной. У восточных хантов известны мифы о происхождении человека из слюны Нуми-Торума, от рыба (ногти – остатки рыбьей чешуи). (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

По одной версии, для сотворения человека Богу понадобилась добытая чертом черная земля, по другой, души глиняным людям дала сестра Создателя (Топал-ойки) Калтась-эква: «Топал-ойка отправился к Калтасъ-экве.                Пришел, говорит ей: - Сестра, этих людей сможешь оживить?             
- Оживлю, – отвечает Калтась-эква, – только ты отсюда уходи.
Топал-ойка ушел.  С тех пор, когда дети на свет появляются, мужчине при этом быть нельзя». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Продолжение: http://proza.ru/2014/03/16/1893.


Рецензии