В гостях у батюшки Серафима
Началось мое невероятное и чудесное предприятие с книги воспоминаний семьи Пестовых и Соколовых «Серафимово благословение». Я читала ее и как быль, и как сказку. Поездка к преподобному Серафиму казалась мне немыслимой и далекой: «Как это: я – и в Дивеево?» Пока в маршрутном такси я читала книгу, ко мне подсел молодой священник.
– Извините, а я знаю, о чем вы читаете. Моя матушка очень любит эту книгу и даже не мечтает уже поехать в Дивеево, у нас второй ребенок родился – не до поездок теперь.
– Вы думаете, батюшка, можно просто взять, и поехать?
– А почему нет? Пока молодая, и семьи еще своей нет, поезжайте с Богом.
Через несколько дней я совсем утвердилась в своем намерении, и поехала к мудрому наставнику в житейских делах за благословением. Очень добрый и веселый батюшка сразу же одобрил мое решение.
– Поезжай, конечно, и за меня грешного помолись. Только ты найди себе попутчицу, одна не езжай. Одной опасно, всякое в дороге может случиться.
В тот же день я расспросила всех потенциальных попутчиков, но согласия не получила, да и кто бы решился так внезапно собраться в дальнюю дорогу! В часовне преподобного Серафима Саровского, на перроне железнодорожного вокзала, я взмолилась: «Батюшка Серафим, вот, хочу приехать к тебе в гости… Можно?» На мое сердечное вопрошение я как будто услышала ответ: «Приезжай, буду рад!». Так и сам батюшка завещал нам: «Когда умру, не забывайте обращаться ко мне за помощью как к живому».
Теперь, взяв благословение и твердо зная, что в Дивеево меня ждут, пути назад уже не было. Раз обещалась приехать, надо держать слово и ехать, не смотря на то, что попутчицу себе я так и не нашла...
Беспрепятственно скоро я за один день купила билеты, собрала вещи, навела чистоту в доме и стала ждать часа отправления в путь.
Барнаул – Новосибирск – Арзамас
По приезде из Барнаула в Новосибирск ночь пришлось пободрствовать в ожидании поезда. Наконец, объявляют о прибытии на платформу, рейс Тында – Москва. Получаю постельное белье от проводника, тотчас проваливаюсь в сон.
Праздных разговоров с попутчиками избежать не удается. Веселый парень Леха донимал меня всю дорогу, чтобы не скучать. Я держу в уме цель своей поездки – сосредоточиваюсь на молитве. А он меня еще и смешить пытается: «Не грусти!», и так потешно улыбается!
– Да не грущу я! – ну, как ему объяснишь?
Не раз складывался и такой диалог:
– Куда едешь?
– До Арзамаса.
– Это где?
– Нижегородская область, в монастырь.
– А у нас что, своих нет?
– А я в гости!
– А, понятно…
Так и прошли полтора суток в поезде.
За час до прибытия в Арзамас у меня похолодели ладони, я затревожилась. Как же безрассудно с моей стороны было поехать одной! Каково это – оказаться одной в незнакомом городе ночью? Стал закрадываться ехидный голосок: «Я же говорил, надо было сидеть дома, а ты не послушалась! Теперь расхлебывай». Но я пыталась себя успокоить, взывая молитвенно к преподобному: «Батюшка, ведь ты меня ждешь? Прошу, дай мне благополучно добраться к тебе!»
За полчаса даже весельчак Леха забеспокоился.
– Тебя там кто-нибудь встретит?
– Нет, я там ничего и никого не знаю…
– Ну, ты экстремалка, оказывается!
Как мне рассказывали паломники, бывавшие здесь, в Арзамасе с поезда можно сразу пересесть на автобус или такси. Я не предусмотрела, что в это время транспорт уже не ходит, да и в монастыре могут не принять. А переночевать где-то надо было.
Уже в густых сумерках доезжаю на последнем городском автобусе до Соборной площади и ищу ночлега в Никольском женском монастыре… Подбегаю к торопливо идущей фигуре в черном.
– Матушка, мне бы переночевать!
– Вы откуда? Поздно уже, не пустят вас. Вы тут приехали, думали: вот она я, встречайте? Нет, милая. Люди как делают: приехал ночью – остался на вокзале, а утром уж – пожалуйте!
Права монахиня, пристыдившая меня, и так мне стало неловко перед нею за свою глупость! А все твержу молитву преподобному: отче Серафиме, неужто на улице останусь? Помоги!
– Ладно, – смягчается она, – пойду мать-настоятельницу спрошу.
А через некоторое время она уже ведет меня в келейный корпус.
– Мать благословила. Пошли, если место есть, а нет – так не обижайся.
– Видно, Господу угодно, что тебя пустили, – приветствовала меня мать Нина, – обычно в это время никого не принимают. Спи с Богом.
Напрасно добрая матушка извинялась, что нет у них удобств. Что Бог послал. Я и этой милости была рада.
Наутро, помолившись перед чудотворным образом Божией Матери «Избавление от бед страждущих», я продолжила свой путь.
Дивеево
Первые мои чувства ошеломления и благоговения, к сожалению, вскоре были подавлены суетой. После поклонения святым мощам батюшки я из любопытства обходила территорию монастыря вдоль и поперек, подолгу задерживалась в церковных лавках, фотографировала, любовалась местом. Старалась и потрудиться: была на послушаниях в трапезной, посещала литургию. Святитель Феофан Затворник в «Мудрых советах» предупреждал меня: «Приехавши на новое место, вы только кругом будете посматривать, удовлетворяя любопытство, а о говении и о том, чего ради оно предпринимается, совсем забудете. Говейте там, где вас ничто не может развлекать».
Началось праздничное богослужение, и те паломники, кому тяжело стоять в душном храме, молятся у его стен на улице – все хорошо слышно через динамики. Мое внимание привлекает пожилая женщина в зеленой под цвет праздника одежде, сидящая на стульчике под отцветшей яблоней. Я выбираю план, чтобы ее сфотографировать, и тут она поворачивается и манит к себе.
– Сфотографируй меня, – говорит. – Вышлешь фотографию-то?
– Вышлю. А вы, матушка, как живете здесь?
– Я трудница. Живу здесь уже много лет, – она не называет своего имени, держит четки и крестится.
Богослужение идет, а мы разговорились так, будто знакомы давно.
– Люди сегодня почему унывают? – переспрашивает меня. – Богу не веруют. Нужно Богу не только верить, но и самому быть верным. Терпение нужно. Воля Божия не сразу открывается. Надо молиться, и Господь все устроит.
Святая Канавка
За Преображенским собором начинается Канавка Царицы Небесной. Преподобный Серафим Саровский благословлял своим духовным чадам, проходя по Канавке, читать 150 раз архангельское приветствие «Богородице Дево, радуйся». По ней и сегодня не спеша идут мужчины, женщины, девушки, молодые пары, и читают Богородичное правило. Оно разделено на 15 ступеней, каждая из которых напоминает нам об одном из важнейших событий в земной жизни Пресвятой Богородицы. Каждый десяток начинается с молитвы «Отче наш». Люди, бывшие на Канавке, рассказывали: прежде, чем ступить на нее, нужно купить четки и взять на них благословение. Где же его брать? Подхожу к молодой монахине – она указывает паломникам дорогу к трапезному храму.
– Матушка, у кого мне взять благословение на Канавку?
– Во-он у нее, – смотрит вверх. – У Царицы Небесной, – и торопится дальше по делам.
Три благодатных дня, как единый длинный день, я провела на Дивеевской земле. Всего и не расскажешь. Пора возвращаться домой. На свой вопрос «Полезны ли для спасения души богомольные путешествия?» у святителя Феофана Затворника нахожу ответ: «Господь везде есть, и везде Един и тот же. Никакое место не приближает и никакое не отдаляет… Ищите Господа?! Ищите, но только в себе... В душе надо Афон устроить».
Свидетельство о публикации №214031500666