По гамбургскому счету

Мемуарная серия «Близкое прошлое» старейшего российского издательства «Молодая гвардия» пополнилась несколькими интереснейшими новинками. Прежде всего, хочу обратить ваше внимание на эпическое по временному размаху мемуарное повествование Нины Молевой «Баланс столетия». Одна из умнейших и образованнейших женщин России рассказывает о том, как сменявшиеся на протяжении ХХ века политические режимы пытались повлиять на общественное сознание, о драматических, а подчас трагических событиях в жизни тех, с кем ассоциировалось понятие «деятель культуры». В книге много страниц уделено взаимоотношениям «отца народов» и «мудрого вождя» с «мастерами культуры». Причем отношения эти были далеко не столь однозначны, как потом пытались толковать их разоблачители «культа личности». Ибо многие артисты искренне верили в те идеалы, на которые ориентировал нацию товарищ Сталин. В более узком плане эту же тему трактует Соломон Волков в книге «Шостакович и Сталин: художник и царь» («Эксмо», 2004 г.), которая была написана на основе многочисленных бесед с великим композитором. Однако и здесь мы ощущаем, насколько велико было влияние вождя на художественное сознание творческой интеллигенции. Как отметил в предисловии к русскому изданию книги Волкова известный музыкант Владимир Спиваков, для многих эта книга станет большим открытием не только Дмитрия Шостаковича, но и самих себя. Книга  Дениса Лешкова «Партер и карцер» -  достаточно неожиданна. Дело в том, что мемуарных книг  начала ХХ века опубликовано немало, но еще больше их так и осталось храниться в рукописях. К их числу до недавнего времени относились и эти записки бесшабашного, склонного к разгулу и романтическим приключениям балетомана, сбросившего мундир ради мира искусства, смазливых хористок и выдающихся балерин. Повседневная жизнь питерской богемы, запечатленная в воспоминаниях Дениса Лешкова, - великолепная находка редакторов одной из ярких мемуарных серий «Молодой гвардии». Наконец серия «Близкое прошлое» внесла свою лепту в гумилевоведение. Сейчас появляется всё больше книг, посвященных жизни и творчеству этого блестящего поэта Серебряного века. Всем известен знаменитый сын поэта Лев Гумилев, но мало кто знает еще об одном его сыне Оресте Высотском, который, как и его брат по отцу, не был чужд поэзии. До конца своей жизни в 1992 году он работал над книгой «Мой отец – Николай Гумилев», которая выходит только сейчас. Вместе с этой биографической работой в новую книгу серии «Близкое прошлое» вошли воспоминания о Николае Гумилеве его современников, среди которых есть и прекрасная зарисовка Надежды Тэффи «Синие вторники». В дореволюционной России ее называли «королевой юмора». Остроты Тэффи, курьезные фразы и словечки ее персонажей подхватывались и разносились по всей стране, становились крылатыми. Вторую половину своей жизни писательница провела в изгнании во Франции. Незадолго до смерти она писала: «Анекдоты смешны, когда их рассказывают. А когда их переживают, это трагедия. И моя жизнь – это сплошной анекдот, то есть трагедия». В лучшей отечественной мемуарной серии, которой, по моему убеждению, является «вагриусовский» «Мой 20 век», вышла книга воспоминаний Надежды Тэффи «Моя летопись». Читая ее мемуарные очерки, погружаешься в удивительный мир литературы Серебряного века и Русского зарубежья. 
Автобиографический роман «Перед восходом солнца», дневники и письма Михаила Зощенко составили еще один том «Моего 20 века». Творчество Зощенко можно разделить на две половины – «смешную» и «грустную». До тех пор пока он писал свои юмористические рассказы, в которых  боролся с отрицательными явлениями советской действительности, всё было хорошо. Но вот в 1943 году Зощенко публикует первую часть своей книги «Перед восходом солнца» и тут же подвергается разгромной критике. Что же так разгневало в ней высокое литературное и партийное начальство? За какую же это  «испанскую грусть» насмешник Зощенко подвергся опале? Ответы ищите в книге «Перед восходом солнца».
Свою последнюю книгу «Вчерашний мир» великий австрийский писатель Стефан Цвейг называл воспоминаниями европейца. Приход Гитлера к власти в Германии он воспринял как крушение европейской культуры. Именно поэтому книга пронизана безысходностью человека, мир которого оказался растоптанным солдатским сапогом. «Я пишу эту книгу в разгар войны, на чужбине. От всего прошлого у меня не осталось ничего, кроме того, что я ношу в своей памяти…Так предоставлю же слово воспоминаниям  - пусть они говорят вместо меня и зеркально отразят мою жизнь, прежде чем она потонет во мраке!». Вот такую книгу-завещание оставил нам один из самых блестящих интеллектуалов прошлого века.
Николай Набоков, двоюродный брат большого русского писателя Владимира Набокова, назвал свою мемуарную книгу «Багаж». Композитор и музыкальный критик он предстает в своих «мемуарах русского космополита» тонким бытописателем, память которого сохранила замечательные воспоминания детства, которое прошло в России, и юности и молодости, проведенных сначала в Берлине, потом в Париже. Просто и бесхитростно Николай Набоков пишет о своих встречах  с Есениным и Дункан, Гарри Кеслером и Райнером Марией Рильке, Сергеем Дягилевым и Игорем Стравинским. Став человеком западноевропейской культуры, Набоков оставался им до конца, хотя  значительная часть жизни его прошла в Америке. Этот интересный том вышел в небольшом «Издательстве журнала «Звезда», которое специализируется на выпуске мемуарной литературы и редких литературоведческих книг.
Мемуары Шарля Азнавура под стать его песням, каждая из которых маленькая история любви. Поэтому книга «Прошлое и будущее» - это не столько книга о шоу-бизнесе, каких сейчас выходит великое количество, и не исповедальная мемуарная проза, а просто истории из жизни артиста. Одна из лучших песен Азнавура «Богема». В его книге много размышлений о жизни и нравах парижской богемы, но сделано всё с огромным тактом. «Я обладаю определенной долей целомудрия, хотя и не боюсь резких слов», - говорит о себе автор одной из самых оригинальных автобиографических книг серии «Мой 20 век».
Но, пожалуй, самой большой неожиданностью  стало для меня появление толстенного мемуарного кирпича, вышедшего в московском издательстве «Алгоритм». Называется эта книга несколько зловеще «Свожу счеты с жизнью», но поверьте, что это одна из самых светлых книг последнего времени. А изваял ее Игорь Бестужев-Лада, историк и футуролог, социолог и писатель, который умудрился вписать историю своей долгой и полной событий личной жизни в историю СССР-России, начиная с 30-х годов прошлого века и по наши дни. «Свожу счеты с жизнью» - это даже не «воспоминания и размышления», а нечто новое в мемуарном жанре. Здесь  публицистика переплелась с суховатыми академическими отчетами о научных форумах, анекдоты соседствуют  с горечью футурологических прогнозов.  И, тем не менее, это одна из самых ироничных книг нашего совсем не забавного времени. Если вы спросите меня про что всё же эта книга, я, не задумываясь, отвечу: про всё! И поверьте, не обману.
О Владимире Высоцком написаны десятки томов воспоминаний людей, знавших его в жизни и на театре, но вышедшая в издательстве «Вагриус» книга Эльдара Рязанова не похожа ни на один из них. Построенная в виде интервью автора с родными и близкими поэта, его друзьями, артистами театра на Таганке, кинорежиссерами, в чьих фильмах снимался Высоцкий, она является своеобразным групповым портретом с бардом. «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» напоминает еще и семейный альбом поэта, потому что по количеству фотографий из личных архивов семьи Высоцких, а также фотографов В. Плотникова и А. Стернина ей нет равных.
Как и обещал нам Сергей Юрский, создатель серии своих «собеседных с читателем книг», (термин мой - В.П.),  четвертая (чётная) книга «Кого люблю, того здесь нет» оказалась грустной. Сергей Юрский вспоминает о своих коллегах по актерскому цеху Фаине Раневской, Николае Волкове, Евгении Евстигнееве и других дорогих ему людях. «Вы держите в руках книгу, написанную от переполненного печалью сердца. И речь в ней идет о самых дорогих автору людях, которых уже нет на земле. Надеюсь, мои воспоминания будут дополнением к тем образам, которые носит читатель в своей душе. Итак, начнем, и да не минуют нас ни чувство юмора, ни свободное дыхание жизни, которым были наполнены герои этой книги».
Новая книга Сергея Юрского «Кого люблю, того здесь нет», как и три первых«собеседных с читателем книг»  вышла в издательстве «Вагриус», которое продолжает радовать читателей мемуарами знаменитых россиян. Одним из них является заслуженный тренер СССР Евгений Гомельский, с именем которого связаны громкие победы наших баскетболистов. Книга его воспоминаний называется «Игра гигантов», хотя по признанию самого автора, по баскетбольным меркам ростом он не вышел. Конечно, богатырское телосложение – большое подспорье в любом спортивном состязании, но не это главное, считает Евгений Гомельский. «Заряженность на борьбу, стремление к успеху, воля, дисциплина, самоотдача – вот критерии, которые определяют характер человека».
Вот уж чего-чего, а стремления к успеху у Артёма Тарасова, автора биографического бестселлера «Миллионер» не занимать. В этой книге органично сплелось всё, что присуще авантюрному роману: детективная интрига, любовные страсти, азартные погони, секреты большой политики и бизнеса. Артём Тарасов определил жанр своей книги как исповедь первого капиталиста новой России. На самом деле «Миллионер» представляет гремучую смесь нелицеприятных подробностей для политической элиты страны, потому что Тарасов пишет обо всем скорее не исповедально, а эпатирующее откровенно.


Рецензии