Подросток былых времен

Эдуард Лимонов –традиционалист. Следуя канонам русской классической литературы, Эдуард Вениаминович Савенко создал, подобно Льву Толстому и Максиму Горькому, автобиографическую трилогию, проследовав по тропинкам детства, отрочества и юности. Соответственно у Лимонова это: «У нас была великая эпоха», «Подросток Савенко» и «Молодой негодяй». Все три книжки вышли в питерской «Амфоре», которая задалась целью сделать из Лимонова культового молодежного писателя. Задумка, кажется, удалась. Лимонов пребывает в тюрьме, но сотни юных нацболов все громче заявляют о своем неприятии навязываемых обществу «западных ценностей». «Гуд бай Америка, нам стали слишком малы твои тертые джинсы! У нас была великая эпоха и великая страна! И пусть на нас обрушивают гонения, нас уже не догонишь!». Лимонов и издатели «Амфоры» демонстрируют великую силу слова, способного зажигать. Это вам не слюнявенькая проза современных худосочных литераторов и литераторш. Молодежь верит в искренность, а более искреннего писателя, чем Лимонов - поискать надо! В странном, а может быть и закономерном соседстве с книгами Лимонова появился в «Амфоре» «Чеченский блюз» Александра Проханова. Это уже третья книжка, известного киплинговскими настроениями, но не талантом, политического писателя и публициста. Проханов пишет о войне в Чечне. Пишет красочно, с ненавистью к боевикам, а заодно к режиму, который послал наших солдат воевать в Чечню. А если бы не послал? Не надо вопросов: слушайте лучше чеченский блюз в исполнении Александра Проханова.
Сборник ранней прозы большого русского писателя и ученого Андрея Синявского, которые публиковались за границей под псевдонимом Абрама Терца, вышел в московском издательстве «Аграф».  В сборнике «Пхенц и другие», куда вошли повесть-антиутопия «Любимов» и шесть рассказов Андрей Синявский заявляет о себе как настоящий модернист, ведущий свою родословную от Гоголя, Щедрина, Замятина, Платонова и Булгакова. Наследие Андрея Синявского велико и следует воздать должное издателям «Аграфа», которые продолжают радовать нас книгами этого великого радетеля свободной мысли.
Роман датчанина Питера Хёга «Условно пригодные», вышедший в другом петербургском издательстве «Симпозиум», - о детской обездоленности. Сиротство в благополучной скандинавской стране не менее печально, чем в нашей глубинке или пусть даже стольном граде. Но роман «Условно пригодные» не только о сиротском неприкаянстве. Питер Хёг вовлекает читателя в лабиринт полудетективного повествования. в котором дети пытаются ответить для себя на вопросы, которые очень хотелось бы скрыть воспитателям детдома. Очень жесткая проза, часто переходящая в жестокую стилистику. Но тема достойная внимания. О Макаренко мы забыли, а беспризорников у нас тьма. И каждый из них – личность. Путь даже «условно пригодная», хотя я с такой характеристикой категорически не согласен.
 Английский прозаик  Джонатан Коу написал роман, в котором смешное оборачивается трагичным, в котором герои плутают в поисках утраченного сна и куда более утраченного времени. «Дом сна» вышел в фирменной серии «Зебра» в издательстве «Фантом Пресс», что заранее настраивало на комический лад, поскольку книжки в этой серии получаются уморительно смешными. Но Джонатан Коу мастерски закрутивший сюжетные линии романа признается, что мрачность и грусть  пробрались в книгу без его ведома. Но он считает это хорошим признаком того, что книга живет независимой жизнью, преподнося автору сюрпризы еще в процессе работы над ней. А книга получилась действительно очень хорошей.
Сборник «крутых детективов» Жозе Джованни «Отлученный»  вышел в криминальной серии издательства «ТЕРРА-Книжный клуб». Кто не знает это имя, скажу, что  по романам Жозе Джованни сняты почти все «полицейские фильмы» с участием Алена Делона и Жана-Поля Бельмондо, а сам автор в прошлом бывший марсельский «крутой», (гангстеров он не любил), потом зэка, потом мэтр полицейского кино. Еще одна книга «ТЕРРЫ», показавшаяся мне очаровательно неожиданной, называется «Одиноко ли тебе вечером», так же как известный хит Элвиса Пресли. И вы не ошибетесь, если решите, что это книга о короле «рок-н-ролла» из Мемфиса, штат Теннесси. Автор книги Люси де Барбин, подобно Татьяне Егоровой, написавшей книгу «Миронов и Я», со всей возможной страстью доказывает, что только она была единственной любовью своего кумира.
Любителей истории могу порадовать сразу несколькими новинками. В «Центполиграфе» вышла книга известного писателя и историка Майкла Гранта «Цивилизация Древнего Рима», в которой автор обобщает античный цикл истории «Вечного города», одна из лучших работ этого известного исследователя древнего мира. В ней Грант рассматривает т.н. «золотой век» империи, когда влияние римской культуры распространилось на огромном пространстве трех континентов. Одним из великих стратегов, стоявших у истоков римского величия был Гай Юлий Цезарь, личность которого продолжает привлекать внимание историков и писателей. В знаменитой «молодогвардейской» серии «ЖЗЛ» вышло исследование французского историка Робера Этьена «Цезарь». В этой книге знаменитый римлянин предстает как человек, который никогда не отдавался на волю случая и не ставил свою судьбу на карту. Автор считает своего героя гением. Можно с этим соглашаться или спорить, но след в истории Гай Юлий Цезарь оставил яркий.
О возникновении и феномене распространения  дзэн-буддизма, одного из направлений крупнейшей мировой религии рассказывает в своей книге «История дзэн-буддизма» Генрих Дюмулен, профессор философии и истории религии Токийского университета. Это философско-религиозное течение было крайне популярно в Европе и Америке в последней четверти ХХ века. Автор пытается проанализировать причины этой популярности, а заодно проследить различия в буддизме для азиатов и буддизме для европейцев.
 «Повседневная жизнь Версаля при королях» Жоржа Ленотра вышла в серии «Живая история», одном из лучших наряду с «ЖЗЛ» издательском проекте «Молодой гвардии». Вместе с известным французским историком читатели совершат головокружительное путешествие по королевской резиденции времен «Короля-Солнце» Людовика XIY. Художественные образы обитателей Версаля из романов Дюма-отца и Анны и Сержа Голон находят в этом исследовании документальное подтверждение. Версаль изнутри не менее интересен, чем его внешнее великолепие.
А теперь обратимся к той части русской истории, которая столь часто игнорировалась официальной российской историографией в угоду царствовавшим домам. От Карамзина до Соловьева, от Полевого до Покровского русские историки прослеживали развитие Отечества как череду деяний государей и их окружения. Но ведь никуда не исчезала при этом огромная страна с ее провинциальной жизнью, в которой случались свои события. Всплеск российской краеведческой историографии пришелся на XIX век, когда провинция стала заявлять о себе во весь голос. Возможно, книга Виктора Бердинских «Уездные историки: русская провинциальная историография» («Новое литературное обозрение») станет первой, но не последней ласточкой в обретении исторической памяти в современной российской глубинке. Пора современным энтузиастам краеведения перенимать эстафету замечательных подвижников прошлых времен.


Рецензии