Они там, а мы здесь

Анна Ахматова вспоминала, что когда-то при ней Осип Мандельштам говорил Борису Пастернаку: «Ваше полное собрание сочинений будет состоять из двенадцати томов переводов и одного тома ваших собственных стихотворений». Так и вышло! В двухтомнике произведений Бориса Пастернака, который вышел в издательстве «ТЕРРА-Книжный клуб», представлено почти все поэтическое наследие мастера и его проза разных лет за исключением главного романа «Доктор Живаго». Он хотел быть сначала музыкантом, затем философом, но однажды понял, что судьба предназначила ему быть поэтом. Стихотворения и поэмы Бориса Пастернака, а также биографическая проза и мемуары делают этот двухтомник великолепным подарком всем ценителям поэзии.
Судьба романа Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей» в известной мере повторяет судьбу пастернаковского «Доктора Живаго». Роман о 1937 годе – еще одна глава, вписанная в историю борьбы государства с собственным народом. Опубликованный за рубежом, он почти двадцать лет томился на полках спецхрана. Сегодня эта замечательная книга пополнила ряды изящных томиков серии «Азбука-классика», которые присутствуют на полках многих наших читателей. Еще одна новинка серии знакомит с поэтическим наследием авангардиста и новатора языка в советской литературе 20-30-х годов Даниила Хармса. В сборник «Полет в небеса»  вошли многие «взрослые» стихотворения, стихотворные сценки и пьеса «Елизавета Бам». Возвращение в литературный обиход произведений Хармса стало возможным лишь спустя много лет после гибели репрессированного поэта.
Я с большим интересом отношусь ко всякого рода мемуарной литературе, потому что в любом качестве она являет собой человеческий документ. Ленинградский поэт, а ныне американский профессор Дмитрий Бобышев написал книгу воспоминаний «Я здесь» с подзаголовком (Человекотекст). Откровенностью на грани скандала нас уже не удивишь. Чего стоили двухтомные донжуанские похождения Андрона Кончаловского или «Таганский дневник» Валерия Золотухина. Но пошумели и... забыли. С Бобышевым сложнее. Он требует свое место под солнцем русского Парнаса. А места как раз и нет. Слишком широка оказалась поэзия Иосифа Бродского и проза Сергея Довлатова, которые вернулись к нам из-за океана. Обидно Бобышеву. Вот и досталось на орехи и Довлатову и Бродскому. Последнему даже больше, потому что там еще возникла и женщина, которую оба любили. Анатолию Найману и Евгению Рейну относительно повезло, хотя полагаю, в душе Бобышев считает себя поэтом первейшим. Ссылается на авторитет Ахматовой, которая, по свидетельству самого же Бобышева, весьма его ценила. Так  что к  «человекотексту» Бобышева можно относится по разному. А вот издательство «ВАГРИУС» следует однозначно поздравить с очень громкой книгой на фоне летнего штиля. На фоне Бобышева повесть Владимира Янкилевского «И две фигуры...» (ИД «Новое литературное обозрение», 2003 г.), которую художник-авангардист написал  еще в 1968 году, напоминает Гулливера в стране великанов. Но это еще один человеческий документ, причем большой силы. Дело в том, что к старому тесту Янкилевский добавил свою переписку с российскими музейщиками, которую он вел в 1995 году по поводу проведения в Третьяковке своей персональной выставки. И кое что еще. В итоге грустная получилась повесть. Потому что из трех основных фигур в творчестве художника -  женским началом, пространством-универсумом и мужским началом, в итоге остаются ДВЕ ФИГУРЫ – мужчины и женщины. Что же до пространства, то оно до самого конца заполнено непониманием. Как в советские времена, так и здесь и сейчас. Впору Янкилевскому повторить известный афоризм генерала Лебедя: «Трудно плыть в соляной кислоте, да еще с отрезанными ногами!». Тема творчества является главной в изящно-изысканном романе Тонино Бенаквиста «Сага», который поспешили зачислить в аналоги пелевинскому «GENERATION «П».  Нисколько с этим не соглашусь. «Сага» - роман отнюдь не сатирический, и тем более не гротескный. История создания «мыльного» французского сериала четырьмя неудачниками, история головокружительного успеха этого сериала никак не может заслонить историю его создателей. Потому что самое светлое в их жизни – это те часы творчества, которыми они жили на всем протяжении «Саги». Петербургское издательство «Амфора», издавшее «Сагу» в русском переводе, опять попало в десятку. Еще одна очень заметная книга от «Амфоры» автобиографический роман шестнадцатилетнего Бенджамина Леберта «CRAZY». Не так давно я рассказывал о романе шестнадцатилетней французской школьницы Анн-Софи Брасм « Я дышу!», который стал литературной сенсацией во Франции. В «Крези» немца Леберта рассказывается об интернате, в котором мальчики и девочки очень хотят почувствовать себя взрослыми. Здесь меньше  жестокости и психологического надлома, чем у юной француженки, зато гораздо больше самоиронии, и главное, автор проявляет потрясающее чувство стиля. В эпилоге романа  Андрея Лазарчука «Штурмфогель» появляется Штирлиц. Но никакого анекдота здесь нет. Лазарчук сработал крепкий фантастический боевик на тему «Семнадцати мгновений весны», но только вместо Штирлица главными героями его романа становятся эсэсовский майор Штурмфогель (Буревестник) и бывший советский разведчик Волков, счастливо и просто ускользнувший из капкана НКВД. Оба эти парня вхожи в «верхний» мир, который они спасают от разрушения. Все прочее, в том числе Гиммлер, крапицы, драконы и единороги – статисты яркого и захватывающего действа.
Александр Бушков по широте творческих интересов равняется на своего кумира Артура Конан Дойля. Ему по плечу и фантастика и фэнтези и мистика и исторические романы, но над всем этим главенствует детектив. Причем и здесь Бушков умудряется с легкостью необыкновенной писать как шпионские романы, так и криминально-воровские.  Примером тому новейшие его книги «Тайга и зона» и «Пиранья. Бродячее сокровище».  Первый роман открывает трилогию  об Алексее Карташе, старшем лейтенанте из  Шантарской зоны, вокруг которого раскручиваются лихие события. Герой другого бушковского сериала «Пиранья»  Кирилл Мазур вновь оказывается в эпицентре крутой диверсионной разборки. Это увлекательное и добротное чтение для дороги, отдыха, а также для всех поклонников жанра. Крепкий мужской детектив. Обе книги вышли в издательстве «ОЛМА-ПРЕСС». 
Личность Александра II продолжает привлекать внимание, как историков, так и писателей. В издательстве «ТЕРРА-Книжный клуб» вышел новый роман-хроника Александра Яковлева «Александр II». Это эпическое повествование охватывает более полувековую российскую историю. Взросление Великого Князя в николаевскую эпоху, восшествие на престол, реформаторская деятельность, освободительная Балканская война, в которой победитель не получил ничего, революционное брожение, теракты и гибель государя от рук бомбистов. Впрочем, роман-хроника Яковлева рассказывает не только об этих событиях. Многие страницы посвящены личной жизни Александра II, его непростым отношениям в семье, его роману с княжной Долгорукой. Еще одна новинка от «ТЕРРЫ»  - книга Оксаны Шаповаловой «Африка» из серии «Популярная энциклопедия». В небольшом  по объему энциклопедическом издании содержится масса сведений о  географии «черного континента», его животном и растительном мире, даны краткие характеристики, расположенных на африканском континенте государств, рассказывается о традициях и религиях народов, населяющих Африку.
Норвежский антрополог Томас Хюлланд Эриксен, автор книги «Тирания момента. Время в эпоху информации» считает, что скоро все мы «станем рабами технологий, которые, казалось бы, должны были сделать нас свободнее. Информационная революция привела к тому, что очень многие получили доступ к информации в таком объеме, что им позавидовали бы страждущие знаний прошлые поколения. Вместе с тем широкое распространение знаний не привело к лучшей информированности населения, а напротив, еще сильнее запутало его». В своем исследовании Эриксен стремится найти решение задачи: как подчинить себе бег времени в нашем стремительном мире. А вот немецкий философ Юрген Хабермас, признанный «властитель дум» европейской интеллектуальной элиты, в своей книге  «Будущее человеческой природы» поднимает морально-нравственные проблемы генной инженерии, связанные с внедрением практики клонирования. Обе эти книжки, адресованные отечественным интеллектуалам, вышли в московском издательстве «Весь мир».
Если же вы хотите составить психологические портреты людей, которые вас окружают, то вам непременно нужно прочитать  книгу английского психолога Энди Хайта «Читай себя как книгу», которая вышла в издательстве «Центрполиграф». В этой книге  собран ценный материал, изложенный в игровой форме, который поможет любому из вас разобраться в себе. Практические советы, рекомендации для любой ситуации, тесты, психологические обоснования поведения людей в самых, казалось бы, невероятных и неразрешимых обстоятельствах – все это вы найдете в этой очень полезной книге.


Рецензии