Альберт Эйнштейн сегодня

135-летию со дня рождения ученого и гуманиста

   У каждого человека, задающегося извечными вопросами существования, в силу профессиональных интересов или простого любопытства, есть свое отношение к выдающимся личностям. Особое место среди таких масштабных людей  занимает Альберт Эйнштейн (1879-1955), которому 14 марта исполнилось 135 лет со дня рождения.
   Не вспомнить об Эйнштейне невозможно, и не только ввиду его исключительной роли в науке. Его многочисленные афоризмы – настоящая сокровищница мудрости. Это редкое качество никак не зависит от ума и широты познаний. Здесь необходима еще чувственная составляющая, глубина прозрений сердца, а также богатое воображение, превосходящее привычные представления. Эйнштейн был исключительной одаренности ученым, художником мысли, да и просто остроумнейшим человеком.
   Он говорил, что единственный разумный способ обучать людей – это подавать им личный пример. Как это актуально в отношении к школьному учителю, к семейному воспитанию. Эйнштейн считал, что одним из достоинств жизни, озаряющих человеку путь, является возможность равняться на великих духом – нравственно чистых, мудрых и просветленных. Именно таким человеком можно назвать и его самого. Даже фамилия Einstein переводится как «один камень», то есть нечто фундаментальное, исключительное и созидательное.
   Сегодня, когда мир погряз во лжи и пороках, многие высказывания Эйнштейна подобны яркому факелу, освещающему путь во тьме заблуждений. Ведь что происходит? – Человеческие ценности стали ширмой, за которой скрывается подлая экспансионистская политика США и их союзников. Крича о гуманизме и правах, натовские дельцы на самом деле хотят одного – владеть, грабить и диктовать свои условия. Им вторят их марионетки, предавшие свои страны и народы.
   Поражает и вызывает справедливый гнев тот факт, что при всей очевидности подлых захватнических намерений, коварстве и лжи лицемеров и растлителей доверчивых душ Россия ведет с этими хитрецами переговоры, оправдывается, убеждает в легитимности своих действий. Где воля? Где решимость? Где уверенность  в своей исторической правоте? Есть все основания не слушать никого, наводя порядок в своем доме. И не надо ничего бояться – ни санкций, ни разрыва дипломатических отношений, – наше дело справедливое!
   В одном из писем президенту США Гарри Трумэну (1884-1972) Эйнштейн заметил, что он не знает, какое оружие будет использовано в третьей мировой войне, но в четвертой будут воевать камнями и палками. С момента изобретения атомной бомбы Эйнштейн старался вразумить политиков об опасности ядерного оружия. Нравственность он считал основой всех человеческих отношений, а уж тем более – политических. И что мы видим? Вся политика – это доверчивость одних и хитро замаскированная подлость, ложь и вероломство других. Иначе говоря, политика США за всю историю существования этого государства –  безнравственна и омерзительна для всех честных и совестливых людей. Благо в том, что эта политика видна насквозь, и нужно лишь дать ей надежный отпор.
   Эйнштейн вынужден был покинуть нацистскую Германию и перебраться в США. По поводу своей национальности он шутил, что если его теория относительности окажется неверна, то французы назовут его немцем, а немцы – евреем. А в случае достоверности теории англичане назовут его швейцарским евреем, Германия же признает своим немцем. Вообще Эйнштейн считал национализм детской болезнью человечества, его корью. Достойна только та жизнь, утверждал великий физик, которая прожита ради других людей. Понятно, что к национальности это не имеет никакого отношения.
   Лицемерие и ложь, как плесень поразившие человеческие отношения на всех уровнях, вплоть до международной политики, взрастили в людях корыстолюбие, тщеславие, амбиции, жажду успеха любой ценой. Как следствие – самое большое зло: непомерно раздутые права человека, не озабоченного своим нравственным усовершенствованием, превратившегося в хищного потребителя. И здесь Эйнштейн пророчески предостерег, что идеал успеха давно пора заменить идеалом служения. Видим мы сегодня это служение, ответственность, заботу об общем  благе? Нет, в большей мере можно наблюдать утробные интересы личной выгоды.
   Образ Эйнштейна замечателен своей гармоничностью, объединившей в его сердце науку, искусство, религию. Научные теории он воспринимал и создавал, прежде всего, с позиций эстетических. Красота мысли была для Эйнштейна важнейшим звеном познания. Религиозность этот человек представлял себе как нравственный высший принцип существования. Важно, что он не противопоставлял науку и религию, искусство и науку, но рассматривал их как три ветви единого дерева. В частности, технический прогресс Эйнштейн сравнивал с патологическим маньяком, у которого в руках оказался чудовищный топор. Безнравственная и бездуховная научно-техническая деятельность нанесли природе ужасающий ущерб. И этот маховик все еще никак не остановить.
   Вот почему Эйнштейн говорил, что Достоевский даёт ему больше, чем любой научный мыслитель. А сколь прекрасны его слова о том, что каждый должен вернуть миру не меньше, чем взял у него, и что школа должна воспитывать не специалиста, а гармонически развитую личность.
   В шутке Эйнштейн видел надежное средство от болезней, бед и напастей. Он шутил, что два сорта мыла для него – это слишком сложно. Могущественным инструментом Вселенной прославленный теоретик называл сложные проценты, честно признаваясь, что не в состоянии понять начисление подоходного налога. Глупость человеческую он считал бесконечной наряду с бесконечностью Вселенной, причем подчеркивал, что относительно Вселенной у него есть сомнения.
   Важнейшую привязанность человека Эйнштейн видел в привязанности к цели, превосходящей все другие тяготения, склонности, интересы. И цель эта определялась служением людям. В достижении такой цели – смысл жизни, осознание своего предназначения.
   Однажды знаменитый физик в общении с Чарлзом Чаплиным (1889-1977) заметил ему, что благодаря всем понятному и смешному фильму «Золотая лихорадка» Чаплин стал великим человеком. На это не менее остроумный актер ответил, что Эйнштейн удивляет еще больше: его теорию относительности не понимает никто, а он все равно стал великим. При всей своей известности в мире Альберт Эйнштейн оставался непритязательным и скромным человеком. Он не хотел, чтоб к его могиле приходили люди поклониться его праху, поэтому завещал кремировать себя после смерти и развеять пепел в месте, о котором бы никто не знал. Так и произошло.
   Какой вывод можно сделать из теории относительности? Да, все относительно, а вот сам процесс осмысления универсален и абсолютен ввиду бесконечных возможностей воображения и становления смысла. Многое в теории и высказываниях Эйнштейна убеждает в том, что человеческое существование не исчерпывается только его конкретной жизнью в определенный период времени. Не оттого ли в сердце живет уверенность в продолжающемся существовании этого редкого человека, хотя бы даже и в смысловом пространстве?

               
               


Рецензии