Взгляд из мастерской

               


                Просеменила туча пышной дамой
                На тонких шпильках редкого дождя.
                Очнулся полдень за оконной рамой,
                Зрачком лучистым медленно водя.
                По мелким лужам шлёпают галоши
                Всегдашней суетливости людской.

                И этот вид душе всего дороже,
                Поскольку это вид из мастерской.

                Ярослав   Аршинов
 
                Наставничество. Давно забытое у нас слово. А ведь когда-то в  советское время институт наставничества развивался и совершенствовался повсеместно. На фабриках и заводах, в совхозах и НИИ – везде старшие опытные мастера передавали свои знания и умения молодым, только что пришедшем из школ или институтов, совсем ещё юным, неоперившимся людям. Наставляли их, передавая им не только знания, секреты мастерства, но и прививая любовь к выбранной профессии.

С благодарностью хранит память о своих учителях-наставниках мастер богородской резьбы по дереву и поэт Ярослав Аршинов. Однако наставники у него появились ещё задолго до окончания школы.  Учась в седьмом классе, Ярослав начал заниматься в Доме пионеров в Одинцове -10 на  Власихе, где впервые познакомился с резьбой по дереву и другими видами декоративно-прикладного искусства.

Первым наставником, Учителем с большой буквы стала для него Ирина Петровна Цибринская, человек, о котором до сих пор с огромной любовью и уважением вспоминает Ярослав Аршинов, сам уже наставник детей и подростков в родном для него Одинцове. Там, повторяя наставнический путь И.П. Цибринской, которая является сейчас руководителем Центра традиционной народной культуры «Лад», Ярослав занимается с талантливыми ребятами Подмосковья, знакомит их с высоким Ремеслом богородского искусства, учит уважению к своей стране, её культуре, истории, русским народным традициям.

Будущий мастер с детства тянулся к дереву с его тёплой неповторимой красотой и кажущейся простотой обработки, однако перспектива вырезать ложки во Дворце пионеров не устраивала юного резчика. Душа просила большего. Ему нужна была основательная база профессионально-технической школы. Ярослав хотел серьёзно заниматься скульптурой.
Правда, сначала было желание приехать в Москву и поступить учиться на краснодеревщика, но так случилось, что художественное образование он получил в Богородском училище художественной резьбы по дереву  и не на традиционном отделении «игрушка» или «ахтырская резьба», а на отделении скульптуры. По окончании училища Ярослав получил квалификацию «резчик 6-го разряда». С 2002 года он  «Народный мастер», член Союза художников России.

В конце 80-х годов в Богородском преподавали потомственные мастера-резчики, впитавшие в себя местные, ныне уже почти забытые   традиции. Тогда на праздниках в домах звучали русские народные песни, частушки, а на похоронах – настоящие плачи. С благодарностью вспоминает Ярослав  своих учителей:  Игоря Михайловича Криворучко, Николая Николаевича Скотникова, Валентина Григорьевича Пучкова, Ивана Фёдоровича и Сергея Ивановича Балаевых.

Ярослав Аршинов застал ещё то золотое время, когда русское народное творчество не только пропагандировали, но и поддерживали на государственном уровне. Были раньше и крупные знатоки богородской резьбы, которые своими оценками,  критикой создавали благодатную творческую атмосферу, и истинные ценители, коллекционирующие богородскую игрушку – произведения высокого искусства.

Увы, вся система государственной поддержки народного творчества рухнула с началом перестройки. Тогда  на Богородской фабрике была упразднена ставка хранителя музейных фондов, а Богородское художественно-промышленное училище и до сих пор испытывает трудности в наборе учащихся. Современные мастера богородской резьбы живут и работают как в вакууме. Одни гонят поток дешёвого ширпотреба, чтобы просто выжить. Другие  превратились в исполнителей массовых сувениров, а то и обустраивают коттеджи «новых русских», где часто требуются ни вкус и творчество, а простое потакание дурновкусию нуворишей.

Нет сегодня широкого и целостного взгляда на современное Богородское. Нет ни одного фундаментального труда. Приходится только мечтать о больших, глубоких книгах и статьях об этом промысле, серьёзной оценке творчества молодых, об энциклопедии, наконец. А ведь у многих мастеров старинного богородского промысла есть что поведать своему народу, почти  стоящему на рубеже потери собственной аутентичности. Есть что поведать и Ярославу Аршинову.

 Опираясь на укоренившиеся традиции богородской резьбы, продолжая и развивая их, мастер приглашает полюбоваться своими уникальными игрушками, которые, конечно же, только условно можно назвать игрушками. На самом деле  это настоящие произведения высокого народного искусства.

Работы талантливого художника полны выразительности, точны и оригинальны, каждый элемент резьбы тщательно проработан.  Сегодня наряду с традиционной богородской резьбой  художник уверенно творит и многоцветную сергеевскую игрушку,  воплощает в дереве церковные  и сказочно-бытовые образы. Смело и много экспериментирует. Его новые сюжеты развивают и дополняют  сюжеты традиционной богородской игрушки, бережно сохраняя её пластику и очарование: это и чудаковатый  Деревенский мечтатель, и несколько вальяжный Пушкин в цилиндре, и любимый мастером Кукольник, Хлебное дерево, Прачка. А за серию работ, представленных  летом 2008 года на Всероссийской выставке народного искусства в Вологде, Ярослав Аршинов награждён серебряной  медалью Союза художников России.

Многие называют  его последним из могикан, но он, оптимист по сути, с таким определением не согласен: «Я вовсе не последний из могикан. Мастеров высокого уровня много, промысел наш пока не умирает – ведь училище и фабрика ещё работают, живут. Трагедия – в смене ценностных установок общества, государственных институтов. О промыслах просто не думают, народное искусство больше не является национальной гордостью».

И всё же взгляд мастера на будущее традиционного промысла светел: ведь не перевелись ещё в России творческие люди, истинные мастера своего дела. И как бы ни распространялся сегодня по стране дешёвый китайский ширпотреб, выполненный по лекалам наших мастеров-народников, традиции  исконной русской резьбы живы. Невозможно  представить себе Россию без её своеобычных промыслов, оригинальных работ, настоящих мастеров.
Невозможно представить её и без современных наставников – истинных энтузиастов своего дела, таких как Ярослав Аршинов.  Живя на скромную преподавательскую зарплату, он, не жалея себя, передаёт секреты настоящего мастерства юным резчикам из городского Дома культуры «Солнечный».


Рецензии
Когда к нам в Нижний Новгород приезжают гости, я обязательно планирую поездку с ними по местам народных промыслов. Конечно, все охватить невозможно, да и "не местная я", осели с мужем в этих краях на пенсии :))), но с чем-то уже сама успела познакомиться.

Начинаем, разумеется, свое путешествие с г.Семенов - тут хохломская роспись и т.н. "семеновская роспись", затем едем в г.Городец любоваться Городецкой росписью, золотой и другими видами городецкой вышивки, не забываем о г.Чкаловск - его изумительный гипюр славился по всей России еще в старые времена, как и кружева в Катунках и в Балахне, куда мы непременно заглядываем тоже. Конечно, нельзя не заехать в Шахунью - там и поныне работают мастера узорно-ремизного ткачества, а мастера по филиграни удивляют своими творениями в Казакове. Ножи, розы, посуда, замки, иконы и другие потрясающие изделия из металла - это г.Павлов, история камнерезного промысла в Нижегородчине начиналась (и продолжается) в с.Борнуково Бутурлинского района. Резьба по кости - это Варнавино, а лучшие гончары работают у нас в селе Большое Казариново. Заканчиваем же мы поездку селом Полховский Майдан - центром знаменитых игрушек-тарарушек, где наши гости, по обыкновению покупают себе на память забавные вещицы.

Ну, а если гости наши ограничены во времени, то в г.Городец у нас есть интересное место: Музейно-туристический комплекс "Город Мастеров", где можно ознакомиться сразу со всеми видами народных промыслов, попробовать самому что-то сделать на мастер-классах, приобрести что-то на память и даже попить чая по старинным местным рецептам с пряниками и бубликами :)))

К чему я это все? А к тому, что уже не раз здесь, в Нижнем Новгороде, сталкивалась с людьми, которые со вздохом мне сетовали - мол, вот раньше-то люди мастерили и творили, а сейчас ничего этого нет, никому этого не надо. И когда я (человек в некоторой степени сторонний, не родившийся в этих местах и не выросший) начинаю рассказывать им о десятках(!) местных мастерских по народным ремеслам и обучающих классах для деток при этих мастерских, народ искренне удивляется: как? это у нас? в Нижегородчине? впервые слышу!

И тогда я предлагаю им заглянуть на какую-нибудь очередную выставку, где не только взрослые, но и дети (!) выставляют удивительно красивые изделия, сотворенные своими руками с соблюдением старинных традиций.

Похоже, пора завести отдельную рубрику на Прозе, где авторы будут рассказывать о том, что промыслы народные в России не только живы, но и развиваются! Где-то труднее, где-то при поддержке местных властей, но развиваются. Но самое главное - "не перевелись ещё в России творческие люди, истинные мастера своего дела"

С теплом, я

Ольга Анцупова   15.03.2019 08:40     Заявить о нарушении
http://www.facebook.com/photo.php?fbid=2127123180668504&set=pcb.2127124064001749&type=3&theater

Оленька, добрый день!
Рада тебе!!!
Про отдельную рубрику на Прозе...Было бы здорово!
Я каждый год в ЦКИ "Меридиан" устраиваю выставки резчиков. На днях девятая выставка завершает работу. Более сотни авторов, пятьсот с лишним работ. Здесь и традиционная резьба богородских резчиков, и кудринка, и резьба современных резчиков: профессионалов и любителей. Разная техника,стили, разнообразный материал... На любой вкус!

Мы с мая по октябрь живем под Муромом, у нас там дача со всеми удобствами.
А из Нижнего до Мурома путь близкий, приезжай к нам летом!

Ирина Антипина   15.03.2019 12:16   Заявить о нарушении
Пройдись по ссылке, там несколько фотографий с выставки.

Ирина Антипина   15.03.2019 12:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.