Все хорошо, или новое приключение Муми-тролля

(Небольшое примечание. Муми-тролль - сказочное существо, придуманное шведской писательницей Туве Янссон, о котором ею была написана целая серия книжек.)

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~


Над лесом всходила большая красивая луна. Муми-тролль стоял замерев, подняв мордочку кверху и прислушиваясь. Вокруг было очень тихо.

На лесной опушке стояла палатка. Муми-тролль подошел по приземистой влажной траве к ее входу и негромко просвистел условный сигнал.

В палатке никто не отозвался.

Тогда Муми-тролль осторожно отогнул полог и заглянул внутрь. В палатке никого не было.

Муми-тролль озадаченно почесал за ухом и огляделся.

- Эй, Снусмумрик! - позвал он. - Ты где?

За палаткой кто-то сидел. Но это был не Снусмумрик... Подойдя поближе, Муми-тролль увидел худощавого невысокого человечка. Поставив ноги углом перед собой и положив на них руки, он задумчиво глядел в ночное небо. Муми-тролль смущенно поздоровался.

- Привет! - дружелюбно отозвался незнакомец. Ну, совсем как Снусмумрик. Наверное, они знакомы, подумал Муми-тролль. Он сел рядом с человечком. Какое-то время они вместе смотрели на все выше подымающуюся луну. Потом человечек спросил:

- Правда красиво?

- Да, - Муми-тролль кивнул. Он уже понял, что обознался: палатка была совсем не такая, как у Снусмумрика. Но ощущение, что он незнакомца уже где-то видел, не покидало.

- Наверное, грустно вот так сидеть одному и смотреть... - поглядев на него, сказал Муми-тролль.

- Грустно? - удивленно отозвался человечек. - С чего ты взял?

- Не знаю, - растерялся Муми-тролль. - Просто вы так одиноко...

- Одиноко? - снова переспросил человечек. - Грустно и одиноко? - Муми-тролль смущенно замолчал. Человечек покачал головой. - Да, - печально промолвил он, - мне часто бывает грустно и одиноко... Но не всегда. В остальное время я очень даже радостен и весел... Кстати, а где твои друзья?

И тут Муми-тролль догадался.

- Они спят, - с серьезной уверенностью ответил он.

Человечек кивнул.

- Угу. Ну, что ж, - добавил он со вздохом, -  я ведь тоже сейчас вроде как сплю...

- Почему вроде как?

- Да неважно, - человечек махнул рукой. - Сейчас ночь, значит самое время... - Тут он осекся и Муми-тролль сразу ощутил как по его спине побежали мурашки.  Приятные. Он с восхищением смотрел на человечка. С ним была связана какая-то тайна.

- Я знал, что кто-то должен был прийти, - немного помолчав, сообщил Муми-троллю человечек. - Кто-то, кому бы я мог довериться... Что же, слушай. Несколько лет назад, в одном большом городе я встретил одного несчастного человека. Он был еще достаточно молод, и все искал выход из сложившейся ситуации... Но все было тщетно. А впереди ждала пустота пополам с неизвестностью. - Человечек снова сделал паузу. - И тогда я решил попробовать ему помочь.

- И как же? - спросил Муми-тролль.

- Да по-разному... В смысле, я пробовал ему помочь и так, и эдак... Беда этого юноши состояла в том, что он оказался очень чувствителен...

Луна уже стояла достаточно высоко. Лицо человечка, обращенное вверх, было красиво и задумчиво.

- Да, чувствителен. Видимо, именно поэтому все так получилось.

- Что получилось? - отважился спросить Муми-тролль.

- В принципе, все сложилось хорошо, - словно не слыша его, произнес человечек. - Он теперь даже более счастлив... чем я.

- Чем ты? - Муми-тролль тщился понять хоть что-нибудь.

- Ага.

Муми-тролль подумал минутку и потом медленно спросил:

- Но раз так, что же тогда тебя теперь тревожит?

- Я чувствую ответственность, - послышалось тихое в ответ, - потому что есть вероятность, что причина счастья этого человека весьма сомнительна...

Муми-тролль осторожно кивнул. Хоть что-то становилось ясным. Человечек бросил на него быстрый взгляд.

- Хочешь на него посмотреть?

- На того, кому ты тогда помог?

- Да.

- Конечно!

- Тогда пойдем. - Человечек быстро и не без изящества поднялся.

Они побрели краем большого широкого поля. Ни одной птицы не было слышно в ночной тишине, только ветер иногда тихонько шуршал в редком сухотравье, да наверху задумчиво перемигивались друг с дружкой звезды.

- Ты, как вижу, совсем не помнишь меня, - наконец сказал, шагая рядом с Муми-троллем, человечек. - А ведь я бывал в Муми-дален когда ты был совсем маленький... - Муми-тролль радостно встрепенулся.

- А! - воскликнул он. - Ну да, конечно! Ты эльф, который часто сопровождал Снусмумрика в его тогдашних путешествиях!

- Тс-с, - челочек прижал палец к губам. - Мы уже почти пришли. Вот он.

Кто-то танцевал на краю поля шагов в пятидесяти от них - хотя не было слышно никакой музыки. Но такое обстоятельство не мешало этому кому-то негромко подпевать и двигаться в такт одному ему слышимой мелодии.

- Эта штука у него в ушах называется плеер, - негромко объяснил эльф. - Именно там звучит музыка, под которую он здесь танцует почти каждую ночь.

Муми-тролль кивнул. Ему очень понравился танцующий. Он даже сам стал притоптывать на месте, глядя на него.

- Должно быть, он действительно очень счастлив, - сказал он.

- Сейчас да, - откликнулся из темноты эльф, - но когда настанет день, его начнут одолевать сомнения.

- Похожие на твои? - догадался Муми-тролль.

- Да. - Эльф криво улыбнулся в ответ из потемок.

- Что же ты такого сделал? Как ему помог?

- Ну, сперва я пробовал смягчить боль... Уже тогда начались проблемы... Я же тебя сказал, он очень чувствителен... Но все же мне удалось достичь определенных успехов. Но я не мог его опекать постоянно, когда он оставался без моей помощи, боль возвращалась с новой силой, поэтому надо было сделать что-то еще... И тогда я решил одарить этого человека, - словно избавляясь от тяжкого груза сообщил Муми-троллю эльф. - Чтобы помочь ему справиться с его непосильной ношей, - словно оправдываясь добавил он.

- Но это же замечательно! - воскликнул Муми-тролль.

- Замечательно-то оно замечательно, друг мой... Только... Ты ведь не хуже любого другого знаешь, что наш мир очень большой, и в нем есть добро и зло... и много других всем известных подробностей...

- Все равно, то, что ты сделал - это просто великолепно, - строго сказал Муми-тролль. - Кстати, а что он сам думает по поводу ВСЕГО ЭТОГО?

- Что думает... Он теперь не такой как все. - Эльф опустился на корточки. -  Совсем не такой, - помолчав, добавил он.

- Гм. - Муми-тролль присмотрелся к танцующей фигуре. - Мне вот кажется, что он ничуть не отличается, скажем, от тебя.

- Разреши с тобой не согласиться, - мягко произнес эльф. - Он все же человек... по-крайней мере, до сих пор им оставался.

Какое-то время Муми-тролль еще присматривался к танцующему, потом решительно сказал:

- Я хочу поговорить с ним. Можно?

- Конечно.

Муми-тролль сделал шаг вперед и остановился.

- Ты так и не сказал, что же он думает.

- Да ничего особенного. Все хорошо.

- Нет, скажи...

- Уже сказал.

- Ты сказал только, что все хорошо.

- Именно это он и думает.

- Да? - Муми-тролль почувствовал небывалое облегчение. - Ну тогда я пошел.


***

Луна светила настолько ярко, что на расстоянии нескольких шагов была заметна каждая травинка. А еще я заметил маленькую белую фигурку, похожую на бегемотика, семенящего на задних лапах, высотой с ладонь примерно... Ба, да это же муми-тролль! - с радостной улыбкой подумал я. Он быстро и даже как-то деловито двигался в моем направлении. Остановившись возле самых моих ног, он поднял вверх свою забавную мордочку.

- Привет! - послышался басовитый голосок.

- Привет! - ответил я.

Мы помолчали, внимательно глядя друг на друга.

- Почему ты сейчас не танцуешь? - наконец спросил он.

- Устал. И еще захотелось снова послушать здешнюю ночную тишину. А ты наблюдал за мной?

- Да, - Муми-тролль, похоже, смутился немного. Потом спросил поспешно, и странная надежда прозвучала в его голосе. - Ты счастлив?

Я кивнул.

- Да. - Потом подумал и добавил. - Почти.

- Почему почти? - Маленькие глазки смотрели внимательно, с надеждой, которую невозможно было предать.

- Видишь ли... Все так странно...

- А ты не переживай! - Муми-тролль зачем-то быстро оглянулся. Потом снова посмотрел на меня. - Ты же знаешь, что все хорошо! Ведь правда?

- Правда, - серьезно согласился я с ним.

Мы помолчали немного.

- А я когда тебя увидел, - снова услышал я его голос, - почему-то сразу вспомнил одно утро на острове Хатифнатов...

- Это не та, когда ночью была гроза?

- Она самая! - Муми-тролль радостно кивнул. - А утром мы все сидели, завернувшись в одеяла на морском берегу и ждали когда взойдет солнце...

- И когда оно вышло, Снусмумрик достал свою губную гармошку...

- ...и мы тут же ринулись купаться!

- Здорово!

- Еще бы!

Мы с восторгом смотрели друг на друга. Я протянул ему руку и Муми-тролль удобно устроился на моей ладони.

- А скажи, - сонно заговорил он, подкладывая передние лапки себе под голову, - что ты будешь делать утром? - и сразу же заснул, похоже...



Что я буду делать утром... Да то же, что и всегда. Проснусь. И буду очень хотеть "заснуть" снова. Или нет. То, что будет происходить вокруг, для меня и будет чем-то вроде  кошмарного сна... И только когда я останусь один на один со своими так называемыми "грезами", они и окажутся самой настоящей, живой реальностью... И будет всегда это бескрайнее небо, и нескончаемые летние ночи... И пусть я остаюсь на всю жизнь один, то, что теперь у меня есть, уже никто не отнимет...

- Прости меня.

Еще кто-то заглянул в гости?.. Ночь сегодня и впрямь совсем необычная... Кто-то, судя по всему, небольшого роста, печально смотрящий тоже снизу вверх из ночной темноты...

- Что?

- Это из-за меня...

- А? Говори громче, тебя не слышно.

- Ты теперь не будешь один!

Долгая пауза.

- (Тоскливо). Что ты знаешь...

- Поверь, о тебе - очень много.

- Откуда?!.

- (С опущенной вниз головой). Это я... сказал тебе тогда...

- Что?!

- Все хорошо.

- !.. И что же теперь...

- Тебе решать, - еле слышно прошептал маленький изящный человечек в кругу лунного света у моих ног.

- (С отчаяньем). Значит, это все ты?

- Да. Нет. Все очень странно. От меня был только посыл...

- И прямо в нужные ворота...

- Нужные?..

Мы с ним встретились, наконец, глазами.

- Знаешь что... друг... - наконец прошептал я. - Это все как-то слишком.

- Ты больше не будешь один! Слышишь?

- Да.

- Я с тобой.

- Если из-за какого-нибудь чувства вины - не надо.

- Нет. Я сам много думал...

- Что надумал?

- Ничего хорошего.

- И тем не менее?

- Все хорошо.

- Да.

Долгая тишина.

Пробуждение.


Рецензии