Все мы ученики в классе под названием жизнь. Часть

Мой рассказ о дорогих моему сердцу людях: бабушке и девочке Лиде, изменивших мою судьбу в лучшую её сторону.  Но обо всём по порядку.
В то время мы жили в городе Саратове. Мне шёл двенадцатый год. Своего отца я не помню. Мама развелась с ним, когда мне было три года. Женское окружение - в образе бабушки и мамы, делало мою жизнь праздником. Любовь и свобода окружали меня. Моя мама днём работала бухгалтером, а вечерами сидела в интернете. Искала, как говорила моя бабушка: ” Приключения на свои вторые девяносто”.  Единственный человек, которого волновала моя судьба, была бабушка.
Сегодняшний день начался как всегда. Проспав  до последнего, я с трудом встал с кровати. Намочив пальцы рук под струёй воды,  я протёр ими глаза, затем почистил зубы.   На завтрак времени уже не осталось, потому ел бутерброд по дороге в школу. У дверей класса меня ждал мой друг Петька. Мы с ним - однокласники.
-Смотри, что мне отец купил! – и он вытащил из кармана новенький блестящий сотовый телефон. У меня сотовый тоже был, но у него: с двумя сим-картами, с фотоаппаратом и всякими прочими выкрутасами. На переменках Петька оставлял мобильник на парте, а сам убегал поиграть во двор. Я как то спросил у него, не боится ли он оставлять телефон без присмотра? На что он с гордостью ответил: ” Ай, мой папа богатый, он ещё купит”. Мы с Петькой были друзьями, и он давал мне на переменках  поиграть по  сотовому в игры. Так продолжалось несколько дней.
И вот однажды, этот день отпечатался в моём мозгу на всю жизнь, перед последним уроком я задержался в классе, дописывая домашнее задание в дневник. Петька выскочил в коридор первым, сотовый он как всегда оставил на парте. И тут я хватаю его телефон и бросаю себе в портфель. Что было потом я помню местами. Помню, как мы вместе идём домой. Петька о чём- то возбуждённо рассказывает, про телефон даже не вспоминает. Потом я скомкано прощаюсь и со всех ног бегу домой. Дома естественно не до уроков. Я – весь в игре! Лишь, проснувшись утром, я понял, что произошло. Мне стало не по себе, но я быстро успокоился, ведь никто ничего не видел. Я стал собираться в школу. Петькин телефон  всё же бросил в портфель. ”На всякий случай", - подумал я. 
Когда я вошёл в класс, Петька уже был на своём месте. Я понимал, что должен что-то сказать или спросить, но мой язык словно примёрз к нёбу. Я, молча, прошёл и сел за свою парту. Через некоторое время Петька сам ко мне оборачивается и со слезами в голосе говорит, что потерял телефон. Потом добавляет: ”Отец – зол, сказал, чтобы домой не приходил, пока не найду телефон”. Я невнятно пробурчал что-то в ответ. Одноклассники окружили Петьку, и кто как мог, успокаивал его.
В душе у меня творилось что-то невероятное! Мне было жалко друга и от того, что я повинен в его горе рождало в моей груди дискомфорт. Я не помню, как прошёл урок, волнение в груди наростало и не давало покоя. Поборов страх быть изобличённым я быстро достал телефон и положил его перед Петькой. Я даже не придумал, что скажу.
Его радость была безмерной. Немного успокоившись, он поинтересовался,  откуда тот у меня. Видя его радость, я беззаботно ответил, что взял поиграть. Всё бы ничего, но кто-то из ребят крикнул, что если без спроса, то своровал. “Вор ”, - доносилось со всех концов. Но самое неприятное это то,  что так думал и Петька. 
Следующим был урок Марии Ивановны. Она – наша классная руководительница. Кто-то уже успел ей обо всё рассказать. Она попросила меня встать и объяснить свой поступок. "Взял поиграть",- её явно не устроило. Мария Ивановна  поднимала каждого из ребят и просила дать оценку моему поступку.
Я был ошарашен! Все  с кем я вчера так дружно играл, сегодня отрекались от меня. Все без исключения назвали меня вором, предателем. И почему- то каждый, как оказалось, давно заметил мою тягу к воровству. Последней подняли Лидку. Побитый словесными камнями, я отыскал последнюю целенькую струнку моей кровоточащей души  и содрогнулся ею, ожидая чего-то более ужасного. Больше всех в классе Лидку доставал я! Дёргал её за косу, обзывал. Однажды я даже порвал ей фартук. Помню, она расплакалась, как-то вся сжалась, а в глазах застыл ужас. Её родители пили. Она так сутулилась, что казалось у неё - горб. Я дразнил её горбушка-дурнушка, но она, ни разу не огрызнулась в ответ. Когда спросили Лидку, что она думает о моём поступке, она просто ответила: "Какой же он вор? Он - не  вор. Взял поиграть и вернул”. А потом, помолчав, добавила: ” Очень трудно признаться. Он сделал это, какой же он после этого вор. Он - не вор”.  Все дружно напали на неё. Если бы не звонок, то её бы точно растерзали.
 Я был потрясён. Все мои обиды на одноклассников улетучились. Лидка заняла весь мой разум. Как она могла, ведь я был так жесток к ней. От стыда я не мог поднять глаза. Меня пересадили на последнюю парту и нам с Лидкой объявили бойкот.
Придя домой, я первым делом пошёл к бабушке, мне не терпелось ей всё рассказать. Я честно, как на духу выложил  ей всё. И что взял Петькин телефон, и что беспокойство в груди побудило меня признаться в содеянном, и про нападки друзей. Рассказал всё, но имя Лида я не произнёс ни разу. Говорил я с чувством обиды, досады.Не поняли!
-Ого, сколько уроков у тебя сегодня было! – выслушав меня, сказала бабушка.
-Вечно ты со своими уроками. Я же тебе о другом рассказывал, - обиделся я.
-Я про другие уроки, внучок. Уроки, которые дала тебе жизнь. Их надо замечать и усваивать на пятёрку.
Я изумлённо раскрыл глаза.
- Помнишь, ты говорил о чувстве беспокойства, волнении в груди. О твоём поступке ещё никто не знал, а ты уже мучился. Запомни, пожалуйста, эти чувства. Узнавай их и не отмахивайся, если они вновь посетят тебя. Бывает внучок, что и люди вроде не осуждают и всё хорошо. Но душа почему-то болит и мечется. Значит не всё в порядке. Значит, кого-то либо обидел, либо поступил нечестно, но не заметил. Душа, она всё видит, оттого и болит. Люди – это совестью называют. Ты правильно поступил, когда признался в содеянном. Если сейчас беспокойство у тебя в груди? – спросила она.
-Нет, - ответил я.
-Вот видишь, тебя ругали, оскорбляли, а в душе у тебя покой. И ещё, - продолжила она. – Жизнь дала тебе понять, что нельзя строить иллюзии по отношению  к людям.
-Как это, - переспросил я.
-Почему тебя обидели слова друзей? - поинтересовалась бабушка.
-Ну, потому, - замялся я.
-Потому, - продолжила она, что ты приписал друзьям качества, которые не обязательно есть у них. Например, если друг, считал ты, то непременно поймёт, не осудит. Но как ты сегодня убедился – это не всегда так. Не возлагай на людей никаких надежд. Они не всегда соответствуют нашим ожиданиям.  Ни ты, ни я, ни кто другой. Каждый поступает по-своему усмотрению, а не так как хотим мы. Не обижайся на товарищей. Старайся принимать людей такими, какие они есть.
-Но они не подумали обо мне!
-А ты, помнил о Пете, когда брал его телефон? Тебе надо больше думать о других. Все мы ученики в классе под названием жизнь. Она наша учительница и всех учит.  Тебя - одному, меня - другому, твоих одноклассников – третьему. 
-А какой урок жизнь дала моим одноклассникам?
-Мне кажется, урок под названием доброта.
-И что они получили?
- Ты не интересуйся чужими отметками. Думай больше о своих.
-А что получил я?
-Думаю, что пятёрку. Это по - первому уроку, про совесть. Ты её услышал. Как ты усвоил другие уроки, покажет время. Ну, всё пошли кушать, вставая со стула, сказала бабушка.
Я соврал бабушке, в груди у меня было волнение. Я думал о Лиде. Как же так, в который раз спрашивал я себя? Если бы так со мной поступали, как я поступал с ней, то я бы возненавидел этого человека на всю жизнь и при случаи отомстил бы ему.  А она!
Я потерял счёт дням. После уроков прячась, я шёл за Лидой. Она бегом бежала на почту. Её мать работала почтальоном, но из-за пьянки, часто не выходила на работу. И чтобы не потерять работу, Лида разносила почту вместо матери. Я видел, как она с трудом носит эти дурацкие почтальонские сумки, но я боялся предложить ей свою помощь. Я, прячась, ходил за ней от  дома к дому, пока последняя газета не была брошена в почтовый ящик. И мы оба, уставшие шли по своим домам. Однажды по возвращению домой, меня подозвала к себе бабушка и спросила: ” Тяжело ”? Я, молча, кивнул головой.
-Хочешь, уедем?
Я ошарашено смотрел на неё.
-Конечно, хочу, - шёпотом произнёс я.
Не прошло и месяца, как мы с бабушкой уже ехали в поезде. Мама вышла замуж и уехала в Германию. Мы вдвоём с бабушкой ехали в Подмосковье, в село Ветлянки. Там жила родная сестра бабушки – баба Валя. На протяжении всего пути я ни на минуту не забывал Лиду. С её именем я просыпался и ложился спать.  Моё воображение уносило меня далеко в будущее, где мы с Лидой были вместе. У неё была ровная спина, красивая осанка. Я её вылечил……               
Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/23/1288


Рецензии