продолжение, Часть - 11. Незванный гость

    Жизнь после русско-японской войны брала свое, хоть и с большим трудом, но все-таки постепенно налаживалась входя в свою привычную колею. Единоличники мало-помалу окрепли, многие семьи породнились.Вместо умерших от болезней и погибших на войне, народилось много ребятишек,а у кого они были подросли и породнились. Война и горе сплотили людей, но среди них были и такие семьи, которые не осилив поднять свои хозяйства, из-за их малочисленности не имеющие достаточно рабочих рук, обнищав вовсе уехали обратно или же, чтобы прокормить свои семьи, нанимались в работники к зажиточным крестьянам. Сельчане старались как- то утешить своих родных и соседей где добрым словом,а где и делом и поддержать материально пережить трудную годину.
Несмотря на трудности и лишения  жители деревни хоть и изредка,но все же собирались на различные гуляния и посиделки, тем самым общаясь и обмениваясь новостями и делясь самым сокровенным. Павел Иванович Афанасъев был заводилой на деревенских    свадьбах и гуляниях. Он почти никогда не расставался со своими, привезенными еще из Чувашии, инструментами: гуслями, скрипкой и гармошкой - веселил народ и по праздникам. Люди гуляли, пели и плясали. Одним словом, жили как и все в России, почитая Господа и не забывая о работе. А работать они умели да еще как.
    Однажды, одним осенним вечером во время очередного гулянья у Гавриловых произошел  случай. В самый разгар чувашской пляски, вдруг прибежал Илюшка. Он был весь взъерошенным. Вытаращив свои испуганные глазенки,он подбежал к Филиппу и сказал дрожащим голосом : " Папка,а папка ! В нашу стайку медведь забрался !" -" Какой сынок, медведь ? Ты что ? Может тебе почудилось, сынок ?"- переспросил Филипп, продолжая приплясывать.
-" Правда папка ! Правда ! Я сам видел как он по стайке лазил. Не вру, вот те крест!"- проговорил сын и перекрестился.
-" Неужто  правда ? Ведь у меня там Гнедко стоит !"- спохватился Филипп. Он увидев на лице сына скатывающуюся из глаз слезинку и остолбенел.Через мгновение, опомнившись закричал: "Мужики ! Ко мне в стайку медведь забрался,айда кто со мной !"
Ефим, Павел Иванович, Филипп и еще пара мужиков выскочили на улицу и на ходу схватив вилы и топор, с криками бросились к дому Егоровых. Подбежав к сараю люди остановились, прислушались. Никаких особых признаков, что здесь был медведь не было. Все вроде нормально и даже ворота были плотно прикрыты и на крючке. Но, вдруг из сарая донесся странный звук напоминающий  булькающий храп. Открыли ворота и толпой вошли в сарай. И тут, в полутемках разглядели лежащего и дергающегося в судорогах Гнедка. Лунный свет, падающий через открытые ворота сарая, осветил страшные разорванные раны на шее и боку коня из которых
струилась кровь. -" Филипп упал на колени и приподняв тяжелую с застекленевшими   ! Прости глазами голову Гнедого и как ребенок заплакал. -" Прости меня ! Прости, дружочек ты мой, не уберег я тебя - не успел !"- причитал Филипп. -" Как же мы теперь без тебя ?"- твердил он.
Мужики стояли молча рядом сочувственно опустив свои головы, не зная как помочь и утешить Филиппа. Да и чем тут поможешь ?
Ефим подойдя,к убитому горю Филиппу,положил свою руку на его крепкое плечо и сказал хоть как-то разрядить обстановку :
" Не убивайся,филипп ! Давай вставай, что теперь поделаешь, не вовремя принесла его нелегкая. Вот пакостник,что натворил !"
Филипп встал и подняв голову увидел в углу крытого соломой сарая, небольшую зияющую дыру через которую было видно звезды и  освещенные луной тучи. У него защемило в груди. Он не представлял себе жизни без своего гнедого. Ведь сколько лет вместе и ведь только благодаря ему они встали на ноги и зажили по-человечески. -" Вот горе-то,вот горе !"- продолжал он твердить не замечая стоявших рядом сельчан.
   На другой день, поднявшись чуть свет, пошел Филипп за  Ефимом  с Павлом Ивановичем чтобы они помогли ему разделать коня. Сам он наотрез отказался участвовать в этом деле, и взяв с собой сына, ушел вдоль Журы резать прутья для коробов. И даже нарезая прутья, он никак не мог смириться с мыслью, что у него нет больше Гнедка. Ему все чудилось, будто он то гладит, то треплет нежно его гриву.
Хоть мясо задранного коня было съедобным, он отказался оставить для себя. Он решил сьездить на Петропавловсий базар и там продать его. После этого случая, Филипп не мог долго успокоиться и поклялся отомстить за друга и словить того медведя.

   Однажды, он взяв с собой топор с лопатой и подался в ельник что за огородом, откуда, по всем приметам, пришел разбойник.
Выбрав место под невысокой елью, он целый день копал яму,а затем мастерил ловушку. Нарубив и натесав метровых кольев, он заострил их и, вкопав на дне ямы острием к верху, вылез. Затем заложив отверстие ямы кольями и забросал колья лапником и травой. К вечеру притащил остатки внутренностей и разложил вокруг замаскированной ямы, а голову гнедого подвесил на суку  рядом с ямой. Ловышка на медведя была готовой. Усталый ,но довольный проделанной своей работой, он прошелся по домам и  предупредил всех хозяев чтобы те не пускали собак, скот и детей в ельник.
Прошло уже три дня, но медведь не появлялся. -" Неужто не придет больше ?"- забеспокоился Филипп. Но, на четвертый день он пошел проверить,и уже подходя к месту увидел, что на этот раз медведь все-таки польстившись на приманку, провалился в яму и надевшись на колья и здох. -" Вот так тебе,варнак ! Будешь знать как по стайкам лазить !"- повторял Филипп, не скрывая своего удовольствия, что ему удалось отомстить за своего друга.
   Филипп сам ободрал косолапого, разделал и засолил тушу и собрал жир в отдельную емкость. Затем пошел за огород и от греха подальше забросал яму землей. -" Как настанет Петров день, поедем вместе с Ефимом и сельчанами на Ужурскую ярмарку и продам и мясо,и жир медвежий. Сказывают, будто жир медвежий шибко ценится на ярмарке. Возьму с собой денег, что удалось скопить, да добавлю с продажи мяса и жира, глядишь и хватит для покупки коня. А Ефим поможет подобрать коня добротного.
Без коня нам никак нельзя. Зиму как-нибудь еще переживем, а вот к следующему покосу конь будет нужен"- подумал Филипп.

   


Рецензии