О кладах 2-14-7-5

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-7-5. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ИСТОРИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.


История Золотой бабы. Продолжение.

Образ конца мира, как и его начала, в мифологии хантов и манси связан с огненной водой. За семь лет до конца мира все кули (духи болезней) и менквы направятся в подземное царство, пожирая по дороге людей. Во время огненного потопа спасутся те, кто подготовит плоты из семи слоёв древесины: шесть слоёв сгорят, и останется лишь седьмой. Плывущих на плотах без укрытия будут пожирать огромные комары. Спасшиеся люди проживут ещё столько же, сколько жили до потопа, а затем превратятся в водяных жучков и, наконец, станут прахом, что и будет полным окончанием мира. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

С ритуалом зажженного плота перекликаются угорские предания о потопе, называемом емын-ик – «священная вода». В одной из легенд повествуется: «За семь лет до прихода емын-ик шаманы сказали, чтобы все люди готовили лабт-лаур-полет-пор (семислойные плоты), укрытые сверху лабт-кары-сох-хажап (семислойным стерляжьим пологом). Когда пришел потоп, семи дней бушевала горячая вода. Каждый день отрывался один слой бревен от плота и срывался один слой стерляжьего полога. Кто такого плота не сделал, погиб». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В другом предании описываются не плоты, а несущиеся по воде земляные острова – емын-му-в-лопсыт (священной земли куски). Спасшиеся на них люди становятся друг другу родственниками. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В третьем мифе дерево патан-нак-ики (обрубленная лиственница-старик) становится центром «земли плотов» (ма-пор-авыт), где находят спасение люди. Священной лиственнице со «срезанной» (разветвленной) вершиной в жертву приносятся женские платки. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В религиозно-мифологических представлениях манси Космос включает три сферы: верхний (небесный), средний (земной) и нижний (подземный) миры. Верхний мир – небо торум – сфера обитания демиурга Нуми-Торума, по воле которого была создана Земля. В соответствии с основным космогоническим мифом, гагара, посланная Нуми-Торумом, достала со дня океана комок ила, который затем увеличился до размеров Земли. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Согласно новейшим исследованиям, миф о ныряющей птице принадлежал древней уральской общности – населению Северного При- и Зауралья и Западной Сибири ещё в VI – IV вв. до н.э. Нуми-Торум явился создателем и населения Земли – вначале двух генераций богатырей – отыров, первая из которых была им же и уничтожена за неподобающее поведение. Богатыри второй генерации с течением времени превратились в духов-покровителей сообществ людей. Нуми-Торум же создал лесных великанов – менквов и людей, после чего удалился от дел, передав управление миром и людьми одному из своих семи сыновей. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

К сфере верхнего мира относятся, помимо Нуми-Торума, его брат, громовержец Сяхыл-Торум, Этпос-ойка (месяц) и Хотал-эква (Солнце). Отец Нуми-Торума и его дед Косяр-Торум находятся соответственно во втором и третьем ярусе Верхнего мира. Это наименее актуальные персонажи пантеона. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В Среднем мире – на Земле (мув (хант.), ма (манс.) обитает Калтась-эква, жена Нуми-Торума, низвергнутая за связь с Куль-отыром, владыкой Нижнего мира, а также богиня огня Най-эква. Жизнью людей управляет младший сын Нуми-Торума – Мир-сусне-Хум, выигравший конное состязание со своими братьями. На земле пребывают бог-кузнец Сёрхинг-ойка, духи-покровители территориальных групп и отдельных семей, лесные духи – менквы и мис-хумы (в женской ипостаси мис-не). (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Нижний мир (кали-торум (хант.), хамал-ма (манс.)) – мир мёртвых, царство болезней и смерти, место обитания брата (или сына) Нум-Торума, известного под именем Куль, Кынь-лунк (хант.), Хуль-отыр (манс.). К существам Нижнего мира относятся возглавляющий его Куль-отыр и подчинённые ему кули – духи болезней. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Нуми-Торум наблюдает за землёй из своего дома через отверстие в небосводе. Земля с подземным миром также соединена отверстием. В фольклоре упоминаются «городской столб», олицетворяющий мировой столп, и лестница, по которой можно подняться на небо. Посредничество между космическими зонами осуществляют культурный герой – младший сын Торума и Крылатый (ая) Калм. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Трёхчленное строение космоса (по вертикали) манифестировалось как на уровне дома (размещение культовой атрибутики в жилище и зонирование его пространства), так и на уровне таёжных святилищ. Установка столба – алломорфа мирового древа. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Для манси весьма актуальны и представления о трёхчленности мира в горизонтальной плоскости, отражающие, вероятно, более ранние воззрения. Герои, посредники между мирами, путешествуют и в горизонтальном, и в вертикальном направлении. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

По хантыйскому мифу, «небесный» и «подземный» народы живут так же, как и люди на земле, причём смерть в верхнем мире означает рождение в нашем, а смерть в нашем – рождение в нижнем; то, что здесь мёртвое – там живое, что здесь повреждённое – там невредимое, когда здесь солнце – там луна. Общий троичный принцип членения мироздания может распространяться также на верхний и нижний миры. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Согласно мифам манси, над землёй возвышаются три неба: ближайшее к земле – Нум-Торум, выше расположен Корс-Торум, ещё выше – Косяр-Торум. Таким образом, три небесных яруса связываются с тремя поколениями небесных божеств. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В некоторых мифах хантов небо состоит из семи ярусов. Наиболее сложная картина мира отражена в сказаниях васюганских хантов: первый из семи этажей неба здесь состоит из нескольких частей, имеющих свои названия: ближайшее к земле небо называется «сосновое болото середины неба», далее идёт «хребет берёзовой горы середины неба», затем «водянистое море середины неба». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

У северных обских угров троичность деления распространяется и на нижний, подземный мир. Наряду с первым, подземным миром выделяются второй, «мир вышиной с хорей», и третий, «мир вышиной с собачий хвост». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Пантеон хантов и манси возглавляет Нуми-Торум – «верхний бог», владыка неба, податель дневного света, сын демиурга Корс-Торума и внук Косяр-Торума (Нум-Сивеса), отстранённых от участия в управлении вселенной и живущих в дальних ярусах верхнего мира. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Наряду с Нуми-Торумом в триаду главных богов входят богиня земли Калтась – сестра Нуми-Торума (в других вариантах она – жена Нуми-Торума) и его брат, божество подземного мира Куль. Другие их сёстры и братья – богиня огня Най-эква, божество солнца Хотал-эква (манс.), Хатл-ими, Катль-ими (хант.) «Солнце-старуха», божество месяца Этпос-ойка «Ночной свет-старик» (у хантов: Тылась-ики – «Месяц-старик»), бог грома Сяхыл-Торум. Солнце и месяц в мифах всегда выступают супружеской парой. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Среди важнейших фигур пантеона – семь сыновей Нуми-Торума, которых он послал на землю для непосредственного управления делами людей, особенно младший из них, Мир-сусне-хум – покровитель человеческого рода и посредник между людьми и богами. Остальные шесть сыновей выступают как локальные божества, между которыми распределена территория обских угров. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Низший уровень пантеона образуют многочисленные духи (хант. лунги). У манси злые духи и олицетворения болезней – куль – обычно отделяются от духов-охранителей и духов предков – пупыг. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Обитатель Нижнего мира - Куль, Кынь-лунк (хант.), Куль-отыр (манс.) - брат (или сын) Нум-Торума. Его образ занимает значительное место в мифологии хантов и манси. (http://www.etnic.ru/edu/myth/myth7.html).

Мир сверхъестественных существ в верованиях хантов и манси очень разнообразен. Он включает множество зооморфных и антропоморфных образов. Среди них представители животного мира, мифические существа: медведь, лось, Крылатый Карс и другие. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Из демонических существ наиболее известны менквы – лесные великаны-людоеды. В лесу водятся также враждебные людям уччи (учи, очи), обладающие зооморфными чертами. С менквами сходны обликом доброжелательные к людям мис (миш, мысь). (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Героические мотивы в мифологии хантов и манси связан как с богатырями – отырами, часто считавшимися первопредками – покровителями территориальных групп и отдельных семей, так… и с сыновьями Нуми-Торума – культурными героями, нередко действующими вопреки воле небесного отца, подвластных страданиям и даже смерти. Наиболее значительной фигурой из них является младший сын Нуми-Торума, управляющий жизнью людей Мир-сусне-хум – «Человек, осматривающий мир»; «Человек, объезжающий землю, объезжающий воду». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Мир-сусне-хум, чьё имя означает «За миром наблюдающий человек», занимает особое положение в пантеоне обских угров. Мир-сусне-хум – культурный герой хантов и манси и главный покровитель людей. В мифологии он носит имена Орт-лунк «Князь-дух», Орт-ики «Князь-старик», Мастерко, Ворт «Господин, Князь, Герой», Нум-сорни «Верхний-золотой», Сорни-орт «Золотой князь», Кон-ики «Господин-старик», Кантых-кан «Хантыйский князь», Торум-пах «Торума сын», Торум-тонх-ики «Бог-дух-старик», Эны-ики «Большой старик», Троитьс-ики «Троицы старик». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Особенно важная роль отводится этому божеству в мифопоэтическом космосе манси. Его мифологические и культовые имена: Тарыг-пещ-нималя–сов (точного перевода нет), Сорни-отыр «Золотой богатырь», Сорни-хон «Золотой владыка», Отыр «Князь, Богатырь», Мастер, Отыр-ойка «Князь-старик», Лунт-отыр «Гусь-богатырь» с эпитетом «Золотой, в образе золотого гуся», Лунс-хум «Всадник», Али-хум «Верхний человек», Ас-талях-хум «Верховьев Оби человек». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В мифах манси наиболее часто встречающимся эпитетом этого героя является северомансийское Мир-сусне-хум «За миром наблюдающий человек». У северных хантов ему соответствует Мир-севити-хо, у южных хантов – «Человек многих стран, странник многих стран». Сказочное имя Мир-сусне-хума у хантов – Ими-хиты «Бабушкин внук», Альви, Альвали; у манси – Эква-пырись «Женщины сынок», или Эква-пыпырись «Сынок сына женщины». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Мир-сусне-хум изображается как всадник на белом восьмикрылом коне, объезжающий мир на высоте облаков, он – «царь идущих облаков». Когда Мир-сусне-хум спускается на землю, под ноги его коню нужно ставить серебряные тарелочки. Его зооморфный облик – речной гусь. По велению отца он наблюдает за жизнью людей, заботится о них, выступает посредником между людьми и богами. У северных хантов и манси к нему обращаются шаманы. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В мифе Мир-сусне-хум предстаёт как культурный герой, которому приписывается инициатива творения земли, создание человека, обучение промыслам, различным знаниям и навыкам. Он был первым охотником на лося, создал огонь, полезные растения и животных, велел птицам прилетать летом на север. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Различие в функциях Мир-сусне-хума и духов-покровителей показывают их разную природу. Если в отношениях с духами-покровителями у людей господствует принцип дачеобменности, эквивалентности жертвы и воздаяния, то Мир-сусне-хум декларирует своё отношение к человеку по другому: «Хочу, чтобы, когда человек убивал чёрного зверя, красного зверя, думал обо мне». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Вездесущий «Человек, осматривающий землю, человек, осматривающий воду», может быть назван (пользуясь определением Ж. Дюмезиля), «богом договора», людского благополучия, «Народ созерцающим человеком». Поэтому каждому человеку присуща «совершенно реальная потребность иметь его образ в своем жилище». О посвящаемом Мир-сусне-хуму жертвенном покрывале манси говорят: Ялпын-кол-так («Есть ялпын в доме – дом крепкий»). Призвание Мир-сусне-хума быть символом близкой связи мифологически ничуть не ниже, чем его способность созерцать всю землю. Более того, в угорской мифологии человек и мир взаимопревращаемы, и духом этого единства выступает Мир-сусне-хум. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Он родился между небом и землей, когда его мать Сян-торум (Калтась) из-за «нехорошей жизни» (супружеской измены) была сброшена с небес на землю своим мужем Нуми-Торумом. При падении она и родила своего последнего сына Мир-суснэ-хума (Мастера). Упала она на землю вблизи Калтысянских юрт, где и осталась жить; а сын ее ушел в Троицкие юрты (Белогорье). (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Рождение героя оказывается не столько торжеством божественного союза, сколько поводом к его разрушению – Мир-сусне-хум является не то сыном Торума, не то «плодом измены». Его имена - Эква-пырись («Женщины сынок»), Ими-хиты («Старухи внук-племянник») - указывают на безотцовство. Он не подчинен чьей-либо (даже небесной) воле, он – между всеми состояниями и силами, он лепит из этих противоречивых состояний гармонию. Она устойчива лишь на миг. Затем она разрушается и создается в новом облике. (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

В одной из хантыйских легенд он рождается на небе, но с первого дня вызывает недовольство отца и оказывается низвергнут в мир людей: «Вверху, на небе, живет бог Торум. Его жене пришло время рожать, и, как водится, она родила сына. Положила его в колыбель и укачивает. Тут проходил мимо бог Торум и приказал: - Запри этого ребенка в круглый каменный дом.                Затем повернулся к сыну и сказал: - Когда-нибудь я приду и достану тебя, но когда – мое дело.               
Схватили они мальчика и унесли. Заперли в дом, а дверь закрыли на замок. Короткое время был он заперт, долгое время был он заперт, вдруг приподнялся в колыбели и так сказал: - Мой отец, бог Торум, не обращает на меня внимания, хотя он говорил: «Когда-нибудь я приду и достану тебя».                Дальше сидит. Долго ли сидел, коротко ли сидел, наконец ощупал свое лицо. Опять поднялся, говорит:               
- Я уже стал взрослым, бородатым человеком, но никто не смотрит на меня. Может быть, моего отца, бога Торума, уже нет в живых!  Я не могу здесь больше оставаться, я стану здесь совсем ленивым и вялым! Сказал так и стал двигаться. Одним движением разрушил каменный дом, так что и осколка не осталось. Затем начал осматриваться. Увидел солнце, заметил, что в городе возвышается золотой дом. «Это, конечно, дом моего отца»,- подумал он и пошел туда. Отец Мир-сусне-хума приказывает сжечь его. Однако, когда костёр потушили, на его месте появилось маленькое озеро, а по озеру туда-сюда плавал маленький гусенок.               
Мужчины идут назад, бог Торум спрашивает их: - Ну, что вы видели?                - На месте огня появилось озеро, а по озеру плавает маленький гусенок. Это может быть только сын бога».               
Торум приказывает застрелить гусенка, но тот остаётся невредим, вновь обращается мужчиной, сворачивает голову одному из слуг отца и направляется к порогу «золотого дома». Торум встречает сына словами: «Небесная обитель тебе не впрок! Уходи. Видишь, там, внизу, там тоже земля, там тоже живет народ. Спускайся к ним, будь их повелителем. Они будут тебя почитать, они будут тебе молиться». (http://kmn-info.ru/% D0---% D0--/).

Продолжение: http://proza.ru/2014/03/16/1963.


Рецензии